РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Основные приоритеты и направления энергетической политики России
Разработка новой энергетической политики России, учитывающей реалии перехода страны от одной социально-экономической формации к другой, завершилась к середине 90-х годов. В мае 1995 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены "Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года" |13|, а Постановлением Правительства № 1006 от 13.10.95 г. были одобрены основные положения Энергетической стратегии России |14,15|.
Этими документами были определены основные направления энергетической политики и структурной перестройки ТЭК на перспективу, цели, приоритеты и механизмы их реализации (рис. 1.5-1.9).
Устойчивое |
Повышение |
Создание |
Обеспечение |
Уменьшение |
Поддержание |
Сохранение |
Обеспече |
Обеспечение |
Эффективности |
Надежной |
Устойчивого |
Негативного |
Экспортного |
Энергетиче |
Ние |
Страны |
Использования |
Сырьевой |
Развития ТЭК |
Воздействия |
Потенциала |
Ской |
Энергети |
Энергоноси |
Топливно- |
Базы для |
Энергетики на |
ТЭК |
Независимо |
Ческой |
|
Телями |
Энергетических |
Развития |
Окружающую |
Сти России |
Безопасне |
||
Ресурсов, |
ТЭК |
Среду |
Сти Росси |
||||
Создание |
|||||||
Условий для |
|||||||
Перевода |
|||||||
Экономики |
|||||||
Страны на |
|||||||
Энергосберега |
|||||||
Ющий путь |
|||||||
Развития |
Рис. 15 |
Стратегические направления реализации новой энергетической политики [10,15,17-20]
Рис. L6 |
Принятая энергетическая политика характеризуется:
= социальной направленностью;
= нацеленностью на энергосбережение, повышение эффективности использования энергоресурсов, а не на дальнейшее наращивание их производства. Энергосбережение — высший приоритет энергетической политики на всю обозримую перспективу;
= особым вниманием к проблемам ценообразования, налоговой и финансовой политики государства в ТЭК;
Основные блоки новой энергетической политики
ЗДЩ^Ш «тика в |
[ЩПЖЙ |
Научт'техшчаская мэкологическая политика
Ценовая и налоговая. политика
Формирование конкурентной среды в
Часкао» Сотрудничеству щ Энергетиче. скаЯ|
Региональная энергетическая политика |
Инвестиционная политика |
Система нормативно- законодательных актов |
Д, ипдо. матиЯ|
Источник:[10, 15, 17-21,23-27] |
РДОЕШИрШШ Развития, ТЭК;И| 0Г0« QTPac/ietfj
Рис. 1.7
Важнейшие составляющие новой энергетической политики России
| 10,15,16,18,19, 25,281
Распределение функций управления энергетическим хозяйством |
Между отраслевыми структурами и произведет- ВС? {Нём мм |
Между органами гос уда рственной исполнительной власти |
Местного самоуправления (местными) |
Федаральными (центральными) |
Субъектов Федерации (региональными) |
Рис. 1.8
Исновные цели структурной перестройки ТЭК на период до 2010 г.
Увеличение доли природного газа в ТЭБ страны
Расширение использования газа В экологически неблагополучных промышленных центрах и для газификации села
Дальнейшее развитие электрификации, в том числе за счет экономически и экологически обоснованного использования АЭС, ГЭС, НВИЭ
Повышение безопасности и надежности действующих энергоблоков АЭС первого и 1 второго поколения
Освоение энергоблоков АЭС третьего поколения повышенной безопасности, включая реакторные установки малой мощности
Стабилизация добычи нефти в Западной Сибири и других старых нефтедобывающих районах
Создание условий для Формирования новых нефтедобывающих Районов
Повышение глубины переработки нефти, увеличение производства высококачественных светлых нефтепродуктов
Обеспечение необходимых объемов добычи угля с учетом экономических, социальных и экологических факторов
Дальнейшее развитие углеобогащения и комплексной переработки угля, получение экологически приемлемых и конкурентоспособных углепродуктов
Кратное увеличение использования НВИЭ
Расширение использования местных топливно-энергетических ресурсов
Реализация потенциала энергосбережения за счет создания и внедрения высокоэффективного топливо - и энергопотребляющего оборудования, теплоизоляционных материалов и строительных конструкций
Рис. 15 |
Источнику1, 18,21,29-35]
= структурными преобразованиями в топливно-энергетическое комплексе и в топливно-энергетическом балансе; = поддержанием экспортного потенциала ТЭК. Энергетическая политика Российской Федерации,
Определяя условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций (в том числе некоммерческих) и предпринимателей в сфере энергетики, исходит из следующих приоритетов |13|:
Устойчивое обеспечение страны энергоносителями; повышение эффективности использования топливно-энер - гетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития;
Создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных отношений;
Уменьшение негативного воздействия энергетики на окружающую природную среду;
Поддержание экспортного потенциала топливно-энергети - ческого комплекса и расширение экспорта его продукции;
Сохранение энергетической независимости и обеспечение безопасности Российской Федерации.
