СОРБЦИЯ

ЖИЗНЬ НА КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ

Мы уже упоминали о широко известном научно-фанта­стическом романе Жюля Верна «Из пушки на Луну». Можно ли в действительности отправиться таким путём в межпланетное путешествие? Нет!

Дело в том, что при выстреле астронавты неизбежно погибнут. Их организм не выдержит той колоссальной перегрузки, которая возникнет в момент выстрела, при мгновенном переходе от состояния покоя к очень большой скорости.

Поэтому космический корабль, стартуя с Земли, дол­жен развивать свою скорость не сразу, а постепенно.

Ускорение во время взлёта, а следовательно, и вели­чина допустимой перегрузки ограничены выносливостью человеческого организма. При перегрузке, в 4—5 раз превышающей силу тяжести на поверхности Земли, космические скорости могут быть достигнуты в течение нескольких минут.

Установлено, что человек способен перенести такую и даже более высокую перегрузку: при резком торможе­нии транспорта, при прыжках в воду (в момент погру­жения) и т. п. Лётчики переносят большие перегрузки при фигурных полётах, при взлёте с помощью катапульты, при резких поворотах.

Были проделаны и специальные опыты. Устраивалась своего рода карусель радиусом в 5 метров. Вращаясь на этой карусели в течение шести минут со скоростью 14 метров в секунду, мы испытаем примерно такую же перегрузку, как при перелёте с поверхности Земли на ближайшие небесные тела. Подобные опыты оказались совершенно безвредными для человека.

Выносливость организма во многом зависит от поло-» жения тела во время действия перегрузки: стоя человек переносит перегрузку по-иному, чем сидя или лёжа. Как показали опыты, легче всего перенести перегрузку лёжа на животе или на спине.

В настоящее время для увеличения сопротивляемости организма в ракетных самолётах, например, применяются особые («контурные») лежанки, в которых учитываются изменения формы тела лётчиков под влиянием перегрузки.

Большую роль играет также тренировка: известны случаи, когда натренированные люди, лёжа навзничь, в течение двух-трёх минут переносили перегрузку, в 15 раз превышающую вес тела. А этого достаточно для вылетов не только в межпланетное пространство, но и за его пределы.

Когда корабль движется в безвоздушном простран­стве по инерции, люди, находящиеся на его борту, чув­ствуют себя невесомыми. И вот почему: ощущение веса получается в результате давления опоры (пола, стула, кровати и т. д.) на тело и взаимного давления одних
частей тела на другие. Если же убрать опору, исчезнет и ощущение веса.

Поясним это на примере.

Возьмём три кирпича и положим их друг на друга. Верхний кирпич давит на средний с определённой силой,

А средний кирпич на ниж­ний — с силой, вдвое боль­шей. Но если мы те же три кирпича выбросим вместе через окно, то, падая, кирпичи не будут давить друг на друга: ни один из кирпичей не представляет опоры для другого.

*

подпись: *

Ж] ■ | | В ПОЛЕТЕ

ДО ВЗЛЕТА по ИНЕРЦИИ

подпись: ж] ■ | | в полете
до взлета по инерции

ВО ВРЕМЯ

РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ

подпись: во время
работы двигателя

Рис. 7. Как меняется вес тела вс время космического полёта.

подпись: рис. 7. как меняется вес тела вс время космического полёта.На Земле мы ощуща­ем потерю веса, например, при прыжках в воду, ког­да, покинув опору, летим в воздухе. То же ощуще­ние испытывает парашю­тист во время затяжного прыжка. Если прыгнуть, держа в кармане какую - нибудь тяжесть, то, повис­нув в воздухе, мы не будем ощущать её веса. Частич­ную потерю веса мы чувст­вуем также, когда скаты­ваемся на лыжах с горы или качаемся на качелях, особенно в высшей точке подъёма. Парашютисты и акробаты во время прыж­ков испытывают отсутствие силы тяжести, не теряя при этом самообладания и ориентировки.

В литературе по астронавтике под «весом» обычно подразумевают силу, с которой предметы и люди в кабине космического корабля давят на его пол.

Иногда говорят о «кажущемся» увеличении веса или о «кажущейся» потере веса на летящей ракете. Такой взгляд ошибочен: увеличение и потеря веса — это совер­шенно реальные явления и их можно установить с по­мощью приборов.

На рис. 7 показано, как меняется вес тела на про­тяжении космического полёта. На Земле гиря в один ки­лограмм, подвешенная к пружинным весам, натягивает стрелку до деления «1 Кг». Однако при взлёте вес гири, как и вес всех тел, находящихся в ракете, увеличивается в несколько раз, например в четыре раза, и стрелка весов показывает 4 Кг. Во время же полёта по инерции все предметы на космическом корабле теряют вес; поэтому и стрелка весов переходит на «О».

Хотя вопросы снабжения астронавтов кислородом, водой и продуктами питания в герметически закрытой кабине межпланетного корабля разрешимы уже в наши дни, над этими вопросами придётся ещё немало потру­диться. Ведь первые экспедиции на Марс и Венеру могут длиться больше двух лет.

Недостаточно исследованы ещё и вопросы очистки воздуха и воды на борту космического корабля, но это не представляет больших трудностей.

СОРБЦИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой небольшой книжке мы попытались заглянуть в ближайшее будущее астронавтики. Полёт в мировое пространство может быть осущест­влён при помощи ракеты, работающей на термохимиче­ском топливе. Но нет сомнения, что применение …

ПОЛЁТЫ НА ДРУГИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА

Мы описали условия полёта на три ближайшие небес­ные светила: Луну, Венеру и Марс. Полёты на другие планеты солнечной системы сопряжены со значительно большими трудностями. Как вы видели выше, скорости отлёта …

ПОЛЕТ НА ВЕНЕРУ

Когда, проводив заходящее Солнце, мы смотрим на темнеющий небосвод, нам часто бросается в глаза осо­бенно яркая «звезда». Это — Венера. Временами она по­является и перед рассветом, а иногда видна даже …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.