ОСНОВЫ АГЛОМЕРАЦИИ. ЖЕЛЕЗНЫХ РУД
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ. АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ФАБРИК
Факторы, влияющие на местоположение
агломерационной фабрики
Проектирование промышленных предприятий в СССР базируется на проверенных опытных данных с учетом новейших достижений науки и техники.
Десятки и сотни специализированных крупнейших, научно- исследовательских и проектных институтов изучают опыт работы лучших предприятий, отдельных цехов и передовых рабочих, анализируют их достижения, условия труда, стоимость производства и т. д. и на основе научно-обобщенного фактического материала проектируют новые цехи, предприятия и сложные комбинаты с комплексным использованием всех видов сырья.
При проектировании производства, базирующегося на новой технологической схеме или новом исходном сырье, существенно отличающемся от сырья с хорошо известной схемой переработки, возникает необходимость в специальных работах, уточняющих технологический процесс, расходные коэффициенты, производительность аппаратов и т. д. Такие работы проводятся соответствующими научно-исследовательскими институтами в лабораторном, полупромышленном и в случае необходимости промышленном масштабе, а полученные данные передаются проектирующей организации. Таким образом, каждое советское предприятие возникает на базе передового социалистического опыта, современных научных достижений и їв основе своей содержит передовую технологию, созданную большим коллективом ученых, инженеров и передовых рабочих.
j Агломерационные фабрики или цехи являются составной частью горнометаллургических предприятий. Строятся они или в комплексе горнорудных комбинатов, или же при металлургических заводах. 'Выбор места зависит от следующих факторов: взаимного территориального расположения рудника и металлургического завода, транспортных условий, условий снабжения техно
логическим топливом и обеспеченности электроэнергией, обеспеченности рабочей силой.
Рассмотрим влияние каждого из указанных факторов на выбор местоположения агломерационной фабрики.
Взаимное расположение рудника и металлургического завода и транспортные условия представляют единый круг вопросов, которые должны рассматриваться совместно, так как отдаленностью рудников от завода определяются транспортные расходы на перевозку сырья к месту его переработки.
В большинстве случаев расположение агломерационных фабрик при заводе имеет ряд технических и экономических преимуществ перед вариантом размещения на руднике и лишь в отдельных исключительных условиях размещение при руднике оказывается иногда более целесообразным. Факторами, благоприятствующими расположению агломерационных фабрик при заводах, являются:
а) легкая обеспечиваемость потребностей фабрики коксиком и газом, представляющими побочные продукты металлургических заводов;
б) меньшая порча агломерата при транспортировке его к доменным печам вследствие небольших расстояний, отделяющих место производства от места потребления агломерата;
в) возможность более слаженной работы агломерационной фабрики и доменного цеха, позволяющей осуществлять быстрый контроль качества агломерата путем наблюдений за ходом доменной плавки;
г) возможность использования отходов металлургического производства (колошниковой пыли и окалины) на месте их получения без перевозок, сопровождающихся значительными потерями этих продуктов и их удорожанием;
д) использование обычно более мощной по сравнению с рудниками ремонтной базы металлургического завода для производства ремонтов оборудования.
Технические и экономические преимущества, достигаемые совокупностью этих факторов, настолько значительны, что в большинстве случаев совершенно исключают рассмотрение вариантов строительства агломерационных фабрик при рудниках. Строительство при рудниках может быть целесообразным в относительно небольшом количестве случаев. Рассмотрим главнейшие из них.
Мощное месторождение бедных железных руд, подвергаемых обогащению мокрым способом, является рудной базой одного или нескольких заводов. Перевозка влажных, мелких концентратов особенно, в зимних условиях, представляет трудную и дорогостоящую операцию. Концентраты красных и магнитных железняков после мокрых способов обогащения содержат не менее 8—10% влаги, а рыхлые бурые железняки после обжигмагнитно - го способа обогащения — до 15—20о/0, а в сыром состоянии — до 35% воды. Таким образом, с каждой тонной руды перевозится 0,3—0,4 т воды, что приводит к увеличению стоимости концентрата. Кроме того, влажный концентрат при перевозке в зимних условиях смерзается и приходится сооружать специальные устройства для размораживания и разгрузки вагонов. Рассмотренный случай указывает на необходимость строительства агломерационной фабрики при руднике.
Мощность месторождения оказывает существенное влияние на правильное и целесообразное решение этого вопроса. На месторождениях большой мощности, как например, Керченском, Лисаковском, Криворожском и других, могущих служить рудной базой для многих крупнейших металлургических заводов, вполне целесообразно развивать полный цикл рудоподготовительных устройств, включая и строительство центральных агломерационных фабрик, снабжающих агломератом металлургические заводы. На центральной агломерационной фабрике легче использовать тепло агломерата и возврата для подсушки поступающего на фабрику концентрата и тем самым повысить производительность машин и улучшить условия транспортирования концентрата. На фабриках большой мощности можно пользоваться маши нами большого размера, эксплуатация которых проще и обходится дешевле эксплуатации малых и средних машин. Централизованное производство больших количеств агломерата позволяет легче осуществить квалифицированное обслуживание процесса и механизмов, что имеет большое практическое значение.
Если рудное месторождение расположено далеко от металлургических заводов и других промышленных центров и содержит нуждающиеся в обогащении руды, перевозка концентрата может оказаться более дорогой, чем перевозка агломерата, из-за содержащейся в концентрате воды и больших потерь концентратов в пути вследствие их сыпучести, этот случай также благоприятствует организации производства агломерата при руднике.
Снабжение агломерационной фабрики технологическим топливом и электроэнергией является одним из существенных факторов, определяющих стоимость производства агломерата и в известной мере влияющих на выбор местоположения фабрики.
Для нужд агломерационной фабрики используется обычно коксовая мелочь, отсеиваемая от крупнокускового доменного кокса на коксовом заводе или непосредственно в доменном цехе. При отсутствии коксовой мелочи можно применять другие виды топлива, например, тощую каменноугольную или древесноугольную мелочь, антрацитовый штыб и др. Во всех случаях при агломерации используются топливные отходы, которые, как правило, всегда имеются в большом количестве на металлургических заводах и в значительно меньшем количестве на рудниках. Кроме топлива, вводимого в шихту, требуется также топливо для зажигания шихты. Лучшим топливом для зажигания является коксовый или колошниковый газ, или их смесь. При расположении агломерационной фабрики на металлургическом заводе обеспечение газом не представляет больших затруднений, и схема зажигания шихты решается наиболее простым и надежным способом.
При расположении агломерационной фабрики на руднике для зажигания шихты приходится пользоваться твердым топливом или сооружать специальные газогенераторные станции.
Таким образом, расположение агломерационной фабрики при металлургическом заводе в отношении снабжения ее технологическим топливом более благоприятно по сравнению с расположением ее при руднике. Снабжение электроэнергией в большинстве случаев бывает также более надежно в хорошо развитых промышленных центрах, какими, как правило, являются металлургические заводы.
Наконец, последний фактор — обеспеченность рабочей силой также решается более просто на агломерационной фабрике, построенной при металлургическом заводе. Большие масштабы жилищного строительства, необходимые при организации нового производства, связанного с привлечением новой рабочей силы, в равной мере обязательны и для металлургического завода, и для рудника. Но заводские условия имеют преимущество в том, что агломерационная фабрика по характеру производства ближе к металлургическим цехам, что в условиях завода существенно упрощает набор и подготовку рабочих кадров.
Таковы общие соображения по главнейшим вопросам, определяющим технико-экономическую целесообразность выбора района для строительства агломерационной фабрики. В каждом отдельном случае выбору местоположения фабрики должны предшествовать технико-экономические расчеты, базирующиеся на тщательном анализе перечисленных выше факторов, j