ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Используйте свои полномочия для поддержки подчиненных
Вначале все выступали против системы «канбан», потому что она, казалось, противоречила здравому смыслу. Поэтому я был вынужден испытывать эту систему в пределах собственных полномочий. Конечно же, мы старались не мешать обычной работе, которая шла своим чередом.
В 40-е годы я управлял цехом механообработки и сборки. В то время у компании Toyota был лишь один завод. К концу конфликта между рабочими и руководством компании в 1950 г. на головном предприятии было два производственных цеха — № 1 и № 2. Я руководил вторым. Канбан не мог быть испытан в цехе № 1, потому что сбой в кузнечных и литейных процессах сказался бы на работе всего завода. Его можно было применить лишь в цехе № 2, где осуществлялись механообработка и сборка.
Вскоре я стал управляющим завода Motomachi (Мотомати), строительство которого было закончено в 1959 г., и начал эксперименты с канбаном там. Правда, из-за того, что сырье поступало с головного предприятия, канбан возможно было использовать только при взаимодействии механического и штамповочного цеха и сборочной линии.
В 1962 г. меня назначили управляющим головного производственного предприятия. И только тогда канбан стал использоваться и для кузнечных и литейных процессов, в масштабах всей компании.
Десять лет ушло на то, чтобы внедрить систему «канбан» в компании Toyota Motor Company. Хотя для внедрения кардинально новых идей это небольшой срок. Несмотря ни на что, это был очень ценный опыт.
Чтобы все работники компании поняли суть системы «канбан», нам необходимо было привлечь их к работе. Ведь если ответственный за производственный процесс понимал роль канбана, а рабочие нет, то система не срабатывала. Начиная с уровня мастеров работники ощущали некоторую растерянность, так как им приходилось осваивать нечто принципиально отличное от принятой практики.
Я мог накричать на подчиненного мне мастера, но не на мастера соседнего подразделения. Поэтому вполне естественно, что для обеспечения понимания новых идей работниками всего завода ушло довольно много времени.
В течение этого периода руководителем компании Toyota был очень дальновидный человек, который без лишних слов предоставил мне карт-бланш на проведение этого эксперимента. И когда я практически насильно заставлял мастеров завода вникать в работу системы «канбан», руководителю компании — моему боссу — поступало очень много жалоб. Люди утверждали, что этот тип Оно занимается какой-то ерундой, что его надо остановить. Наверное, временами руководитель попадал в сложное положение, но даже тогда он, по-видимому, продолжал верить мне и не приказал остановиться, за что я ему очень благодарен.
В 1962 г. систему «канбан» приняли в масштабе всей компании — она получила признание. После этого у нас наступил период значительного роста. Я думаю, постепенное распространение канбана сделало возможным значительный рост производительности.
Пока я был управляющим цеха конечной сборки, применил там принцип «точно вовремя». Самыми важными процессами перед конечной сборкой были процессы механообработки деталей и покраски кузова. Кузова поступали из штамповочного участка. Процесс механообработки деталей трудно было связать с помощью канбана с заготовительным участком, но мы были рады возможности набраться опыта, связывая воедино процесс механообработки. Этот период был важен тем, что он позволил нам выявить недостатки канбана.