Маркетинговые исследования и выбор рынков
Различные профессиональные организации, включая Ассоциацию рыночных исследований Великобритании (The UK Market Research Society), Совет американских организаций, проводящих социологические исследования (The Council of American Survey Research Organizations), Профессиональную ассоциацию маркетинговых исследований Канады (Professional Marketing Research Society of Canada), разработали подробные кодексы поведения, регулирующие организацию маркетинговых исследований. В целом, эти кодексы построены с учетом прав и обязанностей различных сторон, которые затрагивают маркетинговые исследования. Главными заинтересованными сторонами (и участниками) маркетингового исследования являются субъекты исследования (обычно потребители-респонденты), потребители результатов исследования (обычно клиенты-спонсоры) и исследователи, как это показано в табл. 2. Проблемами, касающимися респондентов, в основном являются нарушения общепринятых прав потребителей на свободу выбора, осведомленность, безопасность, уважение и на неприкосновенность личной жизни. Еще один серьезный повод для беспокойства, возникающий в связи с маркетинговыми исследованиями, — сбор сведений о конкурентах. В то время как изучение конкурентов обычно считается необходимым и уместным, случаи шпионажа (например электронное слежение) в некоторых компаниях широко осуждались за неэтичность (см.: МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МАРКЕТИНГЕ).
Этические проблемы могут возникать в товарной политике на протяжении всего жизненного цикла продукта, начиная с его разработки и заканчивая снятием с производства. Безопасность товара часто является очень важной этической проблемой товарной политики (см. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ТОВАРОВ). Во многих странах закон требует предоставлять товары, «пригодные для торговли», т. е. такие, которые могут быть проданы и исполняют свое назначение. Это требование включает в себя безопасность товара. Эта подразумеваемая гарантия по гражданскому законодательству может вызвать обвинения в небрежности при отсутствии «обычной осторожности» со стороны продавцов (производителей, оптовиков и розничных торговцев), при этом продавец будет отвечать за товар, оказавшийся дефектным, который нанес ущерб. Помимо этого, продавцы должны действовать
Таблица 2 Проблемы этики в маркетинге
Маркетинговые исследования
Проблемы, затрагивающие потребите-
лей-респондентов:
1. Обман (например неразглашение процедур исследования, его цели или организатора)
2. Анонимность и конфиденциальность респондентов
3. Неприкосновенность личной жизни (например применение скрытого наблюдения, разглашение данных)
4. Недостаток уважения или внимания к респонденту, действия, причиняющие неудобства и затруднения или являющиеся оскорбительными (например звонки в неудобное время, длительные интервью, вопросы, затрагивающие сферу личной жизни)
5. Психологический стресс/ физический ущерб (например сложные вопросы, пищевые аллергии)
6. Продажа товаров или сбор средств под видом исследования
Выбор
Проблемы включения:
1. Предложение вредных для здоровья товаров уязвимым сегментам потребителей (например детям, пожилым людям)
2. Стереотипное представление целевого рынка (например сексуальные/ расовые/ возрастные стереотипы в рекламе)
3. Проблемы неприкосновенности личной жизни (например навязчивый телефонный маркетинг, маркетинг по базам данных)
Проблемы, затрагивающие клиентов-
заказчиков:
1. Добросовестность исследования (надежность и достоверность результатов)
2. Конфиденциальность исследования и клиента
3. Конфликт интересов исследователя (например в отношении конкурирующих клиентов)
4. Завышение расценок исследователями
Проблемы, затрагивающие исследователей:
1. Требование клиента провести исследование для подтверждения априорных заключений
2. Незаконные запросы о проведении исследования (например когда клиент не намеревается пользоваться услугами исследовательской организации)
3. Раскрытие специальных методов исследователя
4. Искаженное представление результатов исследования
рынка
Проблемы исключения:
1. Отказ в доступе к товару (например практика «красной черты» (отказ в выдаче ссуды по закладной по расовым соображениям) в сфере финансовых услуг, ограниченное распределение,
в результате которого бакалейные товары обходятся для бедных дороже)
2. Воздействие рекламы, которое оскорбляет потребителей вне целевого рынка (например реклама дорогих игрушек, реклама, оскорбительная для лиц противоположного пола)
