Продажи и управление продажами
Компенсация
В этой главе рассмотрены две управленческие функции: организационная и компенсационная. Существуют три метода организации торговых представителей:
•географический;
•по видам продукции;
•по потребителям.
Подход, в основе которого лежат потребители, имеет четыре Варианта:
•ориентированный на рынок;
•по размеру клиента;
•новые / существующие клиенты;
• функциональный.
Определение необходимого числа торговых представителей может быть сделано на основе рабочей нагрузки.
Установление территории для продаж осуществляется на основе сбалансированности рабочей нагрузки и потенциала продаж.
И наконец, в этой главе были изучены три основных категории компенсационных планов. Это фиксированная заработная плата, только комиссионные и заработная плата плюс комиссионные. В следующей части книги рассматривается заключительная область деятельности менеджеров по продажам — контроль за продажами.
Менеджеры по продажам должны тщательно рассматривать план проведения компенсации, которым они хотят воспользоваться. Это связано с тем, что существует ряд целей, которых можно добиться при помощи схемы компенсации. Во-первых, компенсация в виде денежного вознаграждения за высокие показатели работы может быть использована для мотивации торговых представителей. Во-вторых, она может быть применена для привлечения и удержания успешных торговых представителей с помощью регулярно выплачиваемых вознаграждений за высокие результаты работы. В-третьих, возможно создать такие схемы компенсации, которые позволят добиться того, что расходы по продажам будут меняться в соответствии с изменениями в поступлениях от продаж. Так, в плохие годы низкие показатели по продажам в какой-то степени компенсируются низкими компенсационными платежами, а в хорошие годы повышенные расходы на продажи финансируются за счет более высоких поступлений от продаж. В - четвертых, планы компенсации могут быть составлены таким образом, чтобы направлять внимание торгового персонала на достижение конкретных целей компании по продажам. Например, более высокие комиссионные могут выплачиваться по тем товарным сериям, которые компания особенно стремится продвигать. Специальные комиссионные могут выплачиваться тем торговым представителям, которые выявляют новых активных клиентов, конечно, если это считается для компании важным направлением деятельности. Таким образом, планы компенсации могут применяться для контроля над различными видами деятельности. , ,,
Разрабатывая компенсационные планы, менеджеры по продажам должны учесть, что далеко не все команды, занимающиеся продажами, можно мотивировать на основе более высоких зара-
Ботков. Дармон фагтоп, 1974) выделяет пять типов торговых представителей.
1 .Приверженцы привычек — пытаются поддержать стандарты своей жизни, зарабатывая деньги, количество которых они установили для себя заранее.
2Минималисты — действуют на уровне, только достаточном для того, чтобы их держали на работе.
3 Любители компромиссов — распределяют свое время на основе соотношения между работой и отдыхом, которое они устанавливают для себя сами, причем на это соотношение перспективы более высокого заработка не влияют.
4. Целеустремленные — стараются добиться признания как со стороны своих коллег, так и начальства и, как правило, стараются во что бы то ни стало выполнить установленные для них квоты. Зарабатываемые деньги при этом выступают в первую очередь в качестве отражения признания их достижений.
5.Ориентированные на деньги — стремятся заработать как можно больше денег; могут пожертвовать семейными отношениями, отдыхом и даже собственным здоровьем.
Менеджеры по продажам должны понимать, к какой категории относятся их торговые представители по типу мотивации. Только так можно разработать эффективные планы компенсации. Например, разработка нового плана, в основе которого лежат большие возможности для получения комиссионных, вряд ли сработает, если команда по продажам состоит из сотрудников, которые относятся только к первым трем категориям. И наоборот, когда считается, что команда состоит из людей, которые относятся к двум последним категориям, переход от фиксированной заработной платы к системе заработной платы плюс комиссионные, скорее всего, окажется эффективным.
Существуют три типа плана компенсации:
•фиксированная заработная плата;
•только комиссионные;
•заработная плата плюс комиссионные.
Каждому из этих вариантов дается оценка в отношении выгод и недостатков как для менеджеров, так и для торговых представителей, а рис. 14.2 показывает, как целевые показатели по продажам можно связать с каждым из трех вариантов. Если целевые показатели достигнуты, расходы на продажи будут одними и теми же, независимо от того, какая будет использована система.
10 ООО 20 ООО 30 ООО 40 ООО Объем продаж на человека, кол-во Рис. 14.2. Компенсация и объем продаж |
Фиксированная заработная плата
Этот метод оплаты труда поощряет торговых представителей учитывать все аспекты функции продаж, а не только те, которые ведут к получению быстрых поступлений от продаж. Если торговым представителям платят фиксированную заработную плату, они с большей готовностью будут предоставлять техническое обслуживание, составлять отчеты для обеспечения обратной связи и заниматься потенциальными потребителями, чем в том случае, если им платят только комиссионные. Эта система гарантирует торговому представителю фиксированный заработок каждый месяц и является относительно простой и дешевой для реализации, так как в этом случае не требуется вычислять размеры комиссионных и бонусов.