Основной задачей энергетической политики Российской Федерации на этапе до 2010 г. является структурная перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса, предусматривающая:
Увеличение доли природного газа в суммарном производстве энергетических ресурсов и расширение его использования в экологически неблагополучных промышленных центрах и для газификации села;
Дальнейшее развитие электрификации, в том числе ш счет экономически и экологически обоснованного использования атомных и гидроэлектростанций, нетрадиционных возобновляемых источников энергии;
Стабилизацию добычи нефти в Западной Сибири и других регионах, создание условий для формирования новых нефтегазодобывающих регионов;
Увеличение производства высококачественных светлых неф - теподуктов за счет повышения :к1>фективности переработки
Нефти;
Обеспечение необходимых объемов добычи угля с учетом пномических, социальных и экологических факторов, дальнейшее развитие углеобогащения и комплексной переработки угля с циелыо получения жологически приемлемых и конкурентоспо - способных продуктов, в том числе высококачественного бытового топлива;
Расширение использования местных топливно-энергетиче - ских ресурсов, включая нетрадиционные возобновляемые источники энергии;
Реализацию потенциала энергосбережения за счет создания и внедрения высокоэффективного топливо - и энергопотребляющего оборудования, теплоизоляционных материалов и строительных конструкций.
Основные направления структурной политики в энергетическом секторе народного хозяйства определены среднесрочной программой Правительства "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 гг.". В этот период в энергетическом секторе необходимо решить следующие задачи:
• провести реформу жилищно-коммунального сектора, снизив, в результате, его потребление топлива и энергии на 25...30%;
• сформировать эффективную систему управления госсобственностью и государственного регулирования естественных монополий;
• завершить основной этап реструктуризации угольной промышленности и начать реструктуризацию нефтепереработки. Стержнем структурной политики в энергетическом секторе
Должно стать энергосбережение.
Энергосбережение — это не проявление отраслевого интереса, а насущная задача всей российской экономики.
В соответствии с Законом "Об энергосбережении" будет производиться:
• стимулирование производства и использования топливо - и энергосберегающего оборудования;
Организация учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом (в частности, к 2000 г. все
Потребители энергоресурсов должны быть оснащены приборами учета расхода энергии);
• осуществление государственного надзора за эффективным
Использованием энергетических ресурсов.
В научно-технической сфере энергетическая политика Российской Федерации предусматривает:
• разработку технологий, обеспечивающих ускоренное техническое перевооружение действующих и создание новых объектов энергетики;
• обеспечение безопасности действующих атомных станций, создание нового поколения безопасных ядерных энергетических установок в целях развития атомной энергетики в экономически целесообразных масштабах;
• создание и организацию серийного производства установок малой энергетики, в том числе с использованием гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других нетрадиционных источников энергии;
• повышение эффективности работ по поиску, разведке и разработке месторождений топливно-энергетических ресурсов с учетом экологических требований;
• глубокую переработку и комплексное использование топливно-энергетических ресурсов.
Осуществление энергетической политики Российской Федерации во внешнеэкономической сфере должно содействовать:
• взаимовыгодному сотрудничеству Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств;
• созданию правовых и экономических условий выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
• расширению взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами по освоению их топливно - энергетических ресурсов и продвижению российских экспортеров на новые энергетические рынки.
Энергетическая политика Российской Федерации реализуется на федеральном и региональном уровнях на Основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов и предусматрива-
Правовое регулирование отношений в сфере топливо - и энергообеспечения;
Содействие со стороны федеральных органов исполнительной власти субъектам Российской Федерации в решении :тер - гетических проблем;
Учет интересов энергоизбыточных и энергодефицитных регионов при сохранении единства и роли федеральных энергетических систем как одного из важнейших факторов укрепления экономической и политической интеграции страны;
Участие органов исполнительной власти субъектов Россий - кой Федерации и органов местного самоуправления в пределах компетенции в обеспечении надежного, безопасного и эффективного энергоснабжения населения и предприятий;
Сосредоточение основной работы по использованию потенциала энергосбережения в регионах.
Энергетическая политика Российской Федерации осуществляется путем:
Регулирования на федеральном и региональном уровнях цен (тарифов) на энергоресурсы в порядке, определенном законодательными и иными нормативными актами;
Формирования энергетического рынка и создания конкурентной среды в сфере производства и потребления энергоносителей; совершенствования налоговой политики;
Поддержки строительства важнейших объектов топливно - энергетического комплекса и реализации энергосберегающих проектов;
Разработки и осуществления мероприятий, связанных с созданием сезонных запасов топлива на электростанциях и для населения, закачкой газа в подземные хранилища и завозом топлива в северные регионы страны;
Селективной поддержки предприятий и объектов социальной сферы угольной промышленности;
Адресной поддержки малоимущих слоев населения в целях компенсации расходов, вызванных приведением цен (тарифов) на топливо и энергию в соответствие с их реальной стоимостью;
Реализации федеральной целевой программы "Топливо и энергия", инвестиционных, научно-технических и других энергетических программ.
Под новую энергетическую политику в основном была разработана и соответствующая законодательная и нормативно - правовая база.
В частности, Закон "О соглашениях о разделе продукции" открыл дорогу для иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс на общепринятых в мировой практике условиях. Законы "О естественных монополиях" и "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" создали правовую основу для регулирования естественных монополий в отраслях ТЭК. Закон "Об энергосбережении" определяет правовую базу в этой важнейшей сфере деятельности государства и общества. Законы "Об использовании атомной энергии", "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения" положили основу формирования ядерного законодательства. В русле дальнейшего развития и реализации основных направлений Энергетической стратегии были приняты соответствующие Постановления Правительства России и Указы Президента Российской Федерации, определяющие необходимые организационно - правовые и экономические условия функционирования как отдельных предприятий, так и всего топливно-энергетического комплекса.
Тем самым в основном была сформирована государственная долгосрочная энергетическая политика, создана соответствующая законодательная и нормативно-правовая база для ее реализации.