Трудности входа и выхода на конкурентные рынки
Закрепив свое положение в отрасли, предприятие должно проявить бдительность и не просмотреть опасность появления новых конкурентов [9, 10, 11, 12]. Первый вопрос, на который должно ответить предприятие, таков: насколько сложно проникнуть на данный рынок? Экономисты анализируют эту сложность с точки зрения различных препятствий «на входе». Ниже приведен список подобного рода препятствий, сильная сторона которых (устойчивое конкурентное преимущество) заключается в способности создавать подобные препятствия.
Иногда препятствия на входе кажутся совершенно непреодолимыми - до тех пор, пока желающие преодолеть их не начинают понимать, что барьер имеет две стороны. Огромные капиталовложения в особые виды сырья, производственный процесс, дистрибьюторы и престиж предприятия могут ограничить мобильность конкурента, т. е. его способность адаптироваться к изменениям. Всем крупным железнодорожным компаниям XIX в. выдвигались обвинения в близорукости, излишней ориентированности на производство и игнорировании угрозы со стороны новых технологий. Их явно сковывали те самые ресурсы, которые когда-то принесли им успех: тысячи миль железнодорожного полотна, подвижные составы и опыт в управлении железной дорогой. Разве могли они легко расстаться со своими активами и вложить капитал в грузовики и самолеты? Аналогично, лесной комплекс, имеющий в своем распоряжении обширные лесонасаждения, не может делать что-то иное, чем растить лес и производить деревопродук - цию.
Привычки потребителя также могут ограничить мобильность фирмы на рынке. Например, банки стали испытывать трудности в продаже таких товаров, как страховой полис и авиабилеты. И в самом деле, потребители знают, что банк - это банк. Они желают, чтобы он обеспечивал надежный возврат капиталовложении, давал ссуды, оказывал чековые и денежные услуги и не отвлекался на организацию дешевых турпоездок.
Типы препятствий при входе на рынок:
1. Значительные расходы на научные исследования.
2. Значительные расходы на объем производства и материально - техническое оснащение.
3. Затраты на каналы распределения.
4. Затраты на рекламу.
5. Затраты на приобретение патентов, лицензий и торговых марок.
6. Затраты на сырье.
7. Затраты в связи с неблагоприятным расположением предприятия.
8. Затраты в связи правительственным регулированием.
9. Затраты на приобретение современного опыта управления.
Как показывает история, на некоторые рынки (например, фармацевтический и автомобильный) очень трудно внедриться, не имея значительных ресурсов. Эта неизбежная трудность может привести к чреватой последствиями успокоенности. Сейчас напористый новый участник может обращаться к самым разнообразным источникам ресурсов за поддержкой. Международные поставщики и капиталистические рисковые предприятия могут посодействовать в преодолении любых финансовых и промышленных препятствий. Даже мощные каналы распределения могут иногда быть обойдены.
Все более заметной становится тенденция конкурентной борьбы, которую образно можно сформулировать так: «вся мощь маркетинга - на поиски рынка товара» Ориентированные на потребителя маркетинговые фирмы типа R. J. Reynolds, Procter & Gamble, Gillette и Campbell Soup обшаривают рынки в поисках мелких производителей новых товаров. Они имеют первоклассные организации распределения и маркетинга, огромные средства, отпускаемые на НИОКР, и доступ к фондам, за счет которых они могут запустить товар или услугу мелкого производителя в масштабах всей страны.
Барьеры на выходе и препятствия к сокращению. В идеале каждое предприятие должно иметь возможность свободно покинуть отрасль, в которой ей не удалось достичь запланированного уровня прибыли, но очень часто оно сталкивается с барьерами на выходе. К последним относят юридические или моральные обязательства перед клиентами, кредиторами и работниками; правительственные ограничения; низкую остаточную стоимость основных фондов; отсутствие альтернативных возможностей; и, наконец, эмоциональные барьеры. Многие предприятия задерживаются на рынке до тех пор, пