АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ПРОКАТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Асинхронные двигатели широко распространены в промышленности, что объясняется простотой их конструкции и надежностью в эксплуатации. Трехфазная обмотка статора (рис. 25, а) двигателя получает питание от трехфазной сети переменного тока напряжением Ult частотой f1 и создает вращающийся магнитный поток Ф. Последний, пересекая проводники ротора, наводит В'них электродвижущую силу Е2 и, если цепь ротора замкнута, то по проводникам будет протекать ток ротора /2, который, взаимодействуя с магнитным потоком Ф, создает на роторе вращающий момент, увлекающий ротор в. направлении вращения магнитного потока. Магнитный поток вращается с синхронным числом оборотов *
п0 = 60/ Jp (11.65)
или с синхроннои скоростью двигателя
2л п0 ~w |
= 21T/l р |
(П.66) |
(On — |
где fx — частота питающего тока;
р — число пар полюсов обмотки статора.
При работе двигателя скорость вращения ротора п (со) меньше скорости вращения магнитного потока и определяется скольжением s двигателя:
s = |
(II.67)
Аналитическое исследование режимов работы асинхронного двигателя проводится по эквивалентной схеме замещения, в которой система дізух электромагнитно связанных обмоток заме-
Рис. 25. Схема включения (а) и упрощенная, схема замещения (б) асинхронного двигателя |
няется эквивалентной электрическом схемой, описываемой осров - ными уравнениями асинхронного двигателя. Такая схема замещения заменяет более сложные электромагнитные связи реального двигателя относительно более простыми цепями, связанными только электрически. Так как работа всех трех фаз симметрична, то, достаточно представлять схему замещения для одной фазы двигателя.
Вращение ротора со скоростью п в магнитном поле, вращающемся со скоростью п0, эквивалентно «неподвижному ротору, вокруг которого вращается магнитный поток со скоростью п2 =- == по — п. . -
Тогда частота /а электродвижущей силы, наводимой в обмотке ротора,
/■ |
sfi. |
ря2 _ Р К — п)
•60
(11.68)
60 ■ UU К0
Э. д. с., наводимая вращающимся магнитным потоком в каждой фазе обмотки ротора:
Eis = 4,4460бШ2/аФ = 4,44 &o6s/>20 = sE,, (11.69)
где £а— э. д. с., наводимая вращающимся магнитным потоком в каждой фазе неподвижного ротора, wа — число последовательно соединенных витков рбмотки ротора;
ko6 — обмоточный коэффициент.
Под действием э. д. с. E2s каждой фазы в замкнутом контуре роторной обмотки проходит ток /2, который создает свой вращающийся магнитный поток вокруг ротора с числом оборотов в минуту
П2 = S В6- = sn0. (II 70)
Учитывая, что скорость вращения ротора в пространстве п = = ti0 (1 — s), получим, что магнитный поток, создаваемый обмоткой ротора, вращается в. пространстве со, скоростью па +-п = sn0 + п0( 1 — s) = п0, (П.71)
т. е. со скоростью вращения магнитного потока, создаваемого обмоткой статора.
Это положение, при котором магнитные потоки статора и ротора должны быть неподвижны относительно друг друга, является основным условием работы двигателей переменного тока.
Уравнение электрического равновесия для фазы вращающегося ротора, выраженное через комплексные величины, имеет вид:
.(И 72)
где Ё2ъ и /а — соответственно комплексные выражения э. д. с. и тока фазы ротора;
X2s — индуктивное сопротивление ротора при его вращении.
X2s = 2n/aLa = 2nsf1Li = sX a, (11.73)
где Xa — индуктивное сопротивление неподвижного ротора;
La — индуктивность ротора, определяемая потоком рассеяния (так как потоки рассеяния проходят в основном по воздуху, то L2 = const).
Уравнение электрического равновесия для фазы вращающегося ротора, выраженное через электрические комплексные величины неподвижного ротора:
,s£a = /аЯ2 + //asX2, (II.74)
откуда
E2='h-^iihX2 ' (11.75)
При построении схемы замещения обычно пересчитывают обмотку ротора на эквивалентную ей, приведенную к статорной, подключение которой к статорной обмотке’оказывает на нее такое же действие, какое существует в условиях работы реального ротора.
На рис. 25, б приведена упрощенная схема замещения асинхронного двигателя, которая позволяет получить уравнение механической характеристики На схеме приняты следующие обозначения и Хг — активное и индуктивное сопротивления фазы статора, Ом,
i?2 и Хг — активное и индуктивное сопротивления фазы ротора, приведенные к обмотке статора, Ом,
— — фазное напряжение, В,
Е'г — э д. с. (фазная), наводимая в обмотке неподвижного ротора и приведенная к обмотке статора, В, Г2 — ток ротора (фазный), приведенный к обмотке статора, А.
С достаточной точностью для инженерных расчетов можно пренебречь током холостого хода (потерями в статоре), і е. считать, что приведенный ток ротора Г2 и ток статора равны.
В соответствии со схемой (рис 25, б)-
Ґ2 = ІІ= ~7Т - =■■ ги :----------------------- =-; (II 76)
-f - ^
COS ф = — J - - - s (II 77)
V (tfi+-T')2+(Xl + ^)2
Мощность, забираемая двигателем из сети,
Pi = 3£/ф/х cos ф10~3 кВт (II 78)
Вся эта активная мощность передается ротору, т е равна электромагнитной мощности (Рх = Ра), которую можно выразить через электромагнитный момент Мй и синхронную скорость вращения:'
Ра = Масо010"3 = кВт. (I I 79)
Электромагнитный момент УИа асинхронного двигателя создается в результате взаимодействия вращающегося в зазоре машины магнитного потока Ф (который будем считать постоянным) и активной составляющей тока в обмотке ротора /2cos ф2 Совместное решение уравнений (11.78) и (II 79) дает
Ма= - i^L./lCos<p. (II 80)
(Oq
Асинхронные двигатели работают с cos ф я» 0,7ч-0,9, забирая из сети реактивную мощность.
Мощность потерь ps в цепи ротора равна разности между электромагнитной мощностью Ра = УИасо0Ю"3 кВт, передаваемой со
статора на ротор, и мощностью, отдаваемой валом двигателя ротора Р = Мао)10~3 кВт, т. е.
ps = P& — Р — Ма(<о0— ю) 10-3 = $Л4аю0Ю"3 = sPa кВт. (11.81)
Таким образом, величина тепловых потерь в обмотке ротора пропорциональна ..скольжению.