Продажи и управление продажами
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кейс 1. Sophisto (UK) pic
Sophisto (UK) pic производит и предлагает на рынке ряд миникомпьютеров для использования в сфере бизнеса. Компания была учреждена в 1972 г. как британская дочерняя структура американского электронного гиганта, выпускающего центральные ЭВМ (мейнфреймы) и оборудование для бизнеса. Родительская компания из США решила, что 1970-е годы станут десятилетием миникомпьютеров на рынке, на котором ранее доминировали мейнфреймы. Такая тенденция началась проявляться в начале 1970-х годов, в первую очередь в США. В 1950—1960-е годы обработка данных в крупных компаниях осуществлялась на мейнфреймах. Однако, начиная с 1970-х годов, компании начали искать способ увеличить компьютерные возможности для использования более широкого диапазона приложений и систем, при помощи которых отделы могли бы получить доступ к центральному компьютеру.
Отрасль ответила на этот запрос разработкой мини-компьютеров. Фирмы предложили схемы с разделением времени для компьютерных пользователей, что ознаменовало начало процесса распределенной обработки данных. Следующим этапом распределенной обработки стал маркетинг при помощи терминалов, через которые отдельные подразделения компании, такие, как отделы продаж или производства, могли получить информацию от миникомпьютера. Однако терминалы действовали в основном как экраны для отражения информации от мини-компьютера и мейнфреймов. Помимо возможности получать доступ к информации и вводить ее функциональные менеджеры все настоятельнее требовали прямого доступа к вычислительным возможностям, поскольку это требовалось им все больше и больше. Отрасль ответила на этот запрос разработкой микрокомпьютеров.
С начала 1980-х годов одним из растущих рынков компьютерной отрасли стал рынок микрокомпьютеров. Этому способствовало два фактора: один технический, или технологический, а другой, связанный с рынком, или со спросом.
Как было сказано, компьютерные пользователи в 1980- и 1990-х годах все активнее требовали, чтобы вычислительная мощность соответствовала повышенным запросам отдельных менеджеров. В связи с этим рыночное обоснование разработки микрокомпьютеров можно сравнить с преимуществами, предлагаемыми новыми технологиями.
Первым крупным преимуществом микрокомпьютера является то, что его можно легко подсоединить к другим компьютерам компании. Причем в отличие от терминала информация может передаваться, например, с основного компьютера в память микрокомпьютера. Затем эта информация может использоваться пользователем, и при этом его действия на основном компьютере не прерываются, т. е. он работает в автономном режиме.
Второй плюс микрокомпьютера обусловлен тем, что пользователь фактически имеет в своем распоряжении личную рабочую станцию. Микрокомпьютеры могут иметь то программное обеспечение и периферию, например плоттеры и принтеры, которые необходимы пользователю, то есть, другими словами, могут быть собраны для отдельного пользователя персонально.
Технологические причины для роста числа микрокомпьютеров объясняются разработкой в области микроэлектроники и, в частности, технологиями кремниевых чипов. Это сделало возможным предоставление большой вычислительной мощности при низких издержках, то есть той основы, на которой и строится микрокомпьютер.
Развитие рынка микрокомпьютеров
Спрос и технология действовали в унисон на протяжении 1990-х годов — десятилетия микрокомпьютеров. Когда микрокомпьютеры впервые были предложены, то их целевым рынком стали небольшие виды бизнеса. По мере того как цена машин постепенно снижалась, спрос на них все время расширялся.
Компании, которые еще недавно делали ставку на мейнфреймы, теперь покупают микрокомпьютеры. Прогнозы в отрасли заставляют сделать предположение, что рост рынка продолжится, так как каждый менеджер в будущем, скорее всего, в своем офисе будет иметь микрокомпьютер.
Ситуация, в которой оказалась Sophisto в связи с ростом на рынке микрокомпьютеров, несет для нее как возможность, так и угрозу.
Угроза заключается в том, что, как полагают специалисты, в течение следующих 10—15 лет мейнфреймы и мини-компьютеры потеряют свою популярность. Продажи обоих этих продуктов уступят место все возрастающему проникновению микрокомпьютеров.
Возможность, открывающаяся перед Sophisto и другими компаниями, действующими на этом рынке, связана с появлением широкого ассортимента приложений для микрокомпьютеров, что сопровождается снижением цен. В результате общий рынок компьютеров расширяется, в том числе и компьютеров для использования в бизнесе. Кроме того, Sophisto через свою американскую родительскую компанию получила доступ к результатам исследований, опыту экспертов и значительным ресурсам.
Действительно, всего два года назад конфиденциальный отчет, предоставленный американской родительской компанией Sophisto (UK), показал, что существуют планы проведения исследований и разработок по проектированию и производству целого диапазона продукции на основе микрокомпьютеров. Sophisto (UK) совместно с другими европейскими дочерними структурами провела предварительное оценивание вероятных рыночных запросов и требований по продукции для американского бизнес-рынка. С тех пор Sophisto о предложениях новых моделей микрокомпьютеров почти ничего не слышала.
