Историческая перспектива
В этой части статьи коротко описана эволюция теории фирменного стиля начиная с 1950-х гг. Становится несомненным, что в развитие этой области менеджмента вклад был внесен самыми разными дисциплинами и национальными группами. На рис. 2 показана схема основных достижений в теории управления фирменным стилем.
Главным образом внимание в течение всего этого периода было сосредоточено на понятии фирменного стиля, причем значительный объем конструктивной работы в этой области был проделан североамериканскими авторами. Начиная с 1950-х гг. они оказали значительное влияние на эту область. Особенно значимы работы К. Болдинга (Boulding, 1956) и П. Мартино (Martineau, 1958). Первый из них, выдающийся философ, в одной из своих работ, «The Image» («Имидж»), отметил, что людям приходится отталкиваться от имиджа, и сделал вывод, что априори существует связь между тем имиджем организации, который сформировался у конкретного человека, и поведением этого человека по отношению к данной организации. В этой связи П. Мартино обращает внимание на то, что если имидж действительно настолько важен, он заслуживает внимания руководителей организации. Его статьи вызвали большой интерес со стороны ученых, занимавшихся вопросом корпоративного имиджа в 1960-х гг. (см. Bolger, 1959; Bristol, 1960; Budd, 1969; Crespi, 1961; Swanson, 1957; Tyler, 1957).
Ретроспективный анализ литературы показывает, что сложились три различных подхода к вопросу корпоративного имиджа: психологическая парадигма, графическая парадигма и парадигма маркетинга и связей с общественностью. Они сформулированы ниже:
♦ Психологическая парадигма: имидж рассматривается как ментальный образ или идея, которая представляет собой визуальную, сенсорную или пространственную аналогию реальности (Grunig; 1993).
♦ Графическая парадигма-, основное внимание сосредоточено на том, как организация передает свой имидж через свое имя и/или образ {Baker and Balmer, 1997).
♦ Парадигма маркетинга и связей с общественностью: рассматривает понятие имиджа с точки зрения покупателей и посредников. Здесь рассматривается формирование имиджа в той степени, в какой оно основано на «опыте, впечатлениях, убеждениях, чувствах и знаниях людей о данной компании» (Bevis in Bernstein, 1985).
Пока в литературе основное внимание обращалось на понятие корпоративного имиджа, с ним оставались связанными несколько проблем. Здесь сформулированы пять из них.
1. Рассматриваемое понятие интерпретировалось по-разному. Например, С. Кеннеди (Kennedy, 1977) было дано 21 определение корпоративного имиджа.
1964 г.
Рис. 2. Основные этапы развития теории управления фирменным стилем |
1020 Специальные вопросы |
Консультанты по художественному оформлению Липпенкотт (Lippincott) и Маргулиз (Margulies) впервые ввели понятие фирменного стиля
X
ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1950-1970-е гг.
Появилась связь с корпоративным имиджем (восприятие внешних посредников при заключении сделок) и художественным оформлением (графическим дизайном). Гегемония США. Наиболее значимы работы Болдинга (Boulding, 7956), Мартино (Martineau, 1958),большое внимание уделяется консультациям по графическому дизайну
2. Существуют негативные ассоциации с корпоративным имиджем. Д. Бернштейн (Bernstein, 1984) утверждает, что имидж, попросту говоря, — это обман, в то время как У. Олинз (Olins, 1979) отметил, что он предполагает использование сложных техник манипуляции.
3. «Управление имиджем корпорации» остается открытым вопросом. В исследовании С. Кеннеди (Kennedy, 1977) уже не было упоминания об управлении имиджем корпорации.
4. Разные люди и/или группы посредников при заключении сделок могут воспринимать организацию по-разному.
5. Не все группы посредников при заключении сделок одинаково важны для фирмы. Посредники для холдинга, конгломерата или дочерней компании не просто различны, они отличаются друг от друга степенью значимости для фирмы.
Все это объясняет, почему понятие корпоративного имиджа так проблематично. Грюнниг, например, отказался рассказывать об этом понятии на своих лекциях для студентов.
В последние годы понятие корпоративного имиджа было частично заслонено совершенно самостоятельным, но очень тесно связанным с ним понятием фирменного стиля. Отличительной чертой фирменного стиля является то, что он создается в течение некоторого периода времени (Gray and Balmer, 1998) и сосредоточен на более осязаемых характеристиках организации (что делает фирма, как она себя ведет). Имидж может измениться достаточно быстро — стиль же более устойчив. Однако как имидж, так и стиль можно разрушить за довольно-таки короткий период времени.
