Дескриптивная этика маркетинга
Этические проблемы потенциально могут возникнуть на любой стадии процесса принятия маркетинговых решений, начиная с формулировки стратегии и заканчивая ее реализацией, а также как часть любого маркетингового действия или мероприятия. Те маркетинговые практики, которые часто подвергались критике или широко признаны как проблемные с этической точки зрения, были указаны выше. Однако более глубокой является проблема включения нравственных ценностей в процесс принятия маркетинговых решений, а вышеперечисленные проблемы являются лишь ее симптомами. Если бы менеджеры согласовывали этические аспекты маркетинговых решений, существовала бы меньшая вероятность возникновения этических проблем.
Противоречивые требования, предъявляемые к маркетологам
В связи с изменившимися ожиданиями общества от бизнеса возросли требования этического поведения от маркетологов или менеджеров по маркетингу. Потребители, СМИ, общественные объединения, регулирующие и юридические органы все меньше соглашаются мириться с неэтичными действиями маркетинга. Эти требования вместе с возросшей конкуренцией на рынках вызвали переход от принципа caveat emptor (пусть покупатель будет бдительным) к принципу caveat venditor (пусть продавец будет бдительным).[46] Если фирмы пренебрегут этим принципом, то они рискуют столкнуться с неблагоприятной оглаской и бойкотами потребителей, которые могут повредить с трудом приобретенную репутацию и отрицательно сказаться на продажах, а также привести к судебному процессу и мерам со стороны правительства (см.: Smith, 1995).
Это вовсе не означает, что если бы подобные требования не существовали, то менеджеры по маркетингу обязательно поступали бы неэтично. Исследования С. Ханта и JI. Чонко (Hunt and. Chonko, 1984) показали, что в маркетинге есть некая доля макиавеллизма, но не более чем в любой другой функции бизнеса. Большинство маркетологов стараются прислушиваться к своей совести и поступать
правильно. Однако учитывая всеохватывающее воздействие маркетинга, его посредническую роль и предоставляемую им возможность экономического влияния, это может оказаться затруднительным. Вполне вероятно, что потенциальная возможность и причины неэтичного поведения связаны с регионом (Corey, 1993). Взаимодействие между внешними и внутренними силами, влияющими на поведение маркетолога и его выбор, показаны на рис. 1.
Проблема примирения противоречивых воздействий на функцию маркетинга приводит к тому, что этическое обоснование действий становится особенно уместным в принятии маркетинговых решений.
Оценка работы, системы вознаграждения |
Поведение маркетолога |
Личные цели, оценки |
Организационная структура и системы контроля |
Нормы, принятые в стране, отрасли, функции |
Личные ценности, этические убеждения |
-> Восприятие своей роли |
Указания сверху |
Рис. 1. Модель воздействующего на маркетолога силового поля
Источник: Corey, 1993.
3. Нормативная этика маркетинга
Нормативная этика маркетинга занимается разработкой указаний и моделей, которые менеджеры могут использовать при принятии маркетинговых решений. Она занимается предписывающими рекомендациями: «Каким должен быть этичный маркетинг?». Предполагается, что при принятии решений менеджеры руководствуются одним или несколькими из нижеперечисленных принципов (Laczniak and Murphy, 1993):
♦ Золотое правило: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе.
♦ Телевизионный тест: было бы мне неловко перед моими коллегами, семьей, друзьями, если бы мое решение было предано огласке в СМИ?
♦ Профессиональная этика: посчитает ли мое действие правильным объективная комиссия коллег по профессии?
♦ Если сомневаешься — не делай.
Некоторые авторы предлагают правила принятия решений, которые учитывают основные теории философской этики. Например, Д. Фрицше (Fritzsche, 1985) предложил модель принятия этичных решений, в которой философские этические теории объединены в виде дерева принятия решений, как показано на рис. 2.