Давид Перкинс, директор по маркетингу Sophisto (UK), ожидал своих американских гостей в помещении для проведения совещаний в британской штаб-квартире. Американцы были членами совета директоров крупного американского гиганта, в состав которого входили эксперты по маркетингу, финансам, производству и исследованиям и разработкам. Их визит был вызван публикацией отчета о рыночном исследовании, в котором изучался рынок компьютеров в Европе и США. В отчете указывалось, что компания совершила серьезную ошибку в отношении скорости, с
Которой микрокомпьютеры будут заменять мини-компьютеры ч мейнфреймы.
Как было сказано, компания рано уловила рыночные тенденции и начала исследовательскую программу разработки ассортимента продукции. Однако показатели продаж и прибыли по всему миру, включая Великобританию, продолжали расти в течение последнего времени, в связи с чем программа разработки новой продукции не рассматривалась как очень срочная. Недавно законченное рыночное исследование свидетельствовало о другом. В обобщенном виде результаты исследования показаны на рис. ГИЛ.
Объем Мировых Продаж |
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Рис. Ш.1. Продажи микро - и мини-компьютеров во всем мире за 1991—1999 годы
Аналогичный тип продаж, показанный для рынка в целом, характерен и для США, и для Европы.
Диаграмма свидетельствует, что хотя общий рынок для миникомпьютеров продолжал расти в течение всех 1980-х годов, темпы роста замедлялись. А в начале 1990-х годов рынок микрокомпьютеров уже обогнал рынок мини-компьютеров. Создавалось впечатление, что основная продукция Sophisto (иК) выходит на этап упадка в своем цикле жизни раньше, чем это прогнозировалось.
Этот рост рынка микрокомпьютеров и, в частности, преимущество, которым некоторые конкуренты воспользовались в результате этого роста, отразились в рыночной доле. Опять же из-за общих растущих мировых продаж американская родительская структура не смогла учесть того, что ее доля на мировых рынках снижалась. Отчет по результатам рыночного исследования показал долю этого падения, что представлено на рис. П1.2 и П1.3.
Рис. Ш.2. Доли мировых продаж компьютерного «железа», 1992
Рис. Ш. З. Доли мировых продаж компьютерного «железа», 1999
Изучение кейсов по продажам 5931
— ■—■ I11— ' 1 I— III ■ МП I 1 III 1 И ■ МИ«»
Падение рыночной доли Sophisto особенно беспокоило американских специалистов по планированию. Это не только свидетельствовало, что рыночная доля существенно снизилась и при этом компания даже не осознавала этого, что ставило компанию явно в проигрышную позицию по отношению к конкурентам. Основные конкуренты Sophisto, имея новые виды продуктов и дистрибьюторские сети, уже захватили плацдарм на новом растущем рынке. Помимо этого Setag, один из новых участников, который появился практически из ничего в 1992 г., к 1999 г. имел 9% рынка. Кроме того, соперники имели хорошее программное обеспечение и хорошее компьютерное «железо». И наконец, имея хорошую рыночную долю на рынке микрокомпьютеров, они имели преимущество по издержками и, следовательно, по ценам. Если выразить все очень кратко, Sophisto в этой гонке отставала очень сильно.
Совещание
Когда наконец американцы прибыли в Sophisto (UK), их немедленно провели в помещение для проведения совещаний, где представили Перкинсу и его старшим менеджерам. Очень скоро стало понятно, какую цель преследует это совещание.
Американцы показали, что разработка новых микрокомпьютеров теперь является приоритетом отдела исследований и разработок. Все другие работы в отделах по совершенствованию существующих мини-компьютеров должны быть прекращены, а сотрудники и ресурсы переброшены на новый проект. Стало ясно, что за прошедшие два года с начала работ удалось добиться некоторого прогресса. В первую очередь участники совещания собиралось рассмотреть, чем следует заниматься дальше в ходе разработок новой продукции.
Sophisto (USA) понимала, что каждый из национальных рынков для микрокомпьютеров, скорее всего, в том или ином отношении будет отличаться. Это связано не только с тем, что некоторые рынка растут быстрее, чем другие, но, что более важно, если говорить о разработке новой продукции, каждая страна отличается тем, кто в ней вероятнее всего будет конечным пользователем, или тем, каковы конкретные требования пользователей. Они ждали от своих дочерних структур, расположенных в разных регионах и странах по всему миру, предоставления рыночной информации, на основе которой можно заняться разработкой специального компьютерного «железа» и программного обеспечения.
Существовала вторая, в определенной степени более неприятная причина посещения американцев. Стало понятно, что штаб-
20 Продажи и управление продажами
Квартира в США обвиняет операционные подразделения в других странах в том, что те не смогли выявить процессы, происходящие на их рынках, и поэтому не сообщили о них в головной офис. Каждая компания, входящая в Sophisto и действующая в конкретной стране, получала собственный бюджет для проведения рыночных исследований. Суммы, затрачиваемые на эту деятельность, отслеживались и утверждались или не утверждались в штаб-квартире каждый год. Однако после того как годовой бюджет для рыночных исследований для конкретной компании утверждался, менеджеры компании могли тратить эти деньги по своему усмотрению на проведение тех исследовательских проектов, которые были необходимы. Каждое из подразделений Sophisto отвечало за свои продажи и прибыль, и поэтому решение по ценообразованию, дистрибуции и продвижению принимались самой компанией в зависимости от конкретной маркетинговой и конкурентной ситуации, которая складывалась на ее национальном рынке. Решения по исследованиям и разработкам новой продукции и основным капиталовложениям принимались в США.