Следующие определения фирменного стиля показывают фундаментальные различия между имиджем и репутацией фирмы. Они связаны со свойствами и характерными чертами, которые присущи фирме в течение некоторого периода времени:
Корпоративная репутация представляет собой совокупность свойств, приписываемых фирме в силу ее прошлых действий.
(Weigelt and Camerer, 1988)
Корпоративная репутация формируется у отдельного человека, группы или
групп за счет собственного опыта или сведений о продуктах или услугах организации.
(Balmer, 1997).
Понятие корпоративной репутации стало полезным шагом в эволюции понятия имиджа компании. Утверждалось, что положительная репутация может рассматриваться в качестве стандарта, относительно которого можно оценивать решения, действия, коммуникации и поведение. Автор предполагает, что менеджер должен задать себе вопрос: «А не подорвет ли данное действие/решение нашу репутацию?».
Основные элементы корпоративной репутации, представляющие собой механизм контроля, отражает принцип «DEAR» (Balmer, 1998):
D — решения (Decisions).
Е — оцененные (Evaluated).
А — в соответствии (Against).
R — с репутацией (Reputation).
Второй этап, охватывающий период от начала 1970-х до 1980-х гг., свидетельствует о доминировании понятий фирменного стиля и корпоративной индивидуальности, а также о возрастании интереса к этому вопросу в Великобритании. Консультанты по графическому дизайну, исследованию имиджа и корпоративных коммуникаций Великобритании играют важную роль в распространении знаний о фирменном стиле, имидже, о визуальной идентификации фирмы посредством публикаций и за счет своей деятельности в качестве консультантов.
В течение этого периода можно было наблюдать постепенный перенос акцентов с вопроса восприятия фирмы с точки зрения клиентов на внутренние отношения в компании и роль персонала. Исследование С. Кеннеди 1977 г. можно рассматривать как определенный мост между первым и вторым этапом. Результаты этого исследования показали, что персонал играет ведущую роль при формировании корпоративного имиджа. В то же время Уолли Олинз, ведущий британский консультант по вопросам стиля, в своей книге 1979 г. «The Corporate personality: An Inquiry into the Nature of Corporate Identity» («Корпоративная индивидуальность: исследование о природе фирменного стиля») выдвигает гипотезу о возможности управления фирменным стилем. Его гипотеза заключалась в том, что организации на стадии формирования создают и развивают некую индивидуальность, отражающую личность основателя данной организации. В качестве примеров можно привести Ричарда Брансона (Richard Branson) — Virgin Group, Аниту Род - дик (Anita Roddick) — Body Shop, Билла Гейтса (Bill Gates) — Microsoft. У. Олинз называет эту стадию развития «героической» стилизацией. Он утверждает, что, когда такие лидеры уходят в тень, наследнику необходимо обратить особое внимание на индивидуальность самой организации, поскольку более не существует естественного центра ее стиля. Олинз называет такую стадию «технократической» стилизацией.
Последние исследования Дж. Балмера (Balmer, 1998) позволяют подвести следующий итог: суть фирменного стиля основывается на индивидуальности организации, которая после ухода основателя фирмы состоит из смешанных субкультур. Сюда входят как внутрикорпоративные культуры, так и другие типы культур, такие как профессиональная и национальная/региональная культуры.
Маркетинговая концепция корпоративной индивидуальности тесно связана с понятием фирменного стиля, которое более по вкусу исследователям организационного поведения. М. Хатч и М. Шульц (Hatch and Schultz, 1997) утверждают, что к стилю организации относится то, что сотрудники фирмы чувствуют и думают об этой организации. Это имеет отношение к коллективному, обычно общему, пониманию характерных ценностей и свойств организации.
