Асинхронные электроприводы с векторным управлением
Система управления по вектору потокосцепления ротора приводом с синхронным двигателем
Известны многие схемы так называемых вентильных двигателей и бесколлекторных машин постоянного тока. Обзор подобных систем с использованием регулирования модулей потокосцепления статора |Ws | и главного потокосцепления j^Fo) при
веден в работе [15]. Применение принципов векторного управления позволяет подойти к синтезу системы управления синхронной машины с единых позиций, как это делалось для асинхронных машин и машин двойного питания, поэтому будем следовать изложению, принятому в работе [7].
Наиболее просто идентифицируемой системой координат синхронной машины является система координат (d, q), в которой ось d совпадает с магнитной осью обмотки возбуждения ротора. Опорным электромагнитным вектором в этом случае можно взять вектор потокосцепления обмотки ротора, при этом этот вектор (Фг) всегда направлен по магнитной оси обмотки ротора, так как обмотка ротора однофазная.
Система дифференциальных уравнений, описывающих динамику электромагнитных переменных в системе координат (d, q), имеет вид:
dVr Rr |
rdf |
dt Lr |
Vra + Wsd + V; |
dl~d R9 + KRr krRr. 1 1
—-------------------------------------- Jsd - _j_ - I ^ I -)------ P®ISq + ~p (Usd + krUrd);
dt
(3.68)
dig/j R$ kg • 1
— - p - Isc - - p - p®| 4'r I - P*hd + prUaq.
dt L 0 L/r ь„
Для составляющей Isa перекрестная связь является существенной, так как э. д. с. от нее определяется полной индуктивностью статора — pa>Lshq, поэтому в контуре необходимо применять прямую компенсацию этой э. д. с. с возможным использованием контура с эталонной моделью. При использовании этих средств можно считать, что динамика переменных |ЧГ,.| и ha описывается линейными уравнениями с постоянными коэффициентами:
(3.69) |
_ _ Rj. і ^ і + KRflsd + Ur. dlRs - f - k^.Rr Rr. 1
-~ = - - ■ :> ■ ■ I* + kr-pp-l 1 + 7T Usu
dt Ls LrLs Ls
где Usi = UsdK - krUr UsdK — составляющая напряжения статора по оси d с учетом компенсации э. д. с. Структурная схема привода с синхронным двигателем приведена на рис. 3.17, на ней:
Г* = Lr! Rr Tid = Ls/(Rs + klRr);
°M* = Lm’ %id *= [ WLr(Rs + W]: bur$ = Lr/Rn Krdi = — krKRs + k%); kK = (3pkr)/2; busdt - VR+W> Tiq = L'sjR - busi — /Rs.
Синтез регулятора проведем методом, близким к использованному нами для привода с машиной двойного питания. Для
8.17. Структурная схема привода с синхронным двигателем по потокосцепле- нию ротора |
этого используем векторное представление системы в виде dX
(3.70) |
dt |
*= АХ + BU* + F,
' s2 II 0 0 -7* 0 0 busi/T id |
где XT = |||tr|, Isd, /„II; t/*T == II Ur, Uau U,
sq I
— T>ф CL і dtyjT
a^id/T id — T id 0 0 1 0
B = |
bur id/T id bus di/т id
о 0
Вектор напряжения U* определим как вектор напряжений на выходе преобразователей частоты в цепи статора и управляемого выпрямителя в цепи возбуждения ротора синхронной машины, тогда
U'~*PUy, (3.71)
где
-1 |
&у. в (TllS + 1) |
0 6т. П (Т^+ 1)' 0 |
0 0 |
-1 |
Матрицы В и Р неособенные, поэтому матрица регуляторов Z(s) может быть определена из уравнения для наперед заданной матрицы желаемых передаточных функций системы. Так как система является управляемой, потребуем независимости управления каждой из переменных и настройки на технический оптимум. Модельная матрица системы в этом случае будет
J£c*(2 Tls2 + + 2^5 + 1)-' О |
О |
О ko. la(2TlsS2 + + 27>+1Г‘ |
О |
М (s) = |
О |
О |
kZlci(2Tlss~ + + 27> +1)"1
Матрица регуляторов Z(s) получается из матричного равенства
Z (S) = Р-1 (s) В-1 (s) [sE - A (s)] М (s) (Е - k0. eM)~l (3.72)
и в явном виде
Z(s) =
(T^s + 1) (27V*0. сф X - at (V + 1) X о
X ky, Bbur^s) X [2TyjTфй0. с і X
Xfex. n^S+Ds]'1
- bardi (7> + 1) x Tid (Tids + 1) x o
X t(27V*0. Сф X X {2T^sTlqbas di X Xky. вbusdi) (?>+1)]-1 X К п&о, с (s)~l
0 0 (Ttqs-fl)(2riiSX
Перекрестные регуляторы, в отличие от структуры регуляторов машины двойного питания, не используют промежуточного управляющего сигнала Us 1 = Usdx— krUr.
Канал управления модулем потокосцепления ротора 1^1 обычно используют в режиме стабилизации ІЧ^І = const. Если канал управления lSd обеспечивает стабилизацию ha = 0, то это позволяет исключить размагничивание по продольной оси машины и тем самым обеспечить соотношение I'PVl = L, lr. При правильной работе этих контуров параметры установившихся
UT Rrlr, Usd — Lspalsq
Usq = RsIsq + p®kr |¥r|;
(3.73) |
Pi = UJsd + UsqIsq = RJ% + p<*kr I ¥r I /„; PQ = - UsgIs4 = LsPanq>
I I = LJ, v>+ /',//; - К ] T, I л/l + Lr (/;,/! Tr |!).
Анализ установившихся режимов показывает, что привод при (Vr | = const обладает значительной перегрузочной способностью. Она ограничивается тем, что с ростом нагрузки магнитное поле в зазоре также растет, что недопустимо в реальной машине.