Перкинс и его команда были более всего обеспокоены этой проблемой. Они указали, что помимо того, что два года назад штаб-квартира проинформировала их о своих разработках в области микротехники, они ничего не слышали о том, как развиваются события и им не поручали ни тогда, ни впоследствии сообщать свое мнение о британском рынке в американскую родительскую компанию. Более того, Перкинс пошел дальше и заявил американским представителям, что формальных систем отчетов от национальных подразделений по предоставлению рыночных данных в штаб-квартиру группы до сих пор вообще не существует.
Совещание грозило перейти в бесполезную и даже потенциально опасную (по крайней мере, для Дэвида Перкинса) перепалку. В этот момент Перкинс решил предложить более позитивный подход, отражавший его личную точку зрения. Он подтвердил, что Sophisto (ЦК) разумно распоряжалась выделенным бюджетом для проведения маркетинговых исследований и попросил своих помощников принести отчет, подготовленный менеджером, который отвечал за маркетинговые исследования, но на встрече не присутствовал.
Демонстрация отчета
Каждый присутствующий на встрече получил копию отчета с данными по рынку микрокомпьютеров в Великобритании. Ис-
Следование началось два года назад, когда родительская компания объявила о своей программе разработок. На данный момент это был промежуточный отчет о состоянии британского рынка.
Но уже на этой фазе отчет позволил выявить некоторые интересные факты о рынке микрокомпьютеров. Например, в отчете было показано, что британский рынок рос, по крайней мере в отношении микрокомпьютеров, гораздо быстрее, чем кто-либо из специалистов в штаб-квартире группы или вообще в мире мог предвидеть. Этот факт, конечно, был затем повторен в американском отчете. В нем также подтверждалось, что Sophisto (иК) теряла свою рыночную долю по компьютерам, уступая основным конкурентам.
Американцы начали выражать раздражение, когда Перкинс указал на это в своем отчете. В конце концов они знали это и до того, как отправились в Европу. Американцы также настаивали на том, что несмотря на то, существовали или нет формализованные процедуры отчетности, Перкинс и его сотрудники должны были сообщать о подобных явлениях в штаб-квартиру. Другими словами, опять общая тональность дискуссии стала повышенной. Но Перкинс продолжал привлекать внимание собравшихся ко второй части отчета. Исследователи включили сюда подробную оценку развития рынка микрокомпьютеров для бизнеса. В табл. П1.1 показан пример данных, которые они собрали.
Таблица П1.1. Рынок Великобритании для микрокомпьютеров: основные приложения в бизнесе и частота использования
|
Быстро пробегая содержание отчета, американские менеджеры были удивлены тем количеством серьезной информации, которую Sophisto (UK) собрала по своему рынку.
Они были еще более удивлены, когда Перкинс сообщил им, что промежуточный отчет был завершен и отправлен непосредственно в штаб-квартиру в отдел исследований и разработок, а через две недели отчет был возвращен с достаточно ядовитой припиской в виде меморандума, в которой говорилось, что, хотя представленная в нем информация является интересной, но она мало связана с основными видами деятельности по разработке новой продукции.
Перкинс сохранил копию этой записки.
Кейс 2. Sunderland Ceramics Limited
Базовая информация
Sunderland Ceramics Limited — компания, которая была основана Джином Гофтоном в 1982 г. в качестве ее единственного владельца. В 1988 г. она стала компанией с ограниченной ответственностью, поскольку продажи возросли, и Джим почувствовал необходимость подстраховаться.
Джим учредил компанию, используя для этого собственный капитал и обратившись за помощью к своему банку, после того как его сократили из компании St. Austell Potteries pic, находящейся в г. Редруте в Корнуолле. Джим родился и вырос в этом
Городе, но слышал много положительных отзывов о северо-востоке Англии. И поэтому к своему увольнению он отнесся как к новой возможности и решил переехать вместе с семьей на новое место. Первоначально он рассматривал для этого Дурхэм, но затем понял, что этот небольшой университетский городок вряд ли благожелательно отнесется к производственной структуре, и поэтому он остановился на Сандерленде, городе на побережье, известном своими кораблестроителями, находящемся в 10 милях к востоку от Дурхэма.
У Гофтона к этому времени уже был значительный опыт в проектировании, производстве и продаже горшечной продукции. К моменту своего увольнения Джим отвечал в St. Austell Potteries pic за продажи и маркетинг посуды, которая изготавливалась из самой качественной глины.
По мнению Джима, на рынке не хватало высококачественного, с хорошим дизайном и, что самое важное, постоянно имеющегося в наличии полного ассортимента обоженной кухонной посуды. Такая непрерывность поставок и легла в основу маркетинговой стратегии Sunderland Ceramics Limited и, по мнению Джима, стала ключевой характеристикой, обеспечивающей успех ее работы.
На основании своего опыта в St. Austell Potteries pic Джим знал, что многие покупатели такой посуды бывают разочарованы, а порой и недовольны, когда некоторые предметы посуды, которые они собирались докупить к уже купленным, больше не предлагались. Например, многие новые семьи, обзаводясь хозяйством, выбирали какой-либо базовый набор посуды, на основе которого намеревались со временем собрать весь ассортимент. Другие покупатели, приобретавшие полный обеденный сервиз, сталкивались с тем, что через какое-то время часть отдельных предметов, например тарелки или чашки, разбивались, но заменить их было нельзя.
