Асинхронные электроприводы с векторным управлением

Система управления по вектору потокосцепления ротора приводами с машинами двойного питания

Использование асинхронного двигателя с фазным ротором позволяет осуществлять питание машины и со стороны статора и со стороны ротора. Возможно включение преобразователя ча­стоты либо в цепь статора, либо в цепь ротора, либо и в цепь статора и в цепь ротора. В первых двух случаях вторая цепь подключается непосредственно к сети. В третьем случае сов­местное управление со стороны статора и со стороны ротора позволяет наиболее полно использовать машину. Векторы 'Fs и Фг совершенно равноправны и могут быть выбраны в качестве опорных.

Динамику машины можно описать:

для переменных 4fr и /г:

-Jf - = — Rrlr + І (“к — рю) Ч'г + иг;

+ (3'50)

— i&Jг + - JT Фг ~ ksUs); r

для переменных 'Fj и Is: dW

— — RJs — s + Us

dt

_______________ (_L АЛ / _L Rr ir j_L

dt

— j К — pa>) Is+~r{Us — kfir).

Система управления по вектору потокосцепления ротора приводами с машинами двойного питания

Таким образом, при выборе опорного вектора V, или 'Р* си­стемы управления целесообразно строить связанными со ста­тором (преобразователь в цепи статора), если опорный вектор Ys, и связанными с ротором, если опорный вектор Тг. При та­ком подходе структура системы управления окажется совершен­но независимой от опорного вектора.

На рис. 3.12 приведена схема привода, в котором в качестве опорного вектора выбран вектор Фг, соответственно преобразо­ватель частоты включен в цепь ротора, а цепь статора подклю­чена к сети переменного тока постоянной частоты и амплитуды. В контуре управления модулем потокосцепления ротора 1^,1 применен ПИ-регулятор, который может быть построен по сим­метричному оптимуму. Ликвидация форсирования может быть осуществлена применением апериодического фильтра на входе контура. Динамика модуля потокосцепления ротора без систе­мы управления описывается дифференциальным уравнением

d'¥r/dt = - RrIr] + Url. (3.52)

Уравнение (3.52) записано в системе координат, связанной с вектором потокосцепления ротора. Возмущение в контуре воз­никает от цепи составляющей тока ротора 1г2. Это возмущение f = kJUsl — ® данном случае можно применить схему
3.13. Структурная схема контура модуля потокосцепления ротора

Система управления по вектору потокосцепления ротора приводами с машинами двойного питания

подавления возмущения контуром с эталонной мо­делью, как это было сдела­но для асинхронного при­вода. На рис. 3.13 приве­дена полная структурная схема канала модуля пото­косцепления ротора.

Система дифференциальных уравнений, описывающих эту структуру, имеет вид:

dVr I

dt

din

dt

(3.53)

f),

— ~ Яг./п + і, , R.

I! LsLr Lr

где T, = oLsLr/(RsLr + RrLsy, f

Характеристический полином канала Irі

і „ ,

W. 2'

(3.54)

X(s) = s2 +

aLL_

ТФ ~ 2 ( rI + Rr ) : Т*

Корни характеристического полинома всегда вещественны и отрицательны. Эквивалентные постоянные времени:

_ ____

[ ф2

т,—

LrRs "I" LsRr -1

*[(£ + £)(■£ + £)]

Постоянные времени Гф! и Т|,2 различаются для нормаль­ных машин не менее чем на порядок: Т^2 < Тфі.

Оценка отношения постоянной времени 7|>з = L's/Rs к малой постоянной времени контура Тj дает

T^T,= l + (RrLs)/(RsLr)~2.

Можно полагать, что передаточная функция для | | отно­

сительно управления Usi представляется апериодическим зве­ном с постоянной времени Тфі:

I Vr I (s)/Usl (s) = k/(s + Т^У, (3.55)

Применение ПИ-регулятора обеспечивает астатическое регу­лирование модуля потокосцепления ротора. Подавление влияния перекрестных связей осуществляется методами, рассмотренными выше.

Система управления по вектору потокосцепления ротора приводами с машинами двойного питания

3.14. Функциональная схема привода с синхронным двигателем и векторным

управлением

Контур управления электромагнитным моментом описывается дифференциальным уравнением

= - jr in + j? р© 'I чч - ®фЛі + y (Ur2 - ksus2). (3.56)

Существенной особенностью данного типа привода является присутствие наряду с э. д. с. вращения ра |ЧГГ| и трансформа­торной э. д. с. L'co^r/sl составляющей, пропорциональной на­пряжению статора ks Us2. Это приводит к необходимости компен­сации величины (ksUs2 — pcol^Frl). Функциональная схема при­вода приведена на рис. 3.14.

Система включает в себя датчики мгновенных значений об­общенных векторов Is, Us, 1п а также датчик положения ротора ДП, на выходе которого сигналы пропорциональны мгновенным значениям направляющих косинусов магнитной оси фазы А ро­тора относительно магнитной оси фазы А статора.

Преобразователи ПК и ПКч осуществляют преобразование проекций векторов Is и Us системы (а, р) в проекции векторов

Is id. q) = Is (a, P) eXp £ / ^ pCD dx + j. (3.57)

/ S афг dx'j.

Преобразователь координат ПКг осуществляет преобразова­ние проекций вектора USid, ?) системы координат (d, q) в проек­ции вектора системы координат, связанной с вектором потоко - сцеиления ротора:

Us и, 2» = Usid, q) exp — / (дфг dx j. (3.58)

В системе используется умножитель для получения состав­ляющей Us 2.

Преобразователь координат ПК4 осуществляет преобразова­ние проекций вектора тока ротора системы координат (d, q) в проекции вектора системы координат (/, 2).

Устройство вычисления вектора потокосцепления ротора со­держит векторный сумматор и тригонометрический анализатор ТА. Устройство определяет вектор Ч'г в полярном представлении:

= | | ехр £/ jj (со^ — ра) *] . (3.59)

Контур регулирования модуля потокосцепления ротора со­держит ПИ-регулятор РП и дополнительный контур с эталонной моделью для подавления перекрестной связи. Контур регулиро­вания составляющей вектора тока /г2 содержит ПИ-регулятор РТ, дополнительный контур с эталонной моделью для прямой компенсации величины (ksUs2— pco^Fol). В системе использует­ся регулятор скорости PC типа П-регулятора. Преобразователь координат ПКъ осуществляет преобразование вектора напряже­ния ротора Uга, 2) в вектор Ur(a, ?>:

(3.60)

Urid. q) = Usa.2)exp^lj((i>tr — pa) .

Преобразователи фаз ПФ преобразуют двух-(трех)фазные сиг­налы в трех-(двух)фазные эквивалентные сигналы. Включение системы производится в следующей последовательности: по­даются сигналы задания со3 = 0 и |ЧГГ|3 = 0; ротор подклю­чается к сети по цепи ПФ — ПКг — ПКъ ~ ПКъ — ПФ — ТПЧ. Частота преобразователя оказывается равной частоте питания статора, и направления вращения м. д. с. статора и ротора сов­падают. При этом по контуру управления модулем потокосцеп­ления ротора устанавливается заданное значение модуля |Ф, |,

После этого сигнал со3 из-
меняется в соответствии
с программой.

рассмотренной си-
стеме управления можно
Isf организовать управление

переменными т и
Л1ЭМ.

Применение двух пре-
образователей частоты в
статоре и роторе позво-
ляет осуществить управ-
ление четырьмя перемен-
ными, что, в свою оче-
редь, позволяет управ-
лять энергетическим ре-
жимом работы машины.
Целесообразным являет-
ся способ управления ма-
шиной двойного питания,
состоящий в управлении
переменными Wr, Isl,
Is2 и Юфг — р(о. Два кон-
тура работают в режи-
ме стабилизации: 1^1 =

= const, /^1 = 0, а два —в режиме управления. Система диф-
ференциальных уравнений для системы привода:

d|44 Rr

3.15. Структурная схема приво­да

0 = krRrIs2 + “ P®) I I + Ur2;

Система управления по вектору потокосцепления ротора приводами с машинами двойного питания

(fZT^sM)2 |tr|

J

(f2Tu, sH)2

dt - Тf4r + Wsi + Url;

2 Rr Rs т і и Rr

sr—(l+kli:m,-'+k

-f CO,

I

'■фг^з2~}" ,/ (Ual Ls

(3.61)

dlsi

dt

-р-р©|Фг| + La

■tyrh 1

CO.

ls2

+ ir(Us2-krUr2).

Введем обозначения Usі — krUn = Usrі, Us2 — krUr2 = USr2, тогда число управляющих воздействий будет равно числу управ­ляемых переменных. Структурная схема такого привода приве­дена на рис. 3.15,

(-^Jr ) (Р, - Р^о. с Р + РI I + krRrIs2) = 0. р2 (3.62)

Здесь введен коэффициент бо. сцІ'ї'Д постоянный при заданном способе управления приводом (| Ч',. | = const).

