В ПОЛЁТЕ
...И вот двигатель выключен.
Теперь на участке пути, превышающем 99 процентов протяжённости всего маршрута, космический корабль движется по инерции. Так, например, при полёте на ближайшие небесные тела ракетный двигатель будет работать на участке длиной примерно в две тысячи километров, в то время как расстояние до Луны выражается сотнями тысяч километров, а до планет—миллионами.
В земных условиях только рельсовый транспорт движется по точно определённым путям; все же иные средства передвижения постоянно отклоняются от геометрической линии маршрута. Тут влияют неровности пути, движение ветра и воды, неровная работа двигателей и многие другие факторы. Другое дело межпланетный корабль. Почти на всём пути на него практически влияет одно лишь притяжение Солнца. И он движется по строго определённому маршруту, точно по невидимым рельсам.
Казалось' бы, поскольку в межпланетном пространстве хватает простора и космическому кораблю не угрожает столкновение со встречным кораблём, отклонение от правильного пути не так уже страшно. Между тем космические полёты требуют большей точности в управлении кораблём и большей бдительности, чем мореплавание или авиация. Малейшее отклонение в скорости полёта или в направлении движения чревато серьёзной опасностью. Это видно из следующих примеров.
При отлёте на Луну с минимальным разгоном уменьшение скорости отлёта на 1 метр в секунду сокращает радиус действия корабля на 4 тысячи километров. Ещё более серьёзно обстоит дело при полёте на планеты: в этом случае уменьшение скорости на один метр в секунду изменяет радиус действия на десятки и сотни тысяч километров.
Допустим, например, что мы отправляемся на Юпитер по траектории, требующей самой малой скорости отлёта — 14 226 метров в секунду. Если уменьшить эту скорость всего лишь на один метр в секунду, то корабль не долетит до цели на четыреста тысяч километров. Если же ошибка в скорости будет составлять одну десятую процента, то перелёт или недолёт выразится величиной, превышающей пять миллионов километров. Происходит это потому, что на большом расстоянии от Земли или от Солнца сила притяжения совсем неощутима и малейшее увеличение скорости значительно увеличивает дальность полёта ракеты. Отклонение в угле взлёта на одну десятую градуса может повлечь за собой пролёт мимо цели на расстоянии сотен тысяч километров от неё.
Поэтому пилотам придётся постоянно проверять курс корабля и корректировать его траекторию при помощи миниатюрного ракетного двигателя.
Как будет измеряться пройденный кораблём путь?
При полёте на Луну расстояние корабля как от Земли, так и от Луны можно будет определять, измеряя угол, под которым видна Земля или Луна: чем меньше этот угол, тем расстояние больше. Расстояние от Солнца можно будет узнавать по изменению температуры. Современные электрические термометры отмечают колебания температуры до одной миллионной градуса. С их помощью можно будет обнаружить перемещение корабля относительно Солнца уже на 2—3 километра.