Получение и использование маркетинговой информации
Большинство некоммерческих организаций выполняют значительно меньше маркетинговых исследований, чем следует. Это является следствием ограниченности их бюджетов, относительной новизны маркетинга и недостаточной компетентности. Поэтому для увеличения количества маркетинговых исследований необходимы обучение и мотивация, демонстрирующие руководителям некоммерческих организаций, какие результаты можно получить с помощью рыночного исследования и как его нужно проводить. В некоммерческих организациях распространены некоторые мифы. В них предполагают, что маркетинговые исследования должны проводиться только для принятия ключевых решений, что они требуют проведения широких опросов и отнимают много времени, что они всегда дорого стоят, что для них нужны опытные исследователи и что когда они проведены, отчеты никто не читает, а результаты никто не использует. Однако исследование с использованием разнообразных методов, многие из которых не требуют больших затрат, может быть чрезвычайно ценно для принятия широкого диапазона решений. Для эффективных исследований необходимо, чтобы некоммерческая организация имела:
1. Цель маркетингового исследования.
2. Долгосрочную стратегию.
3. Бюджет.
4. Подход к выполнению индивидуальных проектов.
5. Организацию.
6. Систему оценки и контроля.
В конечном счете опытный менеджер некоммерческой организации должен планомерно вкладывать средства в маркетинговую информационную систему. Маркетинговая информационная система имеет четыре основные подсистемы: систему внутренней маркетинговой информации: систему внешней маркетинговой информации; систему маркетинговых исследований и аналитическую систему (см.: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАРКЕТИНГЕ; МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ).
Сформировавшиеся некоммерческие организации должны в первую очередь использовать такие типы исследований, как определение характеристик рынка; краткосрочное и долгосрочное прогнозирование; изучение тенденций; изучение конкурентных предложений; измерения потенциала рынков; анализ рыночной доли; анализ продаж.
Существует несколько методов составления бюджета исследования, среди них: метод, основанный на приросте прошлого бюджета, метод расчета ассигнований в виде процента от доходов, метод соответствия конкурентам и метод расчета от имеющихся средств. Наиболее же предпочтительным является подход с точки зрения анализа затрат и результатов, потому что он принимает во внимание практическое приложение результатов исследования. Фактические затраты на исследование тогда будут зависеть от ожидаемой ценности результатов, которые оно может обеспечить.
Прикладной характер исследований диктует необходимость «обратного» построения процесса исследования. Так, руководитель исследования сначала рассматривает решения, которые необходимо принять на основании результатов исследования, и затем двигается в обратном направлении, чтобы спланировать исследование, которое смогло бы наилучшим образом предоставить информацию для принятия таких решений. Важным шагом является определение формата отчета об исследовании, который обеспечит наиболее полезную с точки зрения управления информацию. Форма отчета предполагает необходимый тип анализа, который, в свою очередь, определит, каким образом данные должны быть собраны и обработаны.
Исследования могут быть количественными или неколичественными, требовать высоких или низких затрат. Качественное исследование, такое как проведение глубинных интервью или бесед в фокус-группах, может быть полезно для идентификации проблемы, сбора исходных данных для последующих количественных исследований, интерпретации прошлых исследований, предваритель -
ного тестирования рекламных материалов, концепции товара, упаковки и проспектов, а также для генерирования идей новых товаров, услуг и рекламных материалов. Другие методы проведения недорогих исследований включают в себя: эксперимент, исследования с использованием недорогих способов составления выборки, исследования с использованием вторичных данных и помощи добровольцев (см.: КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МАРКЕТИНГЕ; КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГЕ).