Формирование бюджета и распределение ассигнований
1. Бюджетное планирование: границы и сущность
2. Значение бюджетного планирования
3. Установление точки отсчета
4. Разработка основного бюджета
5. Некоторые спорные вопросы
6. Риск в планировании бюджета
7. Другие аналитические методы
Бюджетное планирование охватывает всю организацию, распределяя ее ресурсы на заранее установленный период. Это не просто прогнозирование, а запланированная манипуляция всеми переменными, от которых зависит производительность фирмы. Эта статья рассматривает место планирования бюджета в организации и различные методы составления бюджета, а также влияние бюджета на производительность фирмы. При любой процедуре распределения ассигнований существуют подводные камни, которые нельзя игнорировать.
1. Бюджетное планирование: границы и сущность
Бюджет формируют с помощью широкого спектра методов планирования и контроля, которые охватывают компанию в целом, а не отдельные ее части.
Бюджет — это качественный план действий, который помогает координировать и контролировать приобретение, распределение и использование ресурсов в определенный период времени. Формирование бюджета можно рассматривать как объединение различных интересов организации в программу, полностью согласованную для достижения поставленных целей.
Бюджетный контроль осуществляется в рамках формальной организации, рассматривая ее как ряд центров ответственности и пытаясь выделить вклад каждого центра в эффективность всей деятельности.
Бюджетное планирование — это больше чем прогнозирование, так как предусматривает запланированные манипуляции всеми переменными, которые определяют производительность фирмы в попытке занять выгодную позицию в будущем. Принятый план должен быть правильно скоординирован, чтобы все требования соответствовали целям компании. Каждому менеджеру следует обращать внимание на взаимоотношения его центра ответственности (или отдела) по отношению к другим и к компании в целом в стадии планирования бюджета. Это уменьшает предубежденность одних отделов против других и против администрации, а также показывает слабые места организационной структуры и проблемы коммуникаций. Более того, это поощряет передачу прав и ответственности подчиненным.
Когда план составлен, создаются предпосылки для критики и оценки последующей деятельности. Без сомнения, исполнение плана бюджета — лучший критерий для контроля ситуации, чем сравнение с результатами прошлой деятельности, из-за недостаточной эффективности последней и постоянного изменения условий.
Бюджет может быть долгосрочным или краткосрочным. Понятно, что один от другого отличается периодом времени, но лучше не ориентироваться на традиционные отчетные периоды, а в каждой компании принять тот бюджетный период, который ей удобен. Например, жизненный цикл товара от создания до снятия с производства — во многих случаях более естественный бюджетный период, чем ежегодный цикл, потому что связывает маркетинг, изготовление, распределение и финансовое планирование на единой основе. Реальный выбор горизонта бюджетного планирования будет сильно зависеть от способности компании корректно прогнозировать.
Тем не менее бюджет обычно составляется на основе годового периода, который делится на более мелкие интервалы (полугодие, кварталы, месяцы и даже недели в случае производства и торговой деятельности) для составления отчетов и графиков и осуществления контроля.
В рамках годовой структуры бюджет будет сформирован из двух частей, каждая из которых смотрит на одни и те же вещи немного по-разному, но итог обеих — чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал. Рассмотрим эти две части:
1. Бюджет производственной программы (или бюджет производства), указывающий операции, которые будут выполнены за предстоящий период. Наиболее разумный путь представления этой части бюджета — показать для каждой маркетинговой программы ожидаемые доходы и связанные с ней затраты. Результатом этого станет объективное представление об ожидаемом будущем, которое весьма полезно для обеспечения баланса между различными действиями и размером прибыли (рис. 1).
2. Бюджет ответственности уточняет годовой план с точки зрения индивидуальной ответственности. Это прежде всего средство контроля, которое показывает цели или уровень результативности, которые требуются от каждого менеджера. Но затраты, выручка и доходы в бюджете должны быть подконтрольны на каждом уровне, который планирует и за который отчитывается конкретный менеджер (рис. 2).
Значение этих двух аспектов формирования бюджета очень важно, так как бюджет программы — результат этапа планирования, а бюджет ответственности — отправная точка этапа контроля. Первый может не согласовываться с организационной структурой, но второй должен обязательно ей соответствовать. А зна-
Рис. 1. Программа (бюджет производства) |
чит, при составлении плана его необходимо проверить и довести до всех, кто отвечает за его выполнение, чтобы каждый из них точно знал, что от него требуется (см. рис. 3).
Представив эти два взаимодополняющих аспекта, мы можем рассмотреть два основных способа формирования бюджета:
1. Единовременное планирование бюджета, когда план составляется на весь финансовый год с минимумом корректировок в течение года.
В целом, ожидаемые годовые затраты будут расписаны в течение года по месяцам. Эти «ставки» будут определены как одна двенадцатая годовых расходов, но через какое-то время сезонные вариации объема продаж могут потребовать большего внимания к финансированию рыночных и производственных расходов.
Рис. 2. Бюджет ответственности |
2. Скользящее (или повторяющееся) планирование бюджета, когда разрабатывается предварительный годовой план, в котором поступления и выплаты первого квартала показаны подробно по месяцам, второго и третьего кварталов — менее подробно, а в плане четвертого квартала указаны только выплаты. Каждый месяц (или квартал, как принято) бюджет можно изменять, добавляя необходимые детали к новому месяцу (или кварталу), потом к следующему, и таким образом бюджет всегда распространяется на год вперед. Такая процедура составления бюджета позволяет приспособиться к меняющимся и неопределенным условиям, а это крайне желательно, так как заставляет руководство постоянно думать о реальных задачах предстоящего года вне зависимости от того, что случится в текущем финансовом году.
НИОКР |
Произ водство |
Техно логия |
Марке тинг |
Рас преде ление |
Управ ление |
Модернизация и повторный выпуск товара X |
Продолжительный рыночный успех с товаром Y |
Успешная разработка и выпуск товара Z |
Рис. 3. Простейшая структура бюджета |
Единовременное планирование бюджета вполне достаточно для компаний, работающих в стабильной отрасли, где планируемый период можно более или менее точно предсказать. Наоборот, текущее планирование бюджета применяется в основном для частично нестандартной цикличной деятельности при колеблющемся спросе, что встречается гораздо чаще.