Структурная схема асинхронного электропривода с регулированием напряжения статора
Линеаризованная структурная схема системы тиристорный регулятор напряжения - асинхронный двигатель (ТРН-АД) с отрицательной обратной связью по скорости, соответствующая функциональной схеме рис. 6.24, приведена на рис. 6.30.
Рис. 6.30. Структурная схема асинхронного электропривода с регулированием напряжения статора |
Нарис. 6.30. приняты следующие обозначения:
WpC(Р) ~ передаточная функция регулятора скорости;
кс = кДС ■ кос - коэффициент обратной связи по скорости, В • с/рад;
кдс - коэффициент передачи датчика скорости, В • с/рад;
кос - коэффициент согласования, о. е.;
&трН = кП ■ к ; 7трн - коэффициент передачи и постоянная времени
тиристорного регулятора напряжения;
- момент инерции электропривода.
В качестве расчетного значения коэффициента чувствительности по моменту км принимаем его максимальное значение км= 2 • Мкн, при котором условия устойчивости контура регулирования скорости наихудшие.
Примем кр = 0, то есть механическая характеристика асинхронного
двигателя в зоне регулирования скорости принимается абсолютно мягкой. Это допущение может быть приемлемым для синтеза параметров регулятора скорости, так как основной диапазон регулирования скорости расположен в зоне неустойчивых участков механических характеристик двигателя. Однако исследование переходных процессов необходимо производить с учетом максимального положительного значения (3, при котором условия устойчивости системы также наихудшие.
Разомкнутый контур скорости, настроенный на модульный оптимум, должен иметь следующую передаточную функцию:
Ко (Р) = Ї^ гг. (6.55)
■ р(Т^ - р +1)
где а^с = 1-6 - коэффициент настройки на модульный оптимум контура скорости; а^с = 2 - стандартный коэффициент настройки.
Передаточная функция разомкнутого контура скорости рассматриваемой системы (см. рис. 6.30) определяется следующим образом:
КЛр) = №рс(р)---1^——-г—К - (6.56)
1 + Т^-р + Тэ-р J^-p
С целью упрощения решения задачи синтеза параметров регулятора скорости понизим порядок передаточной функции контура скорости. Для чего найдем суммарную малую постоянную времени Тт = 7трн + 7Э,
тогда выражение (6.56) преобразуется к виду
KAP) = W^(P)-p^-Ti--k0. (6.57)
+ Тт-р Jz-p
Приравнивая правые части выражений (6.56) и (6.57) и решая полученное уравнение относительно передаточной функции регулятора скорости, получаем
(l + Tm - P)-Jz - Р а^-Т^-р-(Т^-Р + ^-К-КРп-ки
Если принять равными Tm = Т, то регулятор скорости будет иметь передаточную функцию
у-^) = а, г Jkk, к = V (6.59)
jic m с трн м
Таким образом, при настройке контура скорости на модульный оп
тимум, регулятор скорости будет пропорционального типа с коэффициентом передачи крс.
В тех случаях, когда электропривод с П-регулятором скорости не обеспечивает заданных показателей статической погрешности механических характеристик в принятом диапазоне регулирования скорости, контур скорости следует настраивать на симметричный оптимум.
Передаточная функция разомкнутого контура скорости (см. рис. 6.30) с учетом суммарной малой постоянной времени определяется следующим уравнением:
KAp) = wpc(p)- Kf“TK' -^—К. (6.63)
+ Тт -р Jz - р
Приравнивая правые части выражений (6.62) и (6.63) и решая полученное уравнение относительно передаточной функции регулятора скорости, получим
Графики переходных процессов момента и скорости электроприводов, настроенных на модульный и симметричный оптимум, определены для различных ас[15]. Однако для асинхронного электропривода, имеющего участок механической характеристики с положительной жесткостью кр, проверка переходного процесса на устойчивость представляет практический и теоретический интерес.
Для исследования системы ТРН-АД с отрицательной обратной связью по скорости «в большом» необходимо исследовать переходные режимы с учетом полной модели асинхронного двигателя.
Графики переходных процессов скорости со и момента М при пуске электропривода ТРН-АД и последующем набросе нагрузки до 0,6Мн приведены на рис. 6.31. На рис. 6.32 построены динамические механические характеристики. При больших скачкообразных задающих напряжениях (U3C >0,6 о. е.) сигнал управления регулятором скорости иурс =U3- Uoc велик и к двигателю прикладывается полное напряжение питающей сети, переходные процессы скорости и момента близки к процессам в разомкнутом электроприводе при его пуске прямым включением в сеть. Возникают колебательные процессы момента и скорости, которые рекомендуется уменьшить увеличением инерционности тиристорного регулятора напряжения, путем введения в цепь управления тиристорами дополнительной инерционности [16] и включением задатчика интенсивности на входе электропривода.
