1000 способов бизнеса

Об источниках и составных частях вашего дела

Лучше быть хорошо эксплуатируемым, чем плохо эксплуатировать

Поговорим об эксплуатации. В сознании большинства советских граждан прочно закрепилось мнение, сформированное марксистско-ленинской идеологией, о том, что эксплуатация - это плохо и несправедливо. Человек человеку друг, товарищ и брат, поэтому один человек не должен эксплуатировать другого. Технику - пожалуйста, лошадь или мула - сколько угодно, а человека - не моги. Я с удовольствием подпишусь под лозунгом, который утверждает, что человек человеку друг, товарищ и брат, но вот никак не могу понять, почему нельзя эксплуатировать друга, товарища и брата?

В принципе, эксплуатация - это всего-навсего использование наемного труда. Разве плохо, когда один свободный человек договаривается с другим свободным человеком о совместной деятельности, в процессе которой один является работодателем и, соответственно, плательщиком за труд, а другой продает свой труд и за это получает зарплату?

В чем главное отличие работодателя от наемного работника? Пожалуй, в том, что наемный работник не вкладывает в предприятие ничего, кроме своего труда, а работодатель ставит на карту и свой труд, и свои средства, и свой юридический статус. Ответственность, которую берет на себя собственник-работодатель в ходе трудового договора с работником, значительно серьезнее, на мой взгляд, чем у работника, ведь хозяин отвечает не только перед своими сотрудниками, но и перед государством, перед законом: в случае, когда фирма оказывается несостоятельной, наемный работник может просто уйти на поиски нового места, а предприниматель может потерять и вложенные средства, и доброе имя, и здоровье.

Принято считать, что быть собственником денежных или материальных средств - это так здорово, одно только обладание этими "богатствами" является гарантией стабильных доходов и пожизненного процветания. К сожалению, это далеко не так: само по себе состояние не является ни гарантией увеличения доходов, ни защитой от возможного банкротства. Более того, люди, неожиданно получившие в свое распоряжение большие средства, как правило, не могут разумно распорядиться ими как предприниматели. Многие, оказавшись владельцами состояния, не могут сделать эффективное вложение имеющихся средств - ведь это тоже своего рода мастерство. Даже в газетах можно встретить объявления типа: "Куплю тему". Тема - это направление бизнеса, и фактически для всех руководителей предприятий - вопрос номер один: совсем непросто правильно выбрать направление дальнейших инвестиций. От этого зависит, станет ли деятельность предприятия прибыльной или убыточной, не говоря уже о размере прибыли.

Лично мне за время своей предпринимательской деятельности довелось разрабатывать по крайней мере два убыточных направления, хотя в начале дело казалось вполне перспективным, и еще два низко рентабельных, с доходом гораздо ниже запланированного.

Олег - директор процветающего предприятия - совсем недавно работал менеджером на фирме аналогичного профиля с хорошими условиями оплаты труда. Через два года работы предприятие вступило в полосу кризиса и фактически прекратило деятельность, его директор разорился и полностью отошел от дел, но Олег за время работы смог собрать сумму, достаточную для начала собственного бизнеса. Имея средства и полностью владея ситуацией по данному направлению, Олег смог создать свое собственное предприятие, используя опыт и связи своего предшественники. Теперь он сам эксплуатирует чужой труд, но однако, ничуть не застрахован от судьбы своего предшественника.

Саша - профессиональный переводчик, владеющий английским и итальянским языками, выполняет разовые работы, связанные с ведением переговоров. Услугами Александра с удовольствием пользуются крупные компании на серьезных переговорах всех уровней и во время ответственных зарубежных поездок, потому что он в состоянии перевести не только дословный смысл текста, но и интонацию, подтекст сказанного - в переговорах это подчас имеет немаловажное значение. Работа обеспечивает Александру интересный круг общения, он часто бывает за границей и, конечно же, хорошо зарабатывает.

Как-то я спросил его: "Почему ты не откроешь собственное предприятие - с твоим умом, образованием, связями и возможностями грех не попробовать,'' На что он не задумываясь ответил, что его вполне устраивает тот уровень жизни, который дает ему работа, спит он спокойно и ничем не рискует. Жить в постоянном напряжении наподобие его заказчиков-руководителей он не хочет: роль исполнителя гораздо проще, чем должность директора.