Третий этап: 1980-е гг. — настоящее время
Во время третьего этапа, с конца 1980-х гг. до настоящего времени, мы наблюдаем возрастающий интерес к понятию фирменного стиля в Европе. Согласно работам С. Ван Риэля (Van Riel, 1995), в Германии наиболее важными являются труды консультантов К. Биркигта и М. Стадлера (Birkigt and Stadler, 1986). Кроме того, ученые Великобритании, стран Британского Содружества и материковой Европы стали уделять больше внимания данной теме. Рассел Абрат (Abratt, 1989), широко известный южноафриканский ученый, написал сравнительный обзор литературы по фирменному стилю и создал концептуальную модель, которая впервые объединила в себе понятия корпоративной индивидуальности, фирменного стиля и ее имиджа. Другие ученые занимают иную позицию на этот счет. Сиз ван Риэль (Van Riel, 1995) объединил понятия стиля, имиджа и репутации фирмы в широких рамках менеджмента корпоративных коммуникаций. Теоретики организационного поведения также написали ряд важных научных работ на эту тему (Albert and Whetten, 1985; Dutton and Dukerich, 1991; Hatch and Schultz, 1997). Одной из характеристик третьего этапа развития данной темы стал акцент на связи фирменного стиля и имиджа фирмы (Abratt, 1989; Stuart, 1994; Balmer, 1997), который основывался на работе С. Кеннеди (Kennedy, 1977). Важность взаимосвязей была отмечена X. Стюартом (Stuart, 1994). Он констатировал, что такое взаимодействие представляет собой «момент истины» для организации, в котором проявляются противоречия между тем, что на самом деле представляет собой организация (ее индивидуальность), и тем, как эта организация воспринимается. Дж. Балмер придерживается той точки зрения, что понятие взаимодействия имеет большой потенциал относительно возможностей привлечения внимания менеджеров к тем трем сферам, которые могут подорвать попытки организации защитить определенные позиции и стратегические преимущества на рынке. Балмер развил взаимосвязь «имидж-стиль», охватив и другие области, что показано на модели, представленной на рис. 3, который показывает также и ряд связей с внешней средой, поскольку различные аспекты управления фирменным стилем постоянно сталкиваются с демографическими, экономическими, природными, технологическими, политическими и культурными факторами.
Четвертый этап: настоящее время
Четвертый этап, приходящийся на настоящее время, примечателен междисциплинарными подходами к данной области, а также устранением барьеров, вызванных национальными и языковыми факторами. Это привело к достижению согласия по поводу фундаментальных принципов формирования фирменного стиля и управления им, а также к более четкому прояснению понятий индивидуальности фирмы, ее стиля, репутации и имиджа.
В литературе по маркетингу появляется все больше обращений к понятию «корпоративного бренда» (Balmer, 1995; King, 1991;Olins, 1995; Ind, 1997). Понятие корпоративного бренда имеет определенное преимущество, и его не стоит путать с визуальной идентификацией. С. Кинг (King, 1991), обсуждая различия между торговой маркой традиционного продукта и маркой компании, замечает, что с торговой маркой компании связано больше посредников, больше точек соприкос-
©-*■ |
© = Внешняя среда (е) |
Рис. 3. Ключевые взаимосвязи в управлении фирменным стилем |
новения с окружающей средой, здесь большее значение имеет персонал фирмы, а в управлении ею определенную роль играет также директор по персоналу. Однако пока существует необъяснимая связь между фирменным стилем и корпоративным брендингом, они должны рассматриваться в качестве двух отдельных понятий. Многоаспектность данной проблемы оставляет большой простор для возможностей выделения характерных различий между этими понятиями.
В работе С. ван Риэля (Van Riel, 1995) приводятся другие различия между традиционными торговыми марками и корпоративными брендами относительно коммуникаций. Ван Риэль разделяет коммуникации фирмы на три категории:
1. Маркетинговые коммуникации.
2. Управленческие коммуникации (действия и связи менеджмента).
3. Корпоративные коммуникации (контролируемые коммуникации).
Существует, однако, и более широкая интерпретация значения корпоративных коммуникаций, согласно которой организация должна продумывать не только многоаспектные каналы, посредством которых осуществляется связь (персонал, продукты, здания), но учитывать также существование других важных для организаций групп кроме покупателей. Это привело к появлению нового термина, охватывающего всю совокупность корпоративных коммуникаций, и автор использовал выражение «всеобщие корпоративные коммуникации» (Balmer; 1995). Оказалось, что Д. Бернштейн предвосхитил такую точку зрения, что видно из следующей цитаты:
Компании требуется целостный взгляд на коммуникации, поскольку организация использует их постоянно (даже если не осознает или не хочет это осознать) по отношению ко всем связанным с ней лицам. Коммуникации, которые имеют место, даже когда они не осознаны и не запланированы, создают определенные впечатления, и таким образом формируется имидж компании.
Bernstein, 1994
На рис. 4 показана модель, которую автор называет «Тройной ромб всеобщих корпоративных коммуникаций».
Рис. 4. Тройной ромб всеобщих корпоративных коммуникаций |
В данной модели сделана попьтса изобразить следующее:
♦ Сложность корпоративных коммуникаций.
♦ Важность как вертикальных, так и горизонтальных каналов связи, с помощью которых посредники при заключении сделок обмениваются между собой информацией об организации, а также то, что впечатление от продукта/ услуги (коммуникации) может не согласовываться с формально распространяемой информацией.
♦ Важность понимания всего вышеперечисленного в связи с определением ожидаемой обратной связи от целевых и нецелевых участников сделок.
♦ Потребность в понимании и увязке коммуникационного разрыва и разрыва в целевых откликах в сознании руководства организации.