Преобразуя соотношение (3.62) относительно р, получим

На схеме скольжения ротора относительно вектора потоко - ( цепления ротора обозначено р = — /но. В контуре регули­

рования р применен ПИ-регулятор с передаточной функцией ll^p(s) = (Грів + 1)/Tp2s. С учетом параметров контура управ­ления уравнение (3.61) принимает вид:

кт, п^о. сф|*г| Ґ TpiS I

2^s2 + 2V+1 |^|(27’2s2 + 27.(iS + 1)

7"pi =r 0; ТР2 — 27'|Л&Т. nfe0i с. yk0 желательно использовать И-регулятор.

Второй тип настройки, бо^лее предпочтительный, получается при выборе Гр! = 27^(1 + V2 ) и 7’р2 = Гр1. При этой настройке скольжение

kZР (V + ‘) Ра (*) - тітг V (V + >) (®)

(V2 V + l)2

При такой настройке подавление влияния составляющей /s2 осуществляется более эффективно, практически без ухудшения переходного процесса по управлению.

На рис. 3.16 приведена структурная схема контуров стабили­зации. Схема включает в себя перекрестные регуляторы, поэтому метод синтеза представляет определенный интерес.

Система управления по вектору потокосцепления ротора приводами с машинами двойного питания

3.16. Структурная схема контура стабилизации потокосцепления ротора

(V +1)

2WV(V + l)!s2(S)

(3.63)

P(S):

где і pi = и; / р2 = 2Г^Т. nfe0. с. ф&о. с р. Таким образом, в контуре

P(S) =

(3.64)

Передаточные функции от входных сигналов Ur 1 и Usr к пе­ременным l^rl И Is 1 имеют ВИД

(Rs + k%) (7*/S + 1) Un (s) + kfLrUvl (s)

RsX 00

(Г. ф5 + 1) Usn (s) + ftrtfrl (s)

1г.

Rr______________________________

(3.65)

(Т. иХ 4- П /У--. f. O -4- kJI., (,ч

l'l'

Is 1 (S)'-

S2 +

s + l; T, = Ls/(Rs+ k2rRr)

Tt = Lr/Rr.

Произведем замену управляющих сигналов воздействий Uо (s) = |[ С/гі> Usn II на новые сигналы управления U(s) = = || С/,, U2II, так чтобы переменные IH'VKs) и Isl (s) управлялись независимо. Это можно сделать, используя матрицу коэффи­циентов системы (3.65):

krRr

oRsRr

где % (s) ■■

B(s) =

(3.66)

(*, +W(V+1)

T, s+ 1

t ~ь і

Учитывая, что преобразователи в статорной и роторной цепях имеют одинаковые постоянные времени Гр,, получим передаточ­ные функции l'Prl(s) и /si (s) относительно управляющих вход­ных сигналов:

Нт. п (L?/Rr) Uі (s) _

7V+ 1

Wr(s)

(V+ U(^s + 1) ’

К. U k*Rr/Rs(R3+ k*Rr)]u2{s)

(3.67)

Isl(S)■

(^5+1)(7-ф5 + 1)

Применение ПИ-регуляторов позволяет обеспечить необходи­мую настройку контуров. Все регуляторы системы имеют техни­чески реализуемые передаточные функции.

Контур управления электромагнитным моментом (/s2) орга­низуется совершенно аналогично ранее рассмотренным. Суще­ственной особенностью данного типа привода является возмож­ность выбора зоны работы привода по частоте, а регулирова­ние р позволяет оптимизировать энергетические характеристики привода.

Асинхронные электроприводы с векторным управлением

Основные и производные параметры электрических машин

Под параметрами машины понимается совокупность констант (или функ­ций), которые однозначно соответствуют принятой математической модели машины. Уточнение параметров опирается на развитие теории поля электрической машины. Расчетные методы позволяют исходя из картины …

Система частотного привода с управлением от ЭВМ по вектору потокосцепления статора двигателя

-м Применение микро-ЭВМ для векторного управления частотно-ре­гулируемым приводом позволяет реализовать различные алгоритмы управления. На рис. 5.6 представлена функ­циональная схема аналогоцифровой системы управления приводом ТПЧ-АД посредством ЭВМ по вектору потокосцепления статора …

Микропроцессорная система частотного привода с управлением по вектору потокосцепления ротора двигателя

Микропроцессорная схема системы «Трансвектор» описана в работе [25]. В системе применена комбинированная аналоговая система идентификации составляющих потокосцепления, исполь­зующая измерительные обмотки или модель статора двигателя, А. ^0 = 0, - Rjs …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.