Честно говоря, правоту его слов я понял, когда сам оказался руководителем собственного предприятия. Лишь первое время я получал удовольствие от своего статуса: то ли срабатывал эффект новизны, то ли это тешило мое самолюбие, то ли пьянило чувство свободы в принятии решений и независимости от чьего-либо руководства. Но со временем бремя ответственности вытеснило положительные эмоции: оказалось, что не так-то просто не делить ни с кем риск в принятии решений и ответственность перед работниками, перед налоговой инспекцией, перед многочисленными государственными службами и партнерами по бизнесу. Поэтому иногда поневоле задумаешься: а не поискать ли для себя хорошего эксплуататора?

Можно эксплуатировать не только людей, но и связи с ними. Связи - это капитал.

У вас нет денег для начала собственного бизнеса и его развития? У вас нет свежей идеи, способной принести деньги? У вас в руках нет профессии, способной обеспечить достаточный доход? Тогда подумайте, нет ли у вас связей, которые могут оказаться полезными!

Как правило, личные отношения (или так называемые связи) в решении деловых вопросов нередко оказываются решающими. Мне знакомы десятки людей, которые, не имея собственных средств, успешно эксплуатируют свои личные отношения с государственными чиновниками, с директорами государственных или подотчетных государству предприятий, да и просто с сильными мира сего. Каждый "красный директор" нуждается в доверенных лицах из коммерческих структур. Каждый государственный чиновник готов пойти навстречу личной просьбе родственника или старого приятеля, особенно если еще предвидит последующую за этим благодарность просителя.

Представьте себе руководителя предприятия, который должен заключить определенную сделку. Потенциальных партнеров несколько, и один из них либо родственник, либо бывший однокашник, либо муж лучшей подруги его жены... Кому, вероятнее всего, будет отдано предпочтение?

И это совершенно нормально. Мы живем в условиях очень зыбких и ненадежных рыночных отношений. Зачастую сделка не может быть в достаточной мере гарантирована ни договорами, ни заверениями банка, ни существующими нормами закона. А вот личная связь является серьезным гарантом экономической безопасности.

Нужно только уметь это использовать.

Если вы нашли или создали нишу на

Рынке и у вас нет конкурентов -

Не волнуйтесь, они у вас скоро будут.

Самый главный залог успеха вашего бизнеса - выбрать такое направление деятельности, результат которого нужен на потребительском рынке. Если товар или услуга, аналогичные тому, что вы предлагаете, уже присутствуют на рынке, добиться успеха можно лишь выдержав конкуренцию с уже существовавшими до вас производителями.

Если вы не готовы участвовать в конкурентной борьбе, ищите на потребительском рынке нишу, то есть такой товар или услугу, на которую покупательский спрос еще не удовлетворен. А еще лучше, попробуйте угадать, спрос на какую услугу или товар появится в недалеком будущем. Этот спрос еще не возник, не сформировался, но появление его неизбежно диктуется законами развития рынка. К тому же формированию такого спроса и его развитию может посодействовать целенаправленная, разумно организованная рекламная компания.

Так вышло, что в небольшом провинциальном украинском городке возникла красивая и заманчивая коммерческая идея. Решено было создать швейный цех, ателье индпошива и магазин готовой одежды под одной крышей. Идея показались перспективной и беспроигрышной, так как теоретически удалось объединить три основные отрасли предпринимательства - производство, оказание услуг и торговлю. Организаторы рассудили, что одно из этих трех направлений непременно должно стать доходным, втайне надеясь, что таковыми окажутся все три.

Начали с серийного производства верхней женской одежды - забуксовала продажа. И в магазинах, и на рынках города изделия продавались крайне медленно, несмотря на хорошее качество исполнения. Швейники не учли того фактора, что покупательская способность населения городка была крайне невысокой.

Попробовали сделать ставку на индивидуальные заказы: развернули рекламную компанию и в газетах, и по радио - оказалось, что официальный рынок индпошива за последние годы фактически развалился, и заказчики привыкли пользоваться услугами портних-надомниц, ведь стоимость их услуг гораздо ниже, чем в ателье. Сшитые же мастерами модели женской и мужской одежды украсили витрины магазина на неопределенно долгий срок.