Товарная политика
повышается благодаря тщательному позиционированию, информации о требованиях безопасности на упаковке/этикетке и подготовке процедуры изъятия товара |
1. Проблемы безопасности товара:
• требования минимизации возможного ущерба на стадии разработки, изготовления и распределения
Продолжение табл. 2
2. |
Адекватность выгод товара |
• |
уменьшение объема упаковки, при |
|
3. |
Социально спорные или «вредные» |
котором уменьшается количество, |
||
товары |
но сохраняется цена |
|||
• причиняющие вред через неправиль |
• |
сохранение цены за счет ухудшения |
||
ное употребление/злоупотребление |
качества |
|||
(например алкоголь) или при |
7. |
Запланированное устаревание (напри |
||
использовании по назначению |
мер дизайна/фасона) |
|||
(например сигареты) |
8. |
Произвольное снятие товара с произ |
||
• несущие сомнительные преимуще |
водства: |
|||
ства с социальной точки зрения |
• |
преждевременное/необъявленное |
||
или с точки зрения вкуса (напри |
снятие товара с производства |
|||
мер демонстрирующие насилие |
• |
неспособность предоставить |
||
игрушки) |
запасные части для снятых с |
|||
4. |
Товары-близнецы: |
производства товаров |
||
• расходуют впустую ресурсы |
• |
отказ прекращать производство |
||
(например лекарства-близнецы) |
менее безопасных изделий, когда |
|||
• являются нечестной практикой по |
превосходящий по качеству товар |
|||
отношению к копируемому |
выпускается на рынок (например |
|||
конкуренту, а также нарушают |
лекарства) |
|||
авторские права (подделка |
9. |
Проблема уважения к людям, участву |
||
товаров в крайней форме) |
ющим в производстве товара/предо |
|||
5. |
Воздействие на окружающую среду |
ставлении услуг: |
||
(например загрязнение) |
• |
уважение работников к клиентам |
||
6. |
Вводящие в заблуждение указания на |
• |
уважение клиентов к работникам |
|
упаковке: |
||||
Ценовая политика |
||||
Незаконные/неэтичные методы: |
• |
цена не обоснована (относительно |
||
1. |
Горизонтальное/вертикальное |
конкурентных товаров) |
||
фиксирование цены |
• |
используется как необоснованный |
||
2. |
Ценовая дискриминация |
сигнал качества |
||
3. |
Искусственное занижение цены, |
• |
имеет место дифференциальное |
|
рассчитанное на вытеснение конку |
ценообразование |
|||
рентов |
• |
имеет место неценовая конкурен |
||
4. |
Мошенническое завышение цены |
ция |
||
Проблемы справедливости: |
• |
цена завышена |
||
1. |
Цена слишком низка, если: |
• |
платежеспособность потребителя |
|
• конкуренты осуществляют |
ограничена (например необходимые |
|||
демпинг (по себестоимости или |
для выживания лекарства) |
|||
ниже) |
• |
предоставляется меньшее количе |
||
• не учтены социальные затраты |
ство ценности, чем законно ожида |
|||
(ущерб для окружающей среды) |
ется (например уменьшение объема гтю Х^ҐЛ Dl/TT 1 |
|||
2. |
Цена слишком высока, если: |
упакивкиj |
Продолжение табл. 2
Методы, вводящие в заблуждение: 1. Цена устанавливается не за стандартную единицу 2. Отсутствие маркировки изделия в розничных магазинах 3. Рекламирование цены, не раскрывающее полную величину расходов на |
приобретение товара (например через выполнение дополнительных условий) 4. «Снижение» цен в розничных магазинах (т. е. использование фиктивно высоких цен в течение ограниченного предварительного периода, чтобы установить последующую скидку) |
|
Каналы распределения |
||
Проблемы, воздействующие на посред |
Проблемы, воздействующие на потреби |
|
ников канала: |
телей: |
|
1. |
Злоупотребления отсутствием |
1. Дискриминация (например практика |
баланса силы во взаимоотношениях |
«красной черты», выборочный прямой |
|
внутри канала (например «плата за |
маркетинг) |
|
место на полке», конфликты между |
2. Обеспокоенность по поводу неприкос |
|
франчайзером и франчайзи) |
новенности личной жизни в связи с |
|
2. |
Серые дилеры: |
прямым маркетингом |
• «отклонения» в уровне обслужи |
3. Более низкие стандарты на экспортных |
|
вания в пределах рынков |
рынках, в особенности на рынках менее |
|
• «параллельный импорт» на |
развитых стран |
|
международных рынках |
4. Ограничение доступности (например |
|
недостаточное снабжение, подчинение |
||
торговым санкциям) |
||
Личные продажи и управление продавцами |
||
Продавец—клиент: |
• завышенные обещания относительно |
|
1. |
Подарки/развлечения; коммерческое |
возможностей товара |
взяточничество |
5. Дискриминация заказчиков или |
|
2. |
Введение в заблуждение: |
фаворитизм в силу: |