Рис. 6.31. Графики переходных процессов скорости со и момента М при пуске и набросе нагрузки в электроприводе ТРН-АД. U3 = 8 В |
Увеличение инерционности тиристорного регулятора напряжения достигается введением на его вход дополнительного фильтра с постоянной времени 7ф = (3 - т - 5) • 7трн. Эти меры позволяют улучшить качество
переходных процессов, снизить влияние свободных составляющих момента и обеспечить отработку управляющих сигналов с минимальными перерегулированиями момента и скорости, однако точность поддержания скорости уменьшится, так как уменьшится коэффициент усиления регулятора скорости.
Рис. 6.32. Динамическая механическая характеристика при пуске и набросе нагрузки в электроприводе ТРН-АД. (/., = 8 В Статические механические характеристики электропривода ТРН - АД с отрицательной обратной связью по скорости возможно построить через установившиеся значения скорости и момента, полученные по результатам расчета переходных процессов. Механические характеристики электропривода ТРН-АД для задающих напряжений II= 8 В и из2 =ЗВ приведены на рис. 6.33. Анализ механических характеристик показывает, что погрешность поддержания скорости электропривода на нижней механической характеристике с U.,2 = 3 В составляет 5 ~ 80 %. |
Рис. 6.33. Механические характеристики электропривода ТРН-АД с П-регулятором скорости |
о. е. 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 |
В тех случаях, когда указанная погрешность не удовлетворяет требованиям технологического процесса, необходимо параметры регулятора скорости выбирать по симметричному оптимуму, то есть регулятор скорости должен быть пропорционально-интегральным.
Нарис. 6.35. построены динамические механические характеристики электропривода.
Рис. 6.35. Динамические механические характеристики пуска двигателя скачкообразным изменением задающего напряжения £/3* = 0,3 о. е. и последующем набросе нагрузки до 0,6Мн* |
Использование ТРН для пуска АД позволяет снизить пусковые потери на 10-15 % при условии выбора оптимального времени нарастания напряжения. Установлено [17], что рациональное время нарастания напряжения составляет 0,02-Ю,04 с. (соответствует т = 6,2 + 12,4 о. е.). Увеличение времени нарастания напряжения приводит к росту пусковых потерь энергии, которые могут превысить потери прямого пуска. Однако при однократных пусках АД этими потерями можно пренебречь, а основным критерием выбора времени нарастания напряжения следует считать отсутствие значительных колебаний электромагнитного момента двигателя на начальных участках переходных процессов. В этом случае время нарастания напряжения может быть увеличено до 0,1-Ю,2 с.
Динамические механические характеристики, рассчитанные по результатам переходных процессов пуска электропривода с задатчиком интенсивности и моментом сопротивления Мс1 = 0,1 о. е. и последующим набросом нагрузки до момента сопротивления Мс0 = 0,6 о. е., приведены на рис. 6.37. В отличие от электропривода с П-регулятором скорости переходные режимы электропривода ТРН-АД с ПИ-регулятором скорости характеризуются большим временем отработки возмущающего воздействия (тв =100 о. е.). У становившиеся значения скорости для двух различных моментов сопротивления Мсі = ОД О. е. И Мс2 = 0,6 о. е. отмечены на рис. 6.37 треугольниками и они практически равны
Механические характеристики электропривода ТРН-АД с ПИ - регулятором скорости для задающих напряжений (1.,с = 8 В и U3C2 = 3 В приведены на рис. 6.38.
Рис. 6.38. Механические характеристики электропривода ТРН-АД с ПИ-регулятором скорости |
о. е. 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 |
Статические механические характеристики электропривода ТРН - АД с ПИ-регулятором скорости построены через установившиеся значения скорости и момента, полученные по результатам расчета переходных процессов.
Анализ механических характеристик показывает, что погрешность поддержания скорости электропривода на нижней механической характеристике с из2 = 3 В составляет 5 « 0,033 %, то есть механические характеристики замкнутой системы электропривода с ПИ-регулятором скорости близки к астатическим.
Выбор типа регулятора скорости в электроприводе ТРН-АД определяется в конечном итоге требованиями технологического процесса.