ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Газовая сварка
Газовая сварка при ремонте кузовов применяется для выполнения прихваток, нанесения латунных припоев в местах концентрации напряжений и ряда других операций. Основными недостатками этого вида сварки являются значительные коробления свариваемых деталей, их перегрев и большая трудоемкость доводки поверхности. Однако простота технологии сварки и доступность используемого оборудования обуславливает широкое применение газовой сварки при ремонте кузовов. Соединение панелей кузова при этом предусматривает работы по подготовке кромок и непосредственно процесс сварки.
С целью уменьшения объема рихтовочных работ после сварки соединяемые детали при подготовке кромок располагают в одной плоскости. Кромки листов обрезают ножницами или пилой так, чтобы они образовали прямой срез. Детали плотно состыковывают друг с другом и выполняют сварку встык.
Для обеспечения качественного шва при соединении деталей, последние предварительно «прихватываются». «Прихватывание» представляет собой несколько коротких сварных швов или точек, удерживающих детали вместе с предварительным прогревом металла для получения равномерного и аккуратного окончательного шва. Шов меньшего размера может быть получен при сварке стыка двух деталей без электрода (присадочного материала). В этом случае обеспечивается меньший нагрев и минимальная деформация металла, но требуется беззазорное соединение свариваемых деталей.
После прихватки точками производят рихтовку всей линии стыка, соединенного сварочными точками. Последовательность расположения точек сварки зависит от вида дефекта панели кузова, места его расположения и формы соединяемых деталей. На рис. 11.10 показаны наиболее характерные случаи сварки точками с указанием последовательности выполнения точек сварки: при наложении прямолинейного шва (рис. 11.10, а); если сварка предназначена для устранения трещин или изломов (рис. 11.10, б); если сварочный шов формирует угол (рис. 11.10, в); при сварке замкнутого шва (рис. 11.10, г). Ориентировочно шаг расположения точек рекомендуется брать равным 30s, где s - минимальная толщина свариваемого листа. Однако, на практике принимают меньшее расстояние между точками, сближая их. Сварные точки выполняют, начиная с первой, перемещая горелку в направлении не - схваченных точками участков. Нельзя соединять точками два конца прямолинейного шва, а затем выполнять промежуточные точки, так как при этом возникает расширение в противоположных направлениях и, как следствие этого, деформации кромок. Также нельзя начинать сварку с края детали, так как кромки расходятся. Её начинают с внутренней части шва и ведут до конца в направлении одного из концов листа. Затем производят сварку оставшейся части листа, начиная уже с выполненной части шва и постепенно перемещаясь к другому концу детали.
Г оризонтальная сплошная сварка выполняется горелкой с наконечником, соответствующим толщине металла соединяемых деталей. Наконечник горелки выбирают по расходу газа (ориентировочно 100
-5
дм /час на 1 мм толщины сварки). Во время сварки горелка располагается под наклоном приблизительно 45° к оси сварного шва так, чтобы пламя было направлено влево. Конец пламени удерживают на расстоянии около 1 мм от поверхности расплавленного металла. Перемещают горелку справа налево, наконечник наклоняют в сторону выполненного сварного шва, а струей пламени прогревают линию сварки. В случае сварки с присадочным материалом, последний удерживают симметрично соплу, погружая его конец короткими быстрыми движениями в расплавленный металл шва.
Нормальное расплавление металла поддерживают путем изменения скорости перемещения горелки и корректировки угла её наклона. С увеличением наклона сопла проникновение зоны расплавленного металла уменьшается. Поэтому при сварке угол наклона сопла изменяют в пределах 15. 45°.
Ширина сварочного шва должна быть небольшой и ориентировочно находиться в пределах 3.. .4 толщин свариваемых деталей. После сварки металл охлаждают на воздухе, не применяя влажной ткани, а образовавшийся сварочный шов рихтуют. Угол наклона мундштука горелки к свариваемой поверхности выбирается в зависимости от толщины свариваемых листов стали (табл. 11.6).