Решения подвергаются сначала анализу с утилитарной точки зрения, т. е. оцениваются их выгоды для общества. Если зтот экран пройден, то оценивается воздействие на отдельных лиц, для чего требуется рассмотрение деонтологических проблем прав и справедливости.
Г. Лазняк и П. Мерфи (Laczniak and Murphy, 1993) еще более широко применяют философскую этику, задавая следующие вопросы при оценке этичности маркетинговых методов:
♦ Нарушает ли рассматриваемое действие закон? (Юридический тест.)
Анализируемая проблема |
Рис. 2. Модель этичных решений Фрицше |
Процесс |
Источник: Fritzsche, 1991. |
♦ Противоречит ли это действие общепризнанным моральным нормам? (Моральный тест.)
♦ Нарушает ли предлагаемое действие какие-либо другие особые обязательства, присущие природе данной маркетинговой организации? (Тест особых обязательств.)
♦ Является ли цель рассматриваемого действия неблаговидной? (Мотивационный тест.)
♦ Может ли рассматриваемое действие принести крупный ущерб/вред людям или организациям? (Утилитарный тест.)
♦ Нарушает ли рассматриваемое действие права собственности, права неприкосновенности личной жизни или другие неотъемлемые права потребителей? (Правовой тест.)
♦ Может ли предлагаемое действие неблагоприятно сказаться на другом человеке или группе людей? Находятся ли эти люди или группы людей уже в невыгодном положении? (Тест на справедливость.)
Утвердительный ответ на любой из вопросов может означать, что решение является неэтичным и его необходимо пересмотреть. Однако, как признают Г. Лазняк и П. Мерфи (Laczniak and Murphy, 1993), во многих случаях ответы на эти вопросы могут быть противоречивыми, например кажущиеся благоприятными последствия часто противоречат общепризнанным моральным нормам. Эта трудность, возникающая при применении многочисленных теорий философской этики, не является удивительной по многим причинам. Д. Робин и
Э. Рэйденбах (Robin and Reidenbach, 1993) высказали предположение, что великие теории философской этики нельзя применить к маркетингу и что для этой сферы должна быть разработана своя собственная жизнеспособная философская этика.
Одним из решений данной проблемы является контекстуальная теория, выдвинутая К. Томпсоном (Thompson, 1995), из которой следует нормативное положение о том, что маркетологи должны занимать щепетильную позицию в маркетинговых взаимоотношениях (что соответствует «этике щепетильности» — подходу к этическим заключениям, выдвинутым психологом Кэрол Джиллиган (Carol Gilligan)). Еще одним решением может быть выявление эвристического или эмпирического метода, которым могли бы руководствоваться менеджеры по маркетингу при принятии решений (по крайней мере для определенного ряда этических проблем) и который при этом был бы основан на теориях философской этики. В этой связи К. Смит (Smith, 1995) предложил тест на суверенитет потребителя (ТСП) в качестве составной части специфической для маркетинга модели, которую маркетологи могли бы использовать для оценки маркетинговых решений. Ее сфера применения ограничена воздействиями корпораций на покупателей, и, следовательно, данная модель не рассматривает непосредственные воздействия маркетинга на других заинтересованных лиц. Использование теста на суверенитет потребителя обеспечивает для потребителя правоспособность, информацию и свободу выбора даже в тех случаях, когда отсутствуют рыночные требования это делать. Маркетолог должен будет установить, например, в состоянии ли потребители на целевом рынке полностью осознать риски, связанные с продуктом, при этом он не ограничивается рассмотрением только требований законодательства и, возможно, действует против интересов фирмы, так как придется
• Соблюдаются интересы производителя
• Интересы потребителя
в менее выгодном положении
• Интересы производителя в менее выгодном положении
• Соблюдаются интересы потребителя
т
Практика отрасли |
Школа caveat emptor
Моральные
кодексы
Школа
суверенитета
потребителя
Школа caveat venditor
— максимизация — в общем прибыли — лучшие |
— подчинение законодательным ограничениям |
- выбор |
— отдельных фирм — правоспособ— удовлетворение - отрасли ность потребителя |
компании — профессиональ - — информация |
ных ассоциации (например АМА) |
Рис. 3. Модель этики маркетинга: тест на суверенитет потребителя Источник: Smith, 1995.
