Будущее маркетинга – эволюция маркетинга
Вебстер-мл. прослеживает эволюцию организационного позиционирования маркетинга с момента, когда он впервые появился как отдельная функция бизнеса в 1920-х гг. Первоначально маркетинг развился из и при поддержке функции продаж. При растущей конкуренции на рынке требовалось более совершенное понимание потребительского поведения, поддерживаемое усовершенствованным исполнением в управлении маркетинга-микс. Поскольку не появилось ни одной одиночной формы маркетинга, которая взяла бы на себя ответственность за эти роли, Ф. Вебстер-мл. выделяет пять предпосылок, на которых базировалось построение традиционных маркетинговых организаций. В них были включены следующие предположения о том, что:
♦ как стратегия, так и структура должны обладать некоторым долгосрочным воздействием;
♦ существует определенный набор бизнес-функций, которые являются обоснованной сферой деятельности профессиональных менеджеров по маркетингу;
♦ основной целью маркетингового отдела является порождение и стимулирование спроса на продукцию фирмы.
История конкуренции во второй половине этого столетия явно указывает на то, что существует внутренний конфликт между первым из данных предположений и двумя другими. Долгосрочная стратегия предполагает установление отношений как с поставщиками, так и с потребителями для создания и доставки товаров. В противовес этому необходимость порождать и стимулировать спрос на продукцию фирмы вполне может потребовать, чтобы маркетинговая функция подчинила спрос желаниям поставщика. Данный подход неизбежно ведет к краткосрочному и трансакционному подходу к отношениям с потребителями. В свою очередь, «тирания ежеквартального отчета» обязательно приведет к тому, что особое значение будет придаваться акционерам, что плохо скажется на покупателях.
Формулирование маркетинговой концепции в 1950-х гг. было полным признанием тенденции к отклонению от философии маркетинга, но доминирование школы маркетинг-менеджмента с 1950-х до середины 1980-х гг. показывает, что в лучшем случае дальше слов данные увещевания не пошли.
По мнению Ф. Вебстера-мл., это привело к тому, что маркетинг не смог осуществить свои основные стратегические функции менеджмента по крайней мере в трех областях:
1. Сегментация рынка и целенаправленность — анализ рынка для определения различий в нуждах, предпочтениях и приоритетах потребителей, а также выбор тех сегментов, где фирма лучше всего может достичь уникального конкурентного преимущества.
2. Разработка коммерческого предложения — подбор ресурсов фирмы, способностей и «отличительных умений» для аккуратно определенного набора потребительских нужд; позиционирование фирмы в цепочке ценностей.
3. Построение сбытовой сети и менеджмент — разработка и управление отношениями с различными поставщиками ресурсов, включая людей, зани-
мающихся перепродажами, а также продавцов товаров и услуг, для того чтобы предоставить общее предложение товаров/услуг, которое было бы согласовано с планируемой фирмой стоимостью.
Отчасти по причине пренебрежения данными предпосылками многие фирмы потеряли свои конкурентные преимущества в течение 1980-х гг. в период обострения конкуренции во всем мире. Диагноз возможных причин ясно указывает на краткосрочность и отсутствие ориентации на потребителей. Данный диагноз приобрел дополнительное значение после поражения коммунизма и разрушения административно-командной экономики в странах Советского блока в конце 1980-х гг.
Традиционно основное внимание в работах об альтернативных формах политической и экономической организации было сфокусировано на капитализме и коммунизме. Однако, как указал Мишель Альбер (Michel Albert), в результате доминирования России и США как двух великих держав именно они интерпретировали коммунизм и капитализм, который одержал победу в данном споре. После устранения коммунизма как серьезного претендента на альтернативную форму экономической организации больше внимания стало уделяться различным модификациям капитализма. Именно это привело Альбера, Дюссара и других к выводу о том, что разновидность капитализма, реализующаяся в США, является всего лишь предельной формой среди других разновидностей, реализуемых во многих других рыночных экономиках. Короче говоря, англосаксонский вариант капитализма, как он практиковался в США и в меньшей степени — в Великобритании, подчеркивает взаимодействие свободных рыночных сил как единственной детерминанты экономической эффективности. Именно эта интерпретация капитализма отразилась в концепции маркетинг-менеджмента.
Более внимательное изучение обнаружило, что когда США и Великобритания, практиковавшие англосаксонский капитализм, пережили упадок конкурентоспособности в период, последовавший за Второй мировой войной, другие рыночные экономики показали превосходный рост и производительность. Япония и Западная Германия попали в эту категорию, и оценка основ их экономики и политической философии показывает значительные различия между тем, что называлось германо-альпийской моделью капитализма, и англосаксонской версией. Эти существенные различия приведены на рис. 1. В свою очередь, данные отличия могут быть объединены как те, что проводят разграничения между ориентацией на подход к маркетинг-менеджменту, где особое внимание уделяется краткосрочному операционному подходу, и долгосрочной философии, ориентирующейся на потребителя и спроектированной как маркетинг отношений.
В течение 1990-х гг. маркетинг отношений рассматривался как отражающий сущность маркетинговой концепции, а также интеграцию культуры, стратегии и тактики. Именно в этом контексте Ф. Вебстер-мл. видит концепцию потребительской ценности, предоставляющей механизм для объединения трех параметров маркетинга.
