ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
В поисках производственного метода в японском стиле
Когда Тойода Кийтиро закладывал фундамент автомобильного бизнеса, его целью было развитие японского производственного метода, что требовало большого ума.
«Одна из причин, по которой развивать автомобилестроение в нашей стране было непросто, заключалась в том, что мы не могли производить кузова автомобилей в массовом объеме, как это делалось в Америке. Основать же отрасль по ручному производству кузовов очень сложно. Решение этой проблемы давалось особенно мучительно.
Кто-то предложил нам купить иностранное оборудование. Но это означало импорт американской системы массового производства и не соответствовало нашей ситуации. В то время нам не хватало практически всего, относящегося к автомобильной отрасли, и мы действительно делали детали вручную.
Японский народ от природы склонен к ремесленничеству и многие вещи делает вручную. Но массовое производство, напротив, предполагает использование штамповочных прессов. Мы не собирались производить десятки миллионов автомобилей, как США, и не могли инвестировать много денег в изготовление штампов. Каким-то образом нам надо было объединить использование штамповочных прессов и ручную обработку таким образом, чтобы избежать точного повторения американского метода.
Я был вынужден тщательно проанализировать отрасль, чтобы оценить, как далеко она продвинулась вперед. В сопровождении Кавамата Казуо (Kawa - mata Kazuo) я побывал на заводах под Токио. Во время посещения завода Sugiyama Steel, где штамповались крылья автомобиля с использованием штамповочных прессов, я неожиданно получил помощь.
Возможно, были и другие заводы, выполняющие схожую работу, но я спросил г-на Сугийяма, не будет ли ему интересно изготовить литейную форму для кузова автомобиля. Он ответил согласием. Это был первый подобный опыт, и у нас не было оборудования, на котором это можно было бы сделать, поэтому мы изучили различные способы литья и осуществляли доводку вручную.
В других странах, разумеется, литейные формы изготавливали машинным способом. Отдельные производители специализируются на производстве моделей для различных компаний и, в отличие от Японии, могут поставить оборудование для изготовления тысяч таких форм. Поскольку ручная доводка быстрее и дешевле, мы решили первое время придерживаться этого метода. Первая грубая версия литейной формы появится примерно через полтора года. В этой области предстоят еще дальнейшие исследования.
Следующий пункт программы состоит в том, что высококачественный листовой металл существенно облегчает изготовление литейных форм для штамповочного пресса. Мы попросили профессора Мисима Току сити (Mishi - ma Tokushichi) изучить эту проблему. Во время заграничной поездки он познакомился с некоторыми передовыми методами, которые позволят нам существенно улучшить нашу продукцию. Опыт же в облицовке и внутренней отделке у нас уже есть, и помощь в этих областях нам не понадобится.
Наконец, сборка. В этой области нам необходимы оборудование, его монтаж и наладка и навыки по сборке. У японского народа умелые руки, и обучение не составит труда. Я уверен, в ближайшем будущем мы будем способны производить автомобили, которые станут лучше и дешевле иностранных».