исключить некоторых потенциальных потребителей. На рис. 3 кратко представлен этот тест вместе с критериями определения адекватности показателей по каждому параметру. Оценивая решения при помощи этой или других моделей, маркетолог все равно должен выносить суждения, основанные на его или ее ценностях и интерпретации фактов. Однако когда совесть говорит, что что-то не так с каким - либо маркетинговым решением, маркетолог сможет воспользоваться схемой, которая поможет ему исследовать этические аспекты данного решения и которая даст некоторые указания на то, какое решение является правильным и какие более подходящие альтернативные решения существуют.
Продолжают расти требования этичного поведения от менеджеров по маркетингу. С развитием глобализации эти требования, вероятно, распространятся еще более широко, поскольку фирмам все чаще приходится иметь дело с различиями в нравственных ценностях в различных странах (Schlegelmilch, 1998). Проблемы России и других стран бывшего восточного блока, по мере того как они пытаются осуществить переход к рыночной экономике, способствовали признанию значения деловой этики, при этом было выявлено, что главным камнем преткновения являются взяточничество и другие формы коррупции.
Вероятным является возникновение новых проблем. Более широкое использование маркетинга отношений и расцвет сетей, скорее всего, привлекут большее внимание к проблемам доверия в рыночных отношениях (Gundlach and Murphy, 1993). Технологический прогресс дал толчок развитию новых маркетинговых методов, таких как интерактивный маркетинг, маркетинг по базам данных, маркетинг в сети Интернет. Эти новые методики часто поднимают этические вопросы, например, как реализовать потенциал более целенаправленных маркетинговых усилий, уделяя при этом внимание проблемам неприкосновенности данных. Вни
мание общественности к этике маркетинга, вероятно, будет способствовать проведению более широких исследований и распространению преподавания этого предмета.
N. Craig Smith
The Mcdonough School of Business, Washington, DC
Abbott, Lawrence (1955) ‘Quality and Competition’, New York: Columbia University Press. Berry, Leonard L. and Parsuraman, A. (1993) ‘Building a new academic field — the case of services marketing’, Journal of Retailing 69:13-60.
Booms, Bernhard H. and Bitner, Mary J. (1992) ‘Marketing strategies and organisation structures for service firms’, in Donnelly, James and George, William R. (eds.), Marketing of Services, Chicago: American Marketing Association.
Gronroos, Christian (1990) ‘Service Management and Marketing’, New York: Macmillan/Lexington Books.
Gummesson, E. (1994a) ‘Service management: an evaluation and the future’, International Journal of Service Industry Management 5:77-96.
Gummesson, E. (1994b) ‘Making relationship marketing operational’, International Journal of Service Industry Management 5: 5-20.
Kingman-Brundage, Jane, George, William, R. and Bowen, David E. (1995) ‘Service logic: achieving service system integration’, International Journal of Service Industry Management 6:20-39.
Kotler, Philip (1986) ‘Megamarketing’, Harvard Business Review March-April: 117-24.
Levitt, Theodore (1972) ‘Production line approach to service’, Harvard Business Review September— October.
Oliver, Richard L. (1997) ‘Satisfaction’, New York: Irwin/McGraw-Hill.
Townsend, Patrick L. (with Gebhardt, Joan E.) (1990) ‘Commit to Quality’, New York: Wiley. Vandermerwe, Sandra (1993) ‘From Tin Soldiers to Russian Dolls. Creating Added Value through Services’, Oxford: Butterworth-Heinemann.
Zeithaml, Valerie A., Parasuraman, A and Berry, Leonard L. (1990) ‘Delivering Quality Service’, New York: The Free Press.