Все оказалось не так просто, как казалось вначале. Прошло больше года, предприятие не покрывало даже технических издержек - стало убыточным. Оставалось одно: искать незанятую нишу и сосредотачивать все свои усилия на ее заполнении - продолжать заниматься всем понемножку означало довести предприятие до полного краха.

Идеи витают в воздухе, нужно только вовремя их заметить. Сосед по купе в приморском поезде проронил, что в их южном городе ежегодно отдыхает около миллиона детей, и одних только детских шортиков у них продаются сотни тысяч. До начала летнего сезона оставалось два месяца. Не долго думая, швейники закупили яркого ситца, наскоро обсудили модель и возможные размеры - и бросились шить детские шорты: сотни, тысячи штук. Так прошел летний сезон, затем - следующий. Вот уже почти два года предприятие не занимается ничем другим. Оно шьет шортики!

Большинство идей погибает в голосе

Не потому, что они плохие, а потому.

Что они там и остаются...

Один мой приятель, любитель порыбачить с удочкой, знал в округе все озера и ставки. Некоторые из них когда-то были зарыблены, а теперь почти все гуляют. И вот, сидя однажды на берегу с удочкой, Виктор задумался: а не развести ли в этом заброшенном пруду рыбу? Обеспечить ее кормом - задача вполне доступная для начинающего предпринимателя, сторожить пруд можно с приятелями-рыбаками хоть круглый год - все равно ведь просиживают на берегу все свободное и несвободное время, лишь бы от жен подальше, Главная проблема будет, где же взять малька?

Сказано - сделано. Я уж и не знаю, где рыбакам удалось раздобыть малька, но в прошлом году они уже делали первый промышленный отлов - несколько тонн рыбы. Результат, конечно, впечатляющий, но Виктор рассказывал, что если бы кормили как положено, рыбы было бы гораздо больше: при недостатке кормов она хоть и не гибнет, но растет слабо.

Окрыленные тем, что первый блин не вышел комом, ребята решили заняться разведением карпов всерьез. Ведь в течение всего года можно наловить рыбки и себе на прокорм, и в небольшом количестве на продажу, а крупные покупки откладывать на сезон осеннего отлова. Есть у них планы в будущем организовать платную любительскую рыбалку для приезжих гостей: плати монету - и рыбачь себе на здоровье!

Я вспомнил польские озера где-то под Лодзью. Недалеко от автомобильной трассы, на берегах целого каскада озер разбросаны кафе, построенные прямо на воде. Стоят они на сваях, а вокруг оборудованы мостики для рыбной ловли. Бывалые завсегдатаи приезжают туда порыбачить и отдохнуть от городской суеты, но даже случайного туриста, приехавшего без снаряжения, встретят как положено: все необходимые снасти можно взять напрокат за умеренную плату, да и с наживкой проблем не будет, а совсем уж начинающий рыбак сможет получить квалифицированную консультацию о том, какой снастью и на каком месте стоит ловить. Пойманную вами рыбу тут же могут приготовить. Ну а если удача вдруг изменила и вы остались с пустыми руками - в кафе всегда найдется свежая рыба на ваш вкус. Чем не цивилизованный отдых? А для кого-то работа.

1000 способов бизнеса

CRM и продажи: секреты успешного развития товарного бизнеса

В современном бизнесе, где конкуренция становится всё более острой, эффективное управление клиентским опытом и товарными процессами становится неотъемлемой частью успеха. В этом контексте, внедрение CRM для товарного бизнеса становится ключевым фактором, …

Как сделать бизнес в маленьком городе?

Маленькие города предлагают множество возможностей для начинающих предпринимателей. Прежде всего, нужно понять, что ваш город может предложить и какие потребности он может удовлетворить. Ваша идея должна быть уникальной и привлекательной …

Какой бизнес можно открыть в гараже?

Открытие бизнеса в гараже является одним из самых доступных и простых способов начать своё дело. В связи с этим гараж может быть использован для разных целей, начиная от открытия простой …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.