ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
В поисках японской самобытности
Путь от Тойода Сакити к Тойода Кийтиро и затем к современной автомобильной компании Toyota — это путь развития и созревания современной японской промышленности. Их объединяет поиск технологии с японскими истоками.
В 1901 г. Тойода Сакити прежде всего думал об изобретении автоматического ткацкого станка. Спустя 25 лет развития эта цель была достигнута усилиями всего японского народа. Желание Тойода Сакити было исполнено.
Просматривая его записи, мы видим жесткое и даже вызывающее отношение к европейцам, дух соперничества. Сам он говорил, что это было интеллектуальное соревнование — восприятие, которое опередило свое время.
Призванием Тойода Сакити в жизни и бизнесе были содействие развитию природного интеллекта японского народа, продажа японских товаров, изготовленных с помощью этого интеллекта, и увеличение национального достояния Японии.
Сам Тойода Сакити продавал свой интеллект в виде патентов. Сегодня мы можем назвать разработку и производство автоматического ткацкого станка Тойода Сакити результатом наукоемкого производства.
В 1930 г. патент на его ткацкий станок приобрела английская компания Platt Brothers. Хорошо известно, что 1 млн. йен (500 тыс. долл.), полученный от этой сделки, был потрачен на исследования в области автомобилестроения.
Я поражен упорством, с каким Тойода Сакити стремился к использованию японского интеллекта, который он так высоко ценил. Он верил, что японский бизнес, как и вся страна, будут обречены на отставание от европейско-американского мира, если только не будут раскрыты творческий подход и оригинальные технологии японского народа. Повышение национального самосознания стало его личной целью.
Роль Японии в современном мире торговли потребительскими товарами весьма существенна, иногда даже чересчур, что не может не приводить к разногласиям. Чтобы преодолеть эту проблему, необходимы принятые на политическом уровне соглашения об ограничении объема выпуска. Говоря на экономическом языке, мы должны экспортировать товары с высокой добавленной ценностью, которые могут с тем же успехом продаваться и на местном рынке. А это означает, по словам Тойода Сакити, необходимость производства товаров, требующих больших интеллектуальных затрат. В конце концов, возможно, нам понадобится экспортировать сам интеллект.
Тойода Сакити, исследовавший и развивавший оригинальную японскую технологию, является лучшим примером человека, посвятившего себя изучению не воздушных замков, а реальной жизни. Он изобрел и запустил в производство автоматический ткацкий станок — наилучший образец проекта механического устройства. Большинство великих изобретений было сделано учеными, но лишь некоторые разработки имеют производственное происхождение или стали фундаментом целой отрасли. В Японии такие примеры достаточно редки.
Препарат «Диастаз Така», разработанный доктором Такамине Дзокити (Takamine Jokichi), был, разумеется, японским творением, как это отметил Тойода Сакити, но работа была проделана в иностранной лаборатории. Хотя это и не принижает его ценность, но все-таки отличает от изобретения Тойода Сакити. В то время японских научных достижений было не так много, да и почва для их появления еще не была подготовлена. По этой причине достижения Тойода Сакити являются уникальными.
Зорко предвидя будущее, в статье «Toyota сегодня», уже цитировавшейся ранее, Тойода Кийтиро писал, что качество листового металла в штамповом прессе существенно влияет на качество произведенной штамповки. Гораздо проще делать штамповки, используя высококачественный листовой прокат. Изучить этот вопрос попросили доктора Мисима Токусити.
Сталь МК, изобретенная доктором Мисима, была одним из немногих японских открытий наряду с ферритом или магнитным сплавом NKS, изобретенным доктором Хонда Котаро (Honda Kotaro). Стремления Тойода Кийтиро были очень высоки. К сожалению, большие усилия в использовании этих изобретений приложили немецкая компания Bosch и американская General Electric. Тем не менее Тойода Кийтиро наблюдал за ними более пристально, чем какой-либо другой японский бизнесмен.
Тойода Кийтиро использовал любую возможность, чтобы заострить внимание на важности сотрудничества между наукой и промышленностью при выстраивании такого бизнеса, как автомобильный. Он чувствовал, что здесь, как и везде, залогом успеха будет сильный фундамент.