Уникальной привлекательной характеристикой продукции Sunderland Ceramics было то, что покупателям давались письменные гарантии во время покупки, что любой предмет конкретного дизайна они смогут приобрести независимо от размера заказа как минимум в течение десяти лет от момента первоначальной покупки. В случае невозможности удовлетворить их запрос компания обязуется вернуть деньги в полном объеме за первоначальный заказ или предоставить замену, которая удовлетворит эстетические требования покупателя.
Этот период характеризовался возрождением интереса к стильной керамической посуде. Традиционный рынок фарфоровой посуды уступил часть своей доли глиняной или керамической посуде, что для дешевой столовой посуды является в какой-то мере синонимами.
Социоэкономические изменения и перемены в стиле жизни также стимулировали более активный спрос, требовавший, чтобы производители выпускали более широкий ассортимент потребительских товаров, в том числе и такой столовой посуды, которая больше бы гармонировала с внутренним дизайном жилья.
В чем можно было не сомневаться, так это в том, что рыночный сектор являлся динамичным и что взгляд на еду также становился иным. Развлечения стали более спонтанными и живыми, чем прежде, а еду стали принимать на кухне, в холле и даже в саду. Эта тенденция также отразилась в изменениях в дизайне жилых помещений, который стал менее формальным. Теперь в квартирах стали выделять единую зону для отдыха и еды вместо отдельной столовой, как было раньше.
Результатом стал постепенный переход от классического дизайна столовой посуды к посуде с яркой росписью и даже авангардной, лучше соответствующей современному стилю жизни и культуре еды, которые стали более демократичными.
Компания Royal Doulton вышла на этот рынок в 1990 году со своим набором Expressions, который был яркой раскраски и предназначался для среднего покупателя. Этот набор привлекателен в первую очередь для более молодых покупателей.
Johnson Brothers, лидеры бренда по стилю, дизайну и соотношению получаемой ценности и затраченных денег на рынке посуды для повседневного пользования, предложили в 1992 г. три новых фирменных набора, в которых рисунок на посуду наносился вручную. Их серия Heritage White по сегодняшний день продолжает пользоваться международным успехом.
Новая серия посуды с ручной росписью Blueberry компании Royal Wilton имеет высокий темп роста объема продаж (на 100%) за последние три года. Компания расширила свой ассортимент и включили в него кухонную посуду, кухонные принадлежности и посуду для приготовления пищи в микроволновых печах.
Стремление приобретать более яркую продукцию, являющуюся к тому же практичной и функциональной, является четко выраженным. Существует мнение, что подобный дизайн способствует росту продаж этой продукции, хотя до этого спрос на нее считался неэластичным.
Компания Sunderland Ceramics Limited: с 1982 г. по сегодняшний день
Продажи и маркетинг компании осуществлялись по почтовым заказам, причем вначале реклама охватывала в качестве целевого рынка только северо-восточную часть Англии и распространялась через местные газеты, журналы и передачи коммерческих радиостанций. После того как в 1988 г. компания приобрела статус ограниченной ответственности, она стала продвигать свою продукцию через национальные газеты и некоторые глянцевые журналы для женщин. До сих пор она не использовала в своей рекламе телевидение, но планирует это сделать в ближайшем будущем.
Компания в настоящее время планирует использовать Mosaic, систему государственной почты, для целевого разноса листовок и непосредственных почтовых рассылок. Эта система позволяет привязать потребителей к 58 различным типам домов. Сначала для этого была разработана система почтовых кодов, позволяющая механизировать сортировку почты. Эта система позволяет связывать любой адрес в Великобритании с улицей или районом, и в среднем каждый отдельный почтовый код охватывает 15 семей или зданий.
Королевская почта имеет в своих файлах 25 млн адресов, что позволяет ей определять местонахождение адресатов и использовать их для своей системы географического анализа. Таким образом, Mosaic — эта система, которая предлагает идеальную базу, на которой можно построить основы для выборок для самых различных проектов, начиная от маркетинговых исследований до прямой рассылки почтовых сообщений. При помощи этой системы можно также измерить, какие соседние характеристики кажутся наилучшими с точки зрения реагирования на почтовые сообщения. Возможно также при помощи модели потенциальных потребителей выставить численные оценки разным типам домов с точки зрения эффективности почтовой рассылки.
В настоящее время одним из практических приемов, используемых компанией, является занесение в базу данных фамилии человека, который обратился к ней с заказом. В результате к ней не раз
Обращались организации, занимающиеся прямыми почтовыми рассылками, с предложением продать им эту базу данных, однако до сих пор Sunderland Ceramics Limited такие предложения отвергала. Все производство первоначально выполнялось на фабрике, арендованной у местных властей, в которую входит участок, бывший до этого инженерным предприятием. Местные власти преобразовали его в 1981 г. в отдельные промышленные единицы. В 1982 г. первоначальные работники и организационная структура Sunderland Ceramics Limited были следующими.