Ф. Вебстер-мл. заявляет, что «маркетинг может считаться построением и менеджментом всех процессов бизнеса, необходимых для определения, развития и доставки ценностей потребителям». Он, таким образом, переходит к перечислению этих маркетинговых процессов в трех главных категориях — определение ценности, развитие ценности и поставка ценности. Рисунок 2 подводит итог процессам, которые описал Вебстер-мл. как попадающим в эти три категории.
Для того чтобы разработать и эффективно руководить данными процессами, требуется высокоэластичная и динамичная организационная структура. Вероятнее всего, традиционные структуры, построенные вокруг функций, продуктов и рынков, не будут отвечать данным критериям, в частности потому, что вряд ли в условиях новой эры какая-нибудь единичная организация сможет обладать всеми навыками и ресурсами, необходимыми для поддержания устойчивого конкурентного преимущества. Таким образом, организации нуждаются в развитии отношений не только с потребителями, но также и с поставщиками и другими заинтересованными организациями.
Хотя Ф. Вебстер-мл. не говорит прямо, его рекомендации по поводу будущих маркетинговых организаций, кажется, ориентируются на проектно ориентированную структуру. В данной концепции команды объединяются и формируют группу, для того чтобы решить конкретные маркетинговые проблемы, а также отвечать за управление товарами/рынком, поскольку они развиваются по мере развития своего жизненного цикла. В данной организационной структуре навыки и умения ведущего исполнителя проекта будут представлять первостепенное значение. Если по образованию, воспитанию и опыту маркетологи наилучшим образом подходят для
Процессы определения ценности |
Процессы разработки ценности |
Процессы поставки ценности |
Исследования рынка — изучение нужд потребителей, их предпочтений, покупательской способности, использования товаров и т. д. Анализ ключевых умений Стратегическое позиционирование фирмы в цепочке ценностей Экономический анализ систем потребительского пользования |
Разработка новых товаров Проектирование каналов товародвижения Разработка стратегии поставок Выбор продавцов Стратегическое партнерство с поставщиками услуг (например кредит, управление базой данных, сервисное обслуживание и реализация) Разработка стратегии ценообразования Разработка предложения выгоды |
Управление товародвижением в логистике Размещение торговых точек Ввод заказов, продажи и услуги в кредит и по почте Реклама и стимулирование сбыта Прикладное проектирование Модернизация товаров и снятие с продажи Обучение потребителей |
Рис. 2. Три основные категории маркетинговых процессов Источник: Webster, 1992. |
проведения и управления командами, которые состоят из разных специалистов, тогда в будущем лидеры таких команд, возможно, будут считать себя «маркетологами». Однако на том же самом основании, что и «роза, как ее ни назови, будет пахнуть так же сладко», возможно, те, кто верит в ориентацию на потребителя и практику маркетинга, почувствовали бы себя более уверенно, если бы они четко знали, что к ведущему проекта был прикреплен вполне осязаемый ярлык.
Даже если маркетолог или специалист по маркетингу не выступает в качестве ведущего проекта, он все равно будет оказывать важное содействие в стимулировании потребительской ориентации и осуществлении поставки ценности. Ф. Вебстер-мл. цитирует работу консультанта по менеджменту А. Т. Кеарни (А. Т. Кеату), который, основываясь на исследовании в 26 крупных американских компаниях, выделил четыре ключевых маркетинговых процесса. Вот эти процессы:
1. Установление конкурентного положения.
2. Определение целевых рынков и разработка товаров/услуг для обслуживания данных рынков.
3. Доставка товаров/услуг на целевые рынки.
4. Создание и управление спросом.
Ф. Вебстер-мл. также приводит высказывания Томаса М. Беддоу (Thomas М. Beddow) из З М Company на семинаре «MSI», созванном для обсуждения будущего маркетинга. По мнению Т. Беддоу, маркетинговые «умения», охватывающие как процессы, так и способности, включают следующее.
Ключевые маркетинговые умения
♦ Планирование — определение бизнеса и его потребителей.
♦ Разработка товаров — стратегия для роста подразделений бизнеса.
♦ Ценообразование — понимание полезности товаров и услуг компании с точки зрения потребителя.
♦ Руководство каналами — разработка и управление институтами, посредством которых компания выходит на рынок.
♦ Анализ потребителей — анализ индивидуумов, организаций и фирм с точки зрения нужд, желаний и покупательской способности.
♦ Исследования — сбор и интерпретация маркетинговой информации для принятия маркетинговых решений.
♦ Управление брендом — разработка и управление сильными глобальными брендами и корпоративными активами.
Прогрессивные маркетинговые умения
♦ Международные — маркетинговые товары и услуги за пределами национальных границ.
♦ Финансовый анализ — определение выгодных стратегий, которые продлевают жизненный цикл ценностей потребителя.
♦ Стратегическое планирование — разработка стратегической связи между целями организации, ее способностями и меняющимися рыночными возможностями.
♦ Развитие функции качества — преобразование потребительских запросов в проектные требования.
♦ Управление процессом — взаимоотношения основных организационных функций при разработке товаров, производстве, продажах и товародвижении.
♦ Добавочная ценность — постоянное улучшение потребительской стоимости.
♦ Продажи, ориентированные на потребителя, — демонстрация твердой способности соответствовать и превосходить ожидания потребителей.