ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Особенности сварки и ремонта автомобильных деталей из алюминия и его сплавов
Наиболее высокое качество сварных соединений получают при аргонно-дуговой сварке с использованием неплавящегося вольфрамового электрода марки ВА-1А. Диаметр электрода выбирают в зависимости от силы сварочного тока (для автомобильных деталей применяют электроды диаметром 1.5 мм) и толщины свариваемых деталей).
До последнего времени применялась лишь ручная разновидность этой сварки, В настоящее время успешно ведутся работы по внедрению в авторемонтном производстве полуавтоматической сварки алюминиевых сплавов, при которой в несколько раз повышается производительность труда. Для ручной аргонно-дуговой сварке отечественная промышленность выпускает установки типа УДГ-501.
Возможна также организация поста аргонно-дуговой сварки без применения промышленной установки. Схема такого поста показана на рис. 11.11. От баллона с аргоном 1 газ подается через редуктор 2, манометр 3, ротаметр 4 и гибкий шланг 5 на сварочную горелку 8. В качестве источника электроэнергии используется сварочный трансформатор 11, оснащенный осциллятором 10, балластным реостатом 7 и дросселем ^.Сварочные работы выполняются на столе сварщика 9.
В качестве присадочного материала используют сплавы алюминия марок АМц или АМг или алюминиевую проволоку марки АК.
Аргонно-дуговой сварке присущи особенности, без учета и освоения которых невозможно получение качественных сварных соединений:
Установку включают за 2.3 минуты до начала сварки. За это время прогреваются лампы, на щитке приборов устанавливают принятую величину сварочного тока, редуктором на баллоне и регулируют расход аргона. Для удаления остатков воздуха шланг горелки продувают газом в течение 3.4с. Возбуждение дуги и разогрев конца вольфрамового электрода осуществляют на графитовой пластине, которую кладут рядом с местом сварки. О готовности электрода к сварке свидетельствует образование на его конце раскаленного шарика. На протяжении всей сварки (пока горит дуга) конец электрода должен сохранять такую форму и состояние.
Быстрым движением руки горелку переводят к месту сварки и возобновляют дугу, не прикасаясь электродом к металлу, так как касание раскаленного электрода с металлом приводит к загрязнению вольфрама, нарушению устойчивости дуги и ухудшению формирования шва. В случае случайного соприкосновения раскаленного электрода с металлом сварку следует прекратить, а конец электрода очистить от прилипших к нему частиц алюминиевого сплава. Для очистки загрязненного электрода возбуждают дугу на графитовой пластинке и выдерживают ее в течение 8.10с, до тех пор пока испарятся посторонние включения и на конце электрода появится чистый раскаленный шарик.
При заварке трещины, после перевода горелки к ее началу делают небольшую выдержку до образования сварочной ванны с чистой поверхностью. Если же вокруг нее откладываются копоть, то необходимо увеличить расход аргона. Следует помнить, что качество газовой защиты сварочной ванны при аргонно-дуговой сварке играет весьма важную роль. Недостаточная скорость истечения газа не обеспечивает
защиту зоны сварки от воздействия кислорода и азота окружающего воздуха, что приводит к загрязнению металла шва окислами. Высокая скорость истечения защитного газа также вредна, так как возможно образования завихрений, которые способствуют более быстрому сгоранию вольфрамового электрода и нарушению стабильности процесса.
Особое внимание необходимо уделять взаиморасположению горелки и присадочной проволоки по отношению друг к другу и к поверхности сварки, так как это оказывает сильное влияние на формирование шва. В большинстве случаев угол между осью вольфрамового электрода и присадочной проволокой при сварке алюминиевых сплавов выдерживают в пределах 80. 90°. Угол между осью вольфрамового электрода и поверхностью сварки поддерживают в пределах 60. 70°, а между присадочным прутком и поверхностью детали - 20.30°.
Длина дуги должна быть одинаковой на протяжении всей сварки и равняться приблизительно диаметру применяемого вольфрамового электрода. Увеличение дуги ведет к увеличению валика, деталь при этом сильнее нагревается, что приводит к ее деформации.
Движение горелки и присадочного прутка во время аргонно - дуговой сварки почти такие же, как при газовой сварке. Конец присадочного прутка нельзя подавать в столб дуги, так как при этом происходит мгновенное его расплавление (не следует подводить пруток к дуге ближе, чем на расстоянии 2. 3мм). В тоже время нельзя и сильно удалять конец прутка, иначе он окажется за пределами газовой защиты, что также ведет к нарушению процесса.
Трещину рациональнее всего заваривать справа налево. В этом случае лучше просматривается сварочная ванна и улучшается формирование сварочного шва.
Силу сварочного тока напряжения, диаметр вольфрамового электрода и расход аргона устанавливают в зависимости, от толщины свариваемого металла учитывая и температуру восстанавливаемой детали перед сваркой (при сварке предварительно подогретой детали силу сварочного тока несколько занижают против сварки не подогретой детали). При толщине металла от 4 до 7 мм сварку алюминиевой детали, подогретой до температуры 280°С, осуществляют при силе сварочного тока 150.250А, напряжением 22.24В. Чем металл толще, тем больше нагрев должен быть. Расход аргона при сварке должен составлять 7. 12л/мин., а диаметр применяемого присадочного прутка - приблизительно равняется толщине свариваемого металла.
Нормально установленные режимы и правильная техника сварки обеспечивает слегка выпуклый шов, возвышающийся над основным металлом на 3. 4мм. Поверхность шва получается светлой с четко выраженной мелкой чешуйчатостью.
Для того чтобы замедлить охлаждение детали после заварки трещины ее закрывают листовым асбестом. Быстрое охлаждение можно замедлить укладкой детали в специальную термокамеру, ящик, шкаф и пр.
При устранении других повреждений аргонно-дуговой сваркой техника и режимы ее такие же, как при заварке трещины. Сварку ведут на переменном токе без применения флюса.
Ручная электродуговая сварка алюминия ведется электродами 03А-2 (сплава алюминия) и 03А-1 (технического алюминия) на постоянном токе обратной полярности, короткой дугой. Она используется для заварки трещин в деталях из алюминиево-кремнистого сплава, за- плавки изношенных отверстий, приварки обломавшихся частей детали. Стержень электрода 03А-2 изготовлен из проволоки марки Св - АК5, которая близка по химическому составу к алюминиевокремнистым сплавам, поэтому сварные соединения, выполненные
этим электродом, имеют высокие механические свойства. Для разрушения окисной пленки и хорошего сплавления электродного металла с основным металлом детали на стержень электрода нанесена обмазка толщиной 0,6.0,8 мм. Главным компонентом обмазки является флюс АФ-4А. Диаметр выпускаемых электродов 03А-2 равен 4,5 и 6мм.
В качестве источника питания при электродуговой сварке могут быть использованы преобразователи с крутопадающей внешней характеристикой, а также выпрямители, такие же, как при электродуго- вой сварке чугуна.
Сварку автомобильных деталей обычно ведут с использованием электродов диаметром 5.6 мм, при силе сварочного тока 140. 160А (для электрода диаметром 5мм.) и 170.200А (для электрода диаметром 6мм.)
Стержень электрода ОЗА-2 плавится значительно скорее, чем у стального электрода, поэтому сварщику надо быстрее продвигать электрод вдоль шва. Длина дуги должна быть стабильной на протяжении всей сварки и равной приблизительно диаметру используемого электрода.
Положение электрода по отношению к свариваемой поверхности должно обеспечивать хорошую видимость сварочной ванны. Обычно его продвигают почти вертикально к поверхности или чуть наклоняют в сторону, противоположную направлению сварки.