Система также позволяет не сталкиваться с проблемой, когда надо принять сложное решение: сколько комиссионных выделять каждому торговому представителю, особенно если в совершении сделки участвовали торговые представители из разных частей страны. Уилсон (Wilson, 1999) приводит случай продажи строительных материалов местным властям в Ланкашире в результате оказания влияния одним торговым представителем из Лондона на архитектора, который в свою очередь переговорил с подрядчиком из Нориджа, и третьего человека, непосредственно убедившего местные власти совершить эту покупку.
Однако этот метод имеет ряд недостатков. Во-первых, он не стимулирует инициативу повышения продаж (или прибыли). Во - вторых, он, скорее всего, не позволит привлечь торговых представителей с высокими показателями работы или удержать их, поскольку фиксированная заработная плата может показаться им несправедливой и они захотят предложить свои услуги там, где финансовое вознаграждение повышается для лиц, показывающих более высокие результаты в работе. В-третьих, затраты на продажи остаются постоянными и тогда, когда объем продаж уменьшается, и таким образом система не обеспечивает гибкости, предоставляемой другими системами компенсации.
Эта система применяется в первую очередь в промышленных продажах, в которых техническое обслуживание является важным элементом задачи продаж, а время, необходимое для осуществления продаж, может быть продолжительным. Эта система также подходит для тех случаев, когда торговые представители занимаются очень дорогими продуктами, реализуемыми в небольших количествах. Здесь схема компенсации на основе комиссионных может привести к значительному разбросу месячных выплат торговым представителям в зависимости от того, сколько заказов будет размещено. Институт маркетинга (PA Consultants, 1979) в ходе своего исследования выяснил, что в Великобритании на основе этого метода оплаты работает приблизительно одна треть торговых представителей.
Только комиссионные
Система выплат только комиссионных прямо направлена на стимулирование продаж. Однако, поскольку доход торгового представителя зависит от результатов продаж, эти представители будут с неохотой тратить свое время на задачи, которые, по их мнению, непосредственно с продажами не связаны. В результате этого персонал, занятый продажами, может преследовать только краткосрочные цели в ущерб тем видам деятельности, которые, возможно, влияют на результаты в долгосрочном плане. Так, торговые представители могут с неохотой составлять отчеты по рыночной информации для менеджеров или проводить время на курсах по переподготовке.
Эта система предоставляет относительную безопасность тем, чьи заработки могут страдать даже при отсутствии ошибок с их стороны, а давление в ходе продаж может отрицательно влиять на
Взаимоотношения между потребителями и торговыми представителями. Это особенно опасно для промышленных продаж, где процесс принятия решений может быть длительным, так как здесь давление со стороны представителя завершить сделку как можно быстрее может быть воспринято другой стороной негативно.
С точки зрения менеджеров, эта система имеет не только преимущества, связанные с тем, что финансирование расходов происходит непосредственно и автоматически, но и позволяет осуществлять определенный контроль над видами деятельности, связанными с продажами, через использование более высоких ставок комиссионных для тех продуктов или клиентов, в которых менеджеры особенно заинтересованы.
Этот вариант наиболее часто используется в ситуациях, когда имеется большое число потенциальных потребителей, процесс покупки относительно короток и технической помощи и обслуживания не требуется. Наглядным примером ситуации, когда может применяться система оплаты только на основе комиссионных, является продажа страховых полисов.
Заработная плата плюс комиссионные
Эта система пытается объединить преимущества обоих предыдущих методов, чтобы сочетать финансовые инициативы с достаточным уровнем безопасности. Поскольку заработок не полностью зависит от комиссионных, менеджеры получают большую степень контроля над временем торговых представителей, чем в варианте только комиссионных, а расходы на продажи в какой-то степени связываются с получаемыми доходами. Этот метод привлекателен для амбициозных торговых представителей, которые хотят объединить безопасность с возможностью получать больше денег за большие усилия и способности.
Из-за указанных причин этот вариант наиболее часто применяется для компенсации торговых представителей, хотя варианты начисления комиссионных в этом случае могут быть самыми различными. Дополнительные выплаты могут привязываться к размеру полученных прибылей или объему продаж с постоянной ставкой для всех продаж или после достижения их какого-то уровня. Платежи могут отчисляться в виде фиксированного процента для всех продуктов и потребителей или по меняющейся ставке. В качестве альтернативного варианта при решении определенной задачи (то есть достижении целевых показателей по решаемым задачам, выявлении определенного числа новых клиентов) может выплачиваться бонус (установленная денежная сумма). В табл. 14.1 приводятся результаты двух обзоров, в ходе которых изучалось использование вариантов заработной платы, заработной платы плюс комиссионные / бонус и только комиссионных (Avlonits, et al. 1985, Shipley and Jobber, 1991).
Таблица 14.1. Использование вариантов компенсации в Великобритании
|