• переходя границы допустимого |
• взаимного обмена любезностями |
|
преувеличения |
• личных взаимоотношений |
|
• умалчиванием |
6. Конфликты интересов: |
|
3. |
Сомнительные/психологические |
• стремление продвигать товары, не |
методы продажи (например оказание |
подходящие для клиента, наилуч |
|
давления при продаже) |
шим образом |
|
4. |
Продажа сверх имеющихся возмож |
Продавец—компания: |
ностей поставки: |
1. Проблемы беспристрастности в оценке и |
|
• излишний запас товара |
в вознаграждении (например распределе |
|
• преувеличенная оценка пробле |
ние сбытовой территории, квоты продаж) |
|
мы клиента или завышенные |
2. Проблемы неправомерного использова |
|
требования к характеристикам |
ния активов компании (например |
|
товара |
проездные деньги для поездок в служеб |
|
ной машине) |
Окончание табл. 2
|
согласно правилам безопасности, установленным правительственными учреждениями[45] Все же помимо вопросов, определенных законом, в отношении безопасности товара возникают еще и другие этические соображения. Специалисты по маркетингу должны задать себе вопрос: насколько безопасным должен быть продукт?
Настоятельная необходимость продать товар, присущая работе продавца, часто становится причиной конфликтов. Помимо того что продавец пропагандирует товар, находится «между двух огней» и действует самостоятельно, от него еще требуют «повышать показатели», что увеличивает вероятность возникновения этических конфликтов. Эти конфликты обычно происходят в трех плоскостях: продавец—клиент, продавец—компания и продавец—конкурент (см. табл. 2). Основные неэтичные методы из категории продавец—конкурирующая фирма противоречат законам, запрещающим создание ложного представления о товаре и нечестную конкурентную борьбу, а также антитрестовскому законодательству (см.: ЛИЧНЫЕ ПРОДАЖИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ).
Коммерческое взяточничество, как правило, является противозаконным, но потенциальные выгоды, которые могут быть получены от этой, по общему мнению, неэтичной практики, столь велики, что ее можно обнаружить на многих рынках и во всех странах. В то время как выплата наличных покупателю с целью повлиять на решение о покупке считается взяткой практически повсеместно, существует меньшая определенность по поводу дарения подарков и организации развлекательных мероприятий. Представления об этом различаются в зависимости от отрасли и от страны, и, следовательно, необходимо принимать во внимание в первую очередь нормы, принятые в отрасли. Признание губительных последствий взяточничества, особенно взяточничества со стороны государственных должностных лиц, привело к тому, что возросли обращенные в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD) требования принять меры в международном масштабе (Nichols, 1997) (см.: КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА, ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ).
Реклама является самым заметным элементом маркетинга и убедительнейшим способом коммуникации, возможно поэтому она наиболее часто подвергается критике. Правдивость рекламы является этической проблемой со времен ее возникновения (см.: РЕКЛАМА). В большинстве стран рекламодатели подчиняются строгому саморегулированию со стороны отраслевых органов и правительства. Рекламодатели, например, должны быть в состоянии подтвердить заявления о характеристиках товара. В США FTC (Federal Trade Commission — Федеральная торговая комиссия) может определить, что реклама является ложной (умышленно или нет), не требуя свидетельств о том, что покупатели были обмануты (одно из определений обмана приведено в табл. 2). Она может прибегать к следующим средствам против введения в заблуждение и бесчестности в рекламе: согласительные решения,* предписания о прекращении и недопущении впредь незаконной демонстрации рекламы, потребовать обоснования рекламы или контррекламы. Важным моментом является определение границ между допустимым преувеличением и ложной рекламой. Помимо этических и юридических проблем, связанных с ложной или вводящей в заблуждение рекламой, много критических замечаний высказывалось по поводу социального вреда рекламы (см., например: Pollay, 1986; Preston, 1994). Существуют и другие проблемы, касающиеся рекламодателей, например использование информационной рекламы и связанные с этим проблемы ложных или вводящих в заблуждение методов стимулирования и прямого маркетинга (см.: ПРЯМОЙ МАРКЕТИНГ: ПЕРЕХОД К ИНТЕГРИРОВАННЫМ (ИНТЕРНЕТ) КОММУНИКАЦИЯМ).