Развитие основной маркетинговой стратегии: сегментирование рынка
После того как организация проанализировала свою маркетинговую среду, свои сильные и слабые стороны, необходимо разработать основные положения маркетинговой стратегии, которые определяют целевые сегменты, суть позиционирования организации, затем координацию элементов маркетинга-микс для воплощения позиционирования по отношению к целевым сегментам. Основополагающая маркетинговая стратегия должна ориентироваться на потребителя, характеризоваться широким взглядом на будущее, быть дифференцированной, жизнеспособной, легко сообщаемой, мотивирующей и гибкой.
Четыре подхода охвата сегментов рынка — это массовый маркетинг, дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг и маркетинг рыночных ниш. Сегментирование рынка требует разделения его на подгруппы, которые являются взаимоисключающими, исчерпывающими, измеримыми, доступными, существенными и обладают различной реакцией. Основания для сегментирования могут быть общими или специфическими, объективными или предполагаемыми. Многие маркетологи думают сначала о простых общих объективных характеристиках, таких как возраст, доход, географическое местоположение и семейное положение. За эти годы более популярными стали более сложные объективные параметры, такие как социальный класс или жизненный цикл семьи, и предполагаемые характеристики, такие как жизненные ценности и образ жизни.
Специфические признаки сегментирования связаны с отношением к специфическому товару или услуге. Они включают объективные параметры, такие как статус пользователя, частота использования и лояльность. Предполагаемые специфические характеристики включают мнения, выгоды и воспринимаемые потери. Рынки организаций могут быть сегментированы по размеру организации, профилю интересов, типу процесса покупки и степени местной автономии.
Организации могут использовать на своих целевых рынках недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг. Выбор зависит от ресурсов организации, ее сильных и слабых сторон, относительной однородности сегментов и уровня конкурентной борьбы. Организация должна сосредоточиться на таких рыночных сегментах, которые являются действительно привлекательными и в отношении обслуживания которых она обладает дифференцированным преимуществом.
Разработка маркетинговой стратегии: позиционирование организации
Позиционирование организации — это создание отличного от конкурентов представления организации, которое гарантировало бы ей положение на рынке в течение длительного периода. Позиционирование — это и создание уникального ряда товаров и услуг, и обеспечение восприятия целевым рынком этих товаров и услуг и самой организации как уникальных. Для этого необходима оценка имиджа. Два наиболее распространенных подхода к этому: метод семантического дифференциала и непосредственная оценка отношения.
Позиционирование считается в значительной степени творческой деятельностью и достигается множеством альтернативных стратегий: использованием имеющихся сильных сторон; созданием ниши; перепозиционированием конкурентов. Выбранная стратегия определяет параметры маркетинга-микс и ясно дает понять, что необходима его тщательная координация (см.: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ).
Стратегия позиционирования ясно определяет, какими должны быть основные элементы маркетинга-микс данной организации для окончательной формулировки маркетинговой стратегии. Как только маркетинговая стратегия сформулирована, процесс стратегического планирования маркетинга завершается созданием такой организационной структуры и такой системы управления, которые могли бы осуществить маркетинговую стратегию. Далее определенная тактика устанавливается для каждого элемента маркетинга-микс и определяются критерии, по которым будет оцениваться успех выполнения маркетинговых задач. Заключительными шагами являются осуществление плана и тщательная оценка общих результатов, что служит подготовкой следующего витка стратегического планирования маркетинга.