АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ПРОКАТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ДВИГАТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 1 КАК ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Двигатель независймого возбуждения как объект регулирования, выходной величиной которого принимается скорость вращения п, может быть представлен на основании совместного решения уравнений_гэлектрического (И.2) и механического (1.8) равновесия якоря и уравнений цепи возбуждения, записанных в операторной форме:
<k+'Jsp) /я (п-21)
Е = кЕФп; (II .22)
GD2 ..
Ж2- РП - М — Мс-, . (II.23)
М = кмФ1я,
откуда
(II 24) |
і 38,2 ,, ., ..
^ р Q£)2 я Мс).
(1 + TBp)IB = kBUa, (И 25)
ф = V», . (п 26)
где кэ = 1//?я — передаточный коэффициент якоря,
ftB = 1/#в — передаточный коэффициент цепи возбуждения; Лф — передаточный коэффициент звена, преобразующего ток возбуждения в магнитныи поток, Тв = LJRB — электромагнитная постоянная времени цепи возбуждения двигателя При этом в целях упрощения сделаны следующие допущения
1. Двигатель имеет дополнительные полюса и компенсационную обмотку, и влиянием реакции якоря можно пренебречь '
2. Не учтено действие вихревых токов в магнитопроводе.
3. Характеристики намагничивания на рабочем участке имеют линейный характер, т. е. LB = const.
Индуктивность обмотки возбуждения определяют по кривой намагничивания или характеристике холостого хода машины [8] Рассматривая полученные уравнения как уравнения звеньев, выходная величина которых находится в левой части, а входная в правой части уравнения, получаем передаточные функции звеньев
wap) = |
I я (p) |
(ІГ 27) |
|
(U-E)(p) - |
1 + ГэР ’ |
||
Wt{p) = |
E(P) - kr Фп (p) £’ |
(II 28) |
|
Wa(p) = |
M (P) и Ф1 я (p) ~ Км’ |
(II 29) |
|
wt(p) = |
n (P) |
1 38,2 . |
(II ЗО) |
(M - Mc) (p) |
р GD2 ’ |
||
ЙМР) = |
/В (p) kB |
(II 31) |
|
Uu(p) 1 + ГвР ’ |
|||
wa(p)== |
Ф (p) и /в (P) Ф |
(II 32) |
и два множительных звена, имеющих на входе по две величины Ф и п, Ф и /я, а на выходе — соответственно их произведения Фп
и Ф1Я-
Структурная схема двигателя в соответствии с передаточными функциями представлена на рис 15, а, умножение Ф на /, и Ф на п осуществляется множительным звеном
Как видно из схемы, двигатель постоянного тока независимого возбуждения представляет замкнутую систему с обратной связью, имеющую два управляющих воздействия (U и UB) и одно возмущающее (Мс).
Если магнитный поток двигателя постоянен (Ф = const), то структурная схема двигателя преобразуется в одноконтурную с одним управляющим’ (U) и одним возмущающим [(Мс) воздействиями (рис. 15, б).
М Рис 15 Варианты структурных схем двигателя независимого возбуждения |
В рассмотренных схемах в качестве зависимых величин звеньев основной цепи регулирования приняты ток и момент двигателя. Если в качестве зависимой величины принять только ток двигателя (/я), то уравнение механического равновесия (Ф = const) можно преобразовать:
GD2 GD2Rx се і г т ' /п оо
Ж2"РП ~ 38,2сЕ ' РП ~ °м У* (Н.33)
гг GD^Rn
где Tм = 38 2с£см — электромеханическая постоянная времени
(физическое значение см с 129),
R 1
= qJ — ------ передаточный коэффициент интегрирую
щего звена двигателя, об/мип/А,
/с = ——ток статической нагрузки, А см
Структурная схема двигаїеля для jtoto случая предсіавлена на рис 15, в. Таким образом, двигатель при Ф = const как объект регулирования может быть представлен замкнутой одноконтурной системой, имеющей в основной цепи регулирования два последовательно соединенных звена апериодическое (с электромагнитной постоянной времени якоря и передаточным коэффициентом кэ), на вход которого подается разность подводимого к якорю напряжения и э д с. двигателя (U — Е), и интегрирующее (с электромеханической постоянной времени и передаточным коэффициентом £я), на вход которого подается разность тока двигателя и тока статической нагрузки Схема имеет два входных сигнала - управляющее воздействие (U) и возмущающее (/с).
При работе двигателя вхолостую (Мс = 0), т е , рассматривая случай изменения режима работы двигателя за счет изменения управляющего воздействия U, получаем для схемы, представленной на рис 15, в, замену двигателя эквивалентным звеном (рис. 15, г) с передаточной функцией
WuiP) = іщ - = тэтмр2 +Vмо + і ’ (П 36)
где /гд = k3 /гя = 11сЕ
Для того чтобы двигатель в случае преодоления момента сопротивления Мс представлять в виде отдельного звена, преобразуем структурную схему (рис 15, в) таким образом, чтобы возмущающее воздействие Мс действовало на входе первого звена Тогда получим структурные схемы двигателя, представленные на рис. 15, д, е. Таким образом, в общем случае, для управляющего воздействия двигатель является звеном второго порядка
При Тэ > TJ4 корни характеристического уравнения — мнимые и двигатель является колебательным звеном.
При Тэ < TJ4 корни характеристического уравнения вещественны и двигатель является апериодическим звеном второго порядка. В этом случае его можно рассматривать как последовательное соединение двух эквивалентных инерционных звеньев
с фиктивными постоянными времени Т1ф и Тгф, получаемыми при решении уравнения [10]:
(II 37) |
(1 + Тіфр) • (1 + Т2фр) — ТаТырг -)- Тмр - j- 1.
Если индуктивность якоря мала и Г9 <С Тм, то для управляющего воздействия двигатель является апериодическим звеном с передаточной функцией
(11.38)
(11.39) (11.40) |
Если выходным сигналом двигателя принять не скорость вращения п, а э. д. с. двигателя Е, а в качестве зависимой величины произведение силы'тока двигателя на сопротивление якорной цепи, то уравнения, описывающие двигатель:
(1 + 7»/яЯя = (/-£; .7>£ = (/я-/с)Яя,
и структурная схема двигателя имеет вид, представленный на рис. 15, ж, т. е. двигатель в этом случае представляет замкнутую систему с единичной отрицательной связью и коэффициенты усиления звеньев равны единице.