Джим Гофтон (возраст 43) — продажи / производство / маркетинг / бухгалтерия. Лиз Гофтон (возраст 45, жена Джима) — проектирование / дистрибуция / упаковки, а также общие канцелярские и секретарские обязанности. Фред и Фрида Уикс (возраст 58 и 57 соответственно) — два горшечника, которых уволили из St. Austell Potteries pic в то же самое время, как Джима Гофтона. Они были очень хорошими друзьями Джима и Лиз и решили переехать в Сандерленд вместе с ними, для того чтобы начать новую жизнь и следующую карьеру на северо-востоке страны. Джорди Нес (возраст 44) — неквалифицированный разнорабочий, которого уволили с верфи в Уолдсен и который понял, что переезд в Сандерленд удовлетворит его почти маниакальную страсть быть поближе к своей любимой футбольной команде. Вначале существенной добавкой к заработной плате Джорди было пособие, которое ему платили местные власти по программе поощрения создания новых рабочих мест. Начав с такой скромной команды, Sunderland Ceramics Limited впоследствии стала процветать. Ее товарооборот существенно вырос, что особенно интересно, так как компания действовала на рынке, для которого типичным является медленный рост. В табл. П1.2 показаны индексы рыночного роста для этого типа продуктов в Великобритании за период с 1986 по 1999 гг.
Таблица Ш.2. Индекс продаж столовой посуды в Великобритании (1987 = 100)
1986 98
1987 100
1988101,5
1989102,4
1990103,8
Окончание табл. IJ1.2.
1991106,1
1992107,3
1993109.0
1994112.1
1995109.6
1996103,9
1997101,8
1998102.1
1999107.7 (данные за 9 месяцев)
К концу 1987 г. Джим Гофтон понял, что Sunderland Ceramics находится на перепутье. Джиму было необходимо решить, ставить ли целью дальнейший рост и расширение или попытаться оставить компанию на прежнем уровне. К этому времени число работников выросло до двенадцати человек, причем большая часть их занималась производством. К этому времени в компании было девять горшечников, включая Фреду и Фреда Уикс, которые никогда не пожалели о том, что уехали из Корнуолла. Сын Джима Лайнел, которому было 18 лет, когда он начал работать в компании в качестве менеджера по подготовке работников, прошел обучение по искусству, истории, географии, социологии и экономике (ныне это программа известна как GCSE) и более углубленный курс по социологии. Он чувствовал, что его не сильно тянет к учебе, но ему хотелось попробовать себя в менеджменте.
Разрешению дилеммы, с которой столкнулся Джим, частично способствовал тот факт, что ряд покупателей из розничных структур в последнее время выразили интерес к размещению продукции Sunderland Ceramics в своих магазинах. Их интерес позволил сделать предположение, что, скорее всего, появилась возможность в значительной мере расширить бизнес за счет заказов по почте, на которые в общих продажах в Великобритании приходилась небольшая доля.
Продажи керамических изделий в Великобритании через различные точки розничной торговли в 1990 и 1998 годах показаны в табл. Ш. З.
ТаблицаШ. З. Продажи керамики в Великобритании через различные точки розничной торговли в 1990 и 1998 годах
Продажи в 1990 г., %
Специализированные магазины 38
У нивермаги / сетевые структуры 48
Окончание табл П1.3.
Заказы по почте |
7 |
Другие варианты |
7 |
Продажи в 1998 г., % |
|
Специализированные магазины |
24 |
Универмаги / сетевые структуры |
46 |
Заказы по почте |
12 |
Другие варианты |
18 |
Джим понимал, что если он выберет вариант расширения, то многое придется менять. Ему придется расширять производство, что означало, что потребуется отыскать новые помещения. На момент принятия решения производство работало на полную мощность, и сотрудники Управления по здравоохранению и безопасности проинформировали его, что использовать больше работников на той же площади запрещается. Других помещений на тот момент для расширения деятельности не существовало. Кроме того, программа расширения требовала и дополнительных финансовых затрат. На день принятия решения рост финансировался из собственного капитала Джима, банковских займов и нераспределенной прибыли компании. Таким образом, в 1988 г. Джим, проконсультировавшись со Durham Associates Limited, компанией, специализирующейся по рекомендациям для структур небольшого бизнеса, преобразовал свою компанию в частную компанию с ограниченной ответственностью, для того чтобы воспользоваться преимуществами, предоставляемыми таким структурам бизнеса.
В данном случае рекомендация Durham Associates Limited сработала, и к концу 1998 г. Sunderland Ceramics Limited по сравнению с 1990 г. выросла почти вдвое. Производство переехало на новую фабрику в Сандерленде, и число работников удвоилось. Тем не менее, они все еще продавали свою продукцию через прямые почтовые заказы и не видели необходимости переходить к традиционным точкам розничной торговли, полагая, что посредники сильно взвинтят цену продукции.
К середине 1999 г. компания снова оказалась перед лицом перемен. Проверенные консультанты, которым Джим доверял, посоветовали ему ввести более формализованные и современные процесс планирования и процедуры контроля, возможно, пригласив для этого специалистов, которые стали отвечать бы за функции, находившиеся до этого времени о его ведении. Необходимо
Установить и новое оборудование с учетом самой последней технологии. Это, возможно, означает необходимость переподготовки некоторых из его горшечников и потерю некоторых ремесленнических навыков, накопленных ранее. Его два давних друга и сотрудника Фред и Фрида У икс, так как им уже было намного больше пенсионного возраста, выразили желание в конце концов закончить работать и уехать жить на соседний морской курорт в Изенктоне. Джим также чувствовал, что ситуация на рынке меняется и что ему придется рассматривать вариант перехода к продажам через структуры розничной торговли.
