Франчайзинг

История и развитие франчайзинга

Деловые соглашения, подобные сегодняшним соглашениям о франчайзинге, су­ществовали уже в средние века. Франчайзинговые организации, более похожие на современные, можно обнаружить в США второй половины XIX в., когда воз­никла компания Singer Sewing Machine Company, производящая швейные маши­ны. Взаимоотношения между Singer и владельцами мастерских ее сети, которые продавали запасные детали к швейным машинам и осуществляли их ремонт, име­ли определенное сходство с сегодняшним франчайзингом: в частности, на мастер­ских был изображен торговый знак Singer (см. БРЕНДИНГ И УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМИ МАРКАМИ).

Франчайзинг второго поколения, который также называется франчайзинг биз - нес-формата, возник в США в конце 1940-х—начале 1950-х гг. Впервые франчай­зинг стал применяться как отличительный способ организации нового бизнеса, а не просто как способ распределения существующего товара.

Франчайзинг быстро распространялся в США в течение 1950-х и в начале 1960-х гг. В 1946 г. можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже более 700. На протяжении этого периода возникли пред­приятия, чьи имена стали с тех пор привычными, такие как McDonald’s, Holiday Inn, Budget-Rent-a-Car. В конце 1960-х гг. в экономике США наметился спад, что неблагоприятно сказалось на развитии франчайзинга. Это заставило многих аме­риканских франчайзеров задуматься об освоении зарубежных рынков. Например, франчайзинг впервые возник в Великобритании в 1955 г., когда компания J. Lyons&Co. Ltd. приобрела у американской сети ресторанов быстрого питания Wimpy франшизу на право деятельности (master franchise rights) в Великобрита­нии. С тех пор франчайзинг распространился по всему миру, и теперь на разных стадиях развития он действует в 140 странах, во многих из которых длительно существуют франчайзинговые сообщества (Mendelsohn, 1992b).

В Великобритании на протяжении 1970-х и 1980-х гг. франчайзинг быстро раз­вивался и приобрел популярность. Основной стимул развитию франчайзинга да­вали вновь возникающие предприятия, для которых такой метод продажи това­ров и услуг являлся не связанным с большим риском средством финансового роста. Более того, в последние годы все большее число давно существующих ком­паний также стали прибегать к франчайзингу как к средству расширения своего бизнеса. Эти фирмы добивались успеха в большей или меньшей степени, посколь­ку централизованное принятие решений, руководство и культура корпоративного концерна обычно находятся в противоречии с децентрализованной организацией и методами работы, присущими концепции франчайзинга и ее практическому вопло­щению.

Хотя франчайзинг в основном встречается в сфере услуг и розничной торгов­ли, к нему также прибегают и производители, для того чтобы обеспечить себе воз­можности сбыта своих товаров, и оптовики, которые не только приобретают тор­говые точки для продажи товаров, но и получают возможность более экономного использования складских помещений и каналов распределения. Кроме того, не­которые давно существующие розничные сети организуют наряду с собственны­ми подразделениями франчайзинговые единицы как средство достижения особых стратегических целей. Такими целями могут быть: достижение более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек; мобилизация капитала за счет существую­щих торговых марок и, наконец, улучшение показателей своих не очень при­быльных торговых точек путем превращения их во франчайзи (см. КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ; МАРКЕТИНГ УСЛУГ; ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ; РОЗ­НИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ).

Основным источником статистических данных о франчайзинге являются еже­годные отчеты, составляемые по заказу Британской франчайзинговой ассоциации (British Franchise Association — BFA) с 1984 г. и финансируемые NatWest Bank. Эти отчеты содержат ценную информацию для понимания масштаба франчайзинга и темпов его роста. С другой стороны, у них есть определенные недостатки, напри­мер они медленно реагируют на происходящие изменения, а значительная часть респондентов, чьи сведения используются в отчетах, являются членами BFA, ко­торые обычно уже давно работают на условиях франшизы в отличие от предприя­тий, не входящих в эту организацию.

В соответствии с этой торговой статистикой общий оборот индустрии фран­чайзинга возрос с 1984 по 1990 г. с £0,84 миллиарда до £5,2 миллиарда. Средний годовой прирост за эти годы составил 36%. По сравнению с этим в следующие пять лет, с 1990 по 1995 г., на фоне сниженной экономической активности средний го­довой прирост оборота франчайзинговой индустрии составил 3%, при этом в 1990-1991 гг. - 8% и в 1992-1993 гг. - 11%.

Количество франчайзинговых систем увеличилось в период 1987-1991 гг. с 253 до 432. Затем с 1992 г. — с использованием более строгого определения — количество таких систем увеличилось с 373 до 474 в 1995 г. — последние цифры показывают прирост в 14% за 1994 г. (BFA, 1996).

К сожалению, невозможно точно сравнить объем франчайзинга в Великобри­тании и в США. Американская статистика по франчайзингу, например, относит торговый оборот собственных подразделений компании к франчайзинговой сис­теме, как и оборот автомобильных дилеров и розничных торговцев бензином, в то время как в данных по Великобритании эти категории не учитываются. Точно так же из-за различий в определениях и методах сбора данных трудно проводить зна­чимые сравнения с другими странами, например с Францией, в которой франчай­зинг, на первый взгляд, развит в большей степени, чем в Великобритании: его обо­рот оценивается в £10 миллиардов ежегодно и на условиях франшизы работают примерно 675 предприятий.

В каких видах бизнеса существует франчайзинг?

В США, где франчайзинг развит более чем где бы то ни было, франчайзинговым бизнесом охвачено как минимум 65 секторов; некоторые из них делятся далее на подклассы. Эти категории включают: повсеместно встречающиеся предприятия быстрого питания, аренду машин, печатные и копировально-множительные услу­ги, сети отелей и мотелей, услуги по подбору персонала и временных работников, а также туристические агентства, продажу через торговые автоматы и обучение торгового персонала. В США франчайзинг проник в такие профессиональные и финансовые сферы, как фармацевтика, оптика, бухгалтерия и страхование. В Ве­ликобритании члены BFA работают в 46 секторах бизнеса, в которых выделяют­ся 38 дополнительных подсекторов. Многие из этих категорий совпадают с теми, в которых успешно применяется франшиза в США, среди них также: доставка посылок, школы вождения, предоставление различных видов услуг для домовла­дельцев, детские сады и доставка молочных продуктов.

Франчайзинг

Дополнительные маркетинговые умения

♦ Командная работа — способность функционировать в качестве члена мно­гофункциональной команды. ♦ Личные навыки — способность слушать и понимать потребности других, управлять конфликтами и передавать информацию. ♦ Маркетинговые коммуникации — …

Философские основы качественного анализа

Содержание исследований, которые можно назвать «качественными», может очень сильно варьироваться. Одна из крайностей состоит в злоупотреблении дедуктив­ными методами и трактовке любых слов как данных, которые надо анализировать на частоту появления. …

Определения качественного исследования

Качественное исследование, согласно научному определению, данному Дж. Ван Мааненом ( Van Маапеп, 1983), представляет собой «совокупность техник интер­претации, направленных на то, чтобы при помощи описания, декодирования и преобразования, а также …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.