ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Заварка трещин в чугуне с использованием полуавтоматической сварки
Одним из наиболее прогрессивных способов устранения повреждений в чугунных автомобильных деталях является полуавтоматическая сварка, выполняемая проволокой малого диаметра (1.2 мм) из сплава на основе никеля и обладающая самозащитными свойствами, Состав проволоки ПАНЧ-11 разработан для холодной сварки чугуна открытой дугой, без дополнительной защиты газом или флюсом. Сварка чугуна может выполняться во всех пространственных положениях.
Из-за небольшого диаметра проволоки ПАНЧ-11 сварка ведется на малом токе при небольшом нагреве детали. Глубина проплавления основного металла составляет 1,5.2 мм. При этом имеет место хорошее сплавление электродной проволоки с основным металлом детали без образования подрезов шва. Металл шва обладает высокими механическими свойствами; предел прочности на разрыв до 550МПа, твердость повышается только на узком участке рядом со швом, прочность соединения на разрыв не ниже 95% прочности основного металла.
В качестве сварочного оборудования применяются полуавтоматы А-547, А-547У, А-825 и др. в комплекте с соответствующим выпрямителем. Указанные полуавтоматы комплектуются шланговыми держателями для проволоки диаметром 0,8. 1мм и 1.2 мм.
Подготовка ремонтируемой детали под сварку заключается в зачистке поверхности вокруг трещин до металлического блеска. При осмотре трещины очень важно точно определить ее размеры. Затем на расстоянии 5.8 мм от видимого конца трещины в направлении ее развития необходимо просверлить отверстия диаметром 3.3,5 мм. Вдоль трещины следует сделать неглубокую и узкую канавку (раза в два меньше, чем при разделке канавки под электродуговую сварку
электродами 034). Снижение объема наплавленного металла обеспечивает важное условие - возможно меньший разогрев основного металла при сварке.
При сварке проволокой ПАНЧ-11 следует отдавать предпочтение нижнему пространственному положению детали, хотя может выполняться в любом пространственном положении. Заварка трещины производиться короткими участками длиной 20.60 мм. Чем меньше толщина свариваемого металла и чем напряженнее стенка в месте сварки, тем короче должен быть завариваемый участок трещин. После наложения шва на участок трещины сварку прекращают и дают охладиться металлу до температуры 50. 60оС. Во время паузы шов проковывают легкими ударами молотка (носовой частью). Порядок наложения швов на трещину такой же, как при ручной электродуговой сварке чугуна.
В зависимости от толщины свариваемого металла выбирается сила сварочного тока, напряжения, вылет электродной проволоки и скорость сварки. Чем толщина меньше, тем меньше величины параметров сварки. С учетом того, что толщина большинства стенок автомобильных деталей находиться в пределах 3.8 мм, полуавтоматическую сварку проволокой ПАНЧ-11 диаметром 1.2 мм осуществляют при силе сварочного тока 90. 140А, напряжении 16. 19В, вылете электродной проволоки 10.15 мм и скорости сварки 8. 12 м/ч.
Сварные соединения, выполненные полуавтоматической сваркой проволокой ПАНЧ-11, поддаются обработке любым режущим инструментом.