Он понимал, что если ему предстоит расширяться, то необходимо подумать о различных источниках финансирования. Один из друзей Джима пожелал стать акционером Sunderland Ceramics Limited. Вполне вероятно, что компания сможет также получить финансирование на рынке альтернативных инвестиций.
В конце 1999 г. Джим почувствовал себя достаточно уверенным, чтобы решить проблемы, связанные с расширением. Эту уверенность ему придавали не столько его собственная продукция и личные навыки менеджера, сколько общая довольно благоприятная экономическая обстановка в стране. Небольшие, но растущие виды бизнеса, вроде его, в большой степени зависят от этих факторов. Он также знал о большом числе банкротств, которые постоянно происходили в таких небольших компаниях, как его.
Его сын Лайонел в это время занимал должность менеджера офиса, и Джим попросил его связаться с Durham Associates Limited и задать вопрос, в какой степени экономический климат благоприятствует расширению его компании в настоящее время, а также заказать предварительный план изменений, на которые, возможно, придется пойти в случае расширения, особенно по направлениям продаж и маркетинга.
Для того чтобы подготовить соответствующую рекомендацию, Durham Associates Limited запросила дополнительную информацию, представленную в табл. П1.4 и Ш.5.
Таблица Ш.4. Портфель продукции Sunderland Ceramics limited, 1999 г.
Полный набор обеденной и чайной посуды, включая солонки, перечницы и емкости для других специй пяти разных (незаменяемых) образцов, выполненных в едином стилевом решении.
Набор в датском стиле (белый, без рисунков), запущенный в 1992 г.
Таблица Л 1.5. Индекс продаж Sunderland Ceramics Limited (1986 = 100)
1986100
1987165
1988174
1989185
1990192
1991201
1992220
1993225
1994240
1995255
1996261
1997265
1998268
199 9273 (данные за 9 месяцев)
1. Дайте рекомендации компании в отношении «за» и «против» сохранения ее текущего канала продаж. Насколько, по вашему мнению, целесообразно реализовать свою продукцию через специализированные магазины, торгующие керамикой, и/или универсальные магазины.
2. Дайте рекомендацию компании относительно использования более «наглядных» кампаний продвижения через телевидение вместо традиционных подходов, а также продаж через базу данных Mosaic, систему государственной почты.
3. Какие положительные и отрицательные стороны вы видите
В продаже компанией своей базы данных организациям, специализирующимся на прямых почтовых рассылках.
4. Составьте отчет с соответствующим обоснованием по про
Блемам, рассмотренным в последнем параграфе кейса.
Кейс 3. Gardnov Limited
Ричард Бут обеспокоен. По прошествии месяца после его назначения менеджером по продажам в Gardnov Ltd, дела в компании обстояли не так хорошо, как он ожидал. Он начал действовать с большим оптимизмом и энтузиазмом, полагаясь на свой опыт и логичный и позитивный подход к делу, которые позволили ему занять новый пост, хотя он ранее не работал в компании с подобным типом товаров. Его прошлый опыт был связан с продукцией в более «агрессивных» областях — стеклопакеты и страхование домов.
Gardnov Ltd была учреждена десять лет назад как поставщик садового инвентаря в структуры розничной торговли. У Gardnov Ltd имеется в наличии большой набор садовых инструментов, включая насосы и продукты для обслуживания прудов, наборы для барбекю и садовую мебель. На всю продукцию Gardnov Ltd наносится фирменный садовый орнамент, разработанный дизайнерами компании, причем наиболее популярной продукцией является партия садовых гномов, которые похожи на известных политических деятелей. Компания предлагает большинство из ведущих фирменных продуктов, производимых в Великобритании, а также бренды основных иностранных производителей в этой области. Все эти продукты включены в ежегодный каталог компании, который рассылается по садовым центрам и точкам розничной торговли по всей стране, независимо от того, являются ли они сейчас или нет заказчиками компании.
Хотя розничные заказчики могут размещать заказ непосредственно по каталогу (и часть из них это делает), около 90% всех продаж поступает от торговых представителей компании, численность которых составляет шесть человек (все мужчины), которые охватывают всю Великобританию на региональной основе. Каждому торговому представителю выплачивается базовая заработная плата, средний размер которой в 1999 г. составил 21 000 ф. ст., с колебаниями от 16 500 ф. ст. до 27 300 ф. ст. Позиция торгового представителя в этом диапазоне зависит от его возраста и того времени, которое он проработал в компании. Каждому представителю выделяется служебный автомобиль среднего класса, а также оплачиваются расходы на топливо и выделяются небольшие суммы на скромные развлечения.
Ричард Бут проработал, занимаясь продажами, около двадцати лет и ранее был региональным менеджером по продажам в компании ведущего производителя стеклопакетов и страхования домов. Начав свою новую работу в Gardnov Limited (менеджер по продажам которой пошел на пенсию), Бут решил, что первые четыре недели будет наблюдать за работой торговых представите
Лей, сопровождая их при посещении заказчиков и общаясь с этими заказчиками. Он полагал, что такой подход позволит ему получить обоснованный материал, на основе которого он сможет оценить текущую ситуацию, а затем предложить план стратегических продаж на будущее.
То, что Бут наблюдал во время этих четырех недель, его встревожило. Торговые представители компании действовали словно в летаргическом сне, поскольку им не хватало мотивации. Хотя за последние десять лет объем продаж ежегодно возрастал в среднем на 5%, общий рынок, как Бут выяснил из данных рыночного исследования, рос с годовым темпом свыше 10%.
Но больше всего его обеспокоило следующее. Каждому торговому представителю выделялся отдельный регион. В каждом из этих регионов прежний менеджер по продажам разделил заказчиков на три категории: А, В и С в соответствии с их потенциалом покупок. В категорию А входили основные заказчики, которых следовало посещать еженедельно. Заказчиков категории В следовало посещать один раз в две недели, а категории С — раз в месяц. Каждому торговому представителю ставились целевые показатели по выявлению новых заказчиков в регионе.
Бут установил, что за последние два года фактически торговые представители регулярно посещали только заказчиков категории А, в то время как заказчики категории В навещались приблизительно раз в шесть недель, а заказчики категории С практически игнорировались. Кроме того, за последние четыре месяца не появился ни один новый заказчик.
Что еще хуже, от многих, даже регулярно посещаемых заказчиков Бут узнал, что торговые представители Gardnov Limited не общались с ними дружелюбно. Торговые представители действовали скорее как простые приемщики заказов, вместо того, чтобы убеждать их разместить заказ. Кроме того, большая доля заказчиков, которых навестил Бут, отметили, что торговые представители Gardnov Ltd часто не могут ответить на многие вопросы о продукции, указанной в каталоге. Торговых представителей мало интересуют заказчики, и такой же небольшой энтузиазм они демонстрируют в отношении продаваемых ими продуктов. Казалось, что их основная цель — свести к минимуму время, проведенное с заказчиком, даже тогда, когда визит был в целом для них полезен.
Бут знал, что все шесть торговых представителей были опытными работниками и в среднем проработали в компании около пяти лет, а точнее, от двух до двенадцати лет, и это в отрасли, где
средняя продолжительность работы торговых представителей составляет только три года. Он не был уверен, что проблема заключается в этом, но знал, что потребуются немедленные шаги, чтобы повысить показатели работы торговых представителей.
Однако проблема заключалась и в том, что он не хотел начинать свою карьеру в Gardnov Ltd с конфликта с торговыми представителями, предпочитая повысить их мотивацию, а за счет этого и объем продаж. Он надеялся, что сможет добиться от них сотрудничества и доверия, а кроме того, хотел доказать, что может исправить текущую ситуацию.
Кейс 4. Allwarm Knitting Limited
Компания Allwarm Knitting Limited выпускает и продает пряжу со своей базы в Худцерсфильде почти 100 лет. Мягкая вода окаймляющих это место Пеннинских гор стимулирует развитие этого производства, поскольку настриженная шерсть должна прежде всего пройти процессы промывания и очистки. Для того чтобы получить пряжу, необходимы следующие операции: обеспыливание, смазывание и блендирование, первичное чесание, прочесывание, обжимание и пропуск через ровницу. Пеннины также хорошо подходят для разведения различных пород овец, которые дают разные типы шерсти, в результате чего здешняя пряжа славится своей теплотой, мягкостью и тем, что она «дышит».
Многие местные сорта шерсти производятся и сегодня по той же самой технологии, и этот факт подчеркивается в кампаниях
Продвижения, где ставка делается на традиции и мастерство ра ботников. ... '• -.,.■.
Allwarra Knitting Limited является частной компанией, при этом ее директора никогда не сталкивались с необходимостью отправляться на рынок финансов, чтобы получить там дополнительный капитал. Компания всегда продает свою продукцию через специализированные магазины, а также через фирменные универмаги Yorkshire wool (Йоркширская шерсть). Десять лет назад к ним обратилась большая группа универмагов с предложением выпускать ассортимент пряжи для вязания под фирменным названием группы. Руководство компании отвергло эту идею, поскольку увидело в ней первый шаг к утрате контроля над своим брендом, которому свыше 100 лет.
Ассортимент продукции компании был всегда широким и в настоящее время включает пряжу разных типов и цветов. Компания проводила политику быть производителем всего ассортимента, из чего следовала необходимость хранить большое число материалов разного качества и цвета на фабрике для оперативной отгрузки заказчикам. Недавно возникла проблема, связанная с тем, что финансирование такого большого запаса готовой пряжи сильно истощает оборотный капитал, и поэтому компании впервые пришлось обратиться в банк за кредитом.
Пряжа для ручного вязания выпускается на основе чистой новой шерсти или смеси шерсти и некоторых натуральных волокон, таких, как мохер, ангора и кашемир. Компания постоянно гордится качеством своей продукции и уверена, что ее бренд хорошо известен и уважаем по всему миру как потребителями, так и профессионалами отрасли. По этой причине компания воздерживается от перехода к производству пряжи для вязания, содержащей искусственные волокна, несмотря на ценовые преимущества и повышение стойкости продукции в носке.
В 1960-х годах вязаные вещи были популярны, и основная цель компании в те годы была обеспечить такие дешевые виды одежды, как свитера для повседневной носки, не придавая большого значения их эстетической привлекательности. После временного затишья с конца 1970-х до середины 1980-х связанные вручную вещи вновь вошли в моду. В первую очередь молодым женщинам понравилась идея вязать для себя одежду, используя для этого материал высокого качества, но цена которой во много раз будет меньше, чем при покупке в магазинах модной одежды.
Основные дома моды теперь делают вязаные изделия заметной характеристикой своих коллекций. Еще одной причиной для возвращения вязаных вещей стала разработка специального оборудования, которое упростило процесс изготовления и резко снизило цену на них, что произошло после 1980-х годов.
Изменение в моде отразились в потребительской статистике по пряже для ручного вязания (табл. П1.6). В таблице приводятся процентные доли общего рынка, приходящегося на Allwarm Knitting Limited, а также объем продаж, приходящийся на искусственные волокна.
Таблица П1.6. Статистика потребления пряжи для ручного вязания
|
Несмотря на стабильный рынок за последние годы рыночная доля А1Ыагт проявляет тенденцию к уменьшению, и поэтому руководители компании решили, что необходимо принимать какие-то меры, чтобы остановить этот спад в продажах. Для уста
Новления тенденций потребительского поведения заказали рыночное исследования, которое было выполнено в конце 1999 г.
В ходе исследования было выяснено, что хотя за период времени с 1988 по 1999 годы общее потребление пряжи для вязания ручного производства было устойчивым, но в общем объеме продаваемой пряжи продажи пряжи с примесью искусственных волокон постоянно росли и соответственно уменьшались продажи чистой пряжи. Основная причина, как было выяснено, ценовое преимущество пряжи из искусственных волокон над натуральной (приблизительно на 30% дешевле). Исследование также показало, что дистрибьюторы (особенно универмаги) все охотнее берут на реализацию фирменную пряжу, а не обыкновенную, поскольку она дешевле. Также было установлено, что многие виды дешевой пряжи для ручного вязания продавались через точки розничной торговли, как второй сорт. Такая пряжа не проходили тест на качество продукции, которому подвергают свои изделия АІІлат и другие производители с устойчивой репутацией. Правовых требований, по которым пряжа должна проходить тест на качество, нет. И хотя многие такие виды пряжи идут в продажу как второй сорт, многие из них на самом деле вторым сортом не являются. Фактически их выпустили по менее строгим стандартам, и структуры рынка использовали термин «второй сорт» просто как прием продаж, позволяющий покупателям думать, что они получают скидку.
В исследовании обращалось внимание также на тот факт, что хотя количество импортируемой пряжи для ручного вязания на момент его составления было невысоким, вероятность того, что ее доля существенно возрастет, была высокой. И действительно, пряжа из бывшей Восточной Германии заполонила британский рынок, особенно те сорта, в составе которых были искусственные волокна.
У А1Ыагт не было никакой собственной сети дистрибуции. Она, конечно, имела магазинчик при фабрике для продажи пряжи, которая из-за относительно незначительных неровностей в цветовой окраске или когда блендирование не соответствовало требованиям спецификации шла как «второй сорт». Вся же нестандартная пряжа, которая не соответствовала условиям по прочности нитей, никогда в продажу не поступала, а шла в утиль или подвергалась повторной переработке.
Торговые представители компании (всего их было десять человек) занимались непосредственными продажами продукции на территории Великобритании в специализированные магазины пряжи для ручного вязания (на которую приходилось 85% продаж), а оставшаяся часть продукции поставлялась в универмаги Такое процентное разделение сложилось исторически, поскольку Allwarm чувствовала, что специализированные магазины являются местами, более подходящими для продажи их высококачественной пряжи с брендом «Йоркширкская шерсть». Многие покупатели при приобретении пряжи для ручного вязания спрашивали совета у розничных торговцев, и компания всегда была уверена что ее репутация в отрасли такова, что специалисты из точек розничной торговли порекомендуют конечно же ее продукцию своим покупателям, считая, что она предпочтительнее более дешевых, нефирменных продуктов.
Торговые представители получают вознаграждение в виде фиксированной заработной платы, которая ежегодно пересматривается на основе объема продаж за предыдущий год. Все сотрудники получали годовые бонусы, выплачиваемые перед рождеством. Их размер зависел от годовой заработной платы сотрудника. Как правило, до 1990 г. их размер был приблизительно 10%, до 1995 г. — приблизительно 5%, а с тех пор никто из них бонусов не получал.
Еще одно рыночное исследование было проведено, используя обсуждения с группами из десяти домохозяек из категории С1 и С2, которые сами занимаются вязанием. Окончательный отчет по этому исследованию еще не представлен, однако первоначальные результаты позволяют предположить, что фирменные названия, как создается впечатление, менее важны при выборе бренда пряжи для вязания. В фокус-группе из представителей категории С1 только 3 человека из 10 смогли мгновенно вспомнить «Йоркшир - кскую шерсть», хотя после подсказок о ней вспомнили все члены группы. В фокус-группе из представителей категории С2 положение было еще хуже, поскольку ни один из ее членов не смог мгновенно вспомнить «Йоркширкскую шерсть» и только половина — после напоминания. Всего проверке подверглись 6 таких фокус - групп. Результаты исследования будут готовы через 4 недели.
[1] тогда вы должны говорить со мной по-немецки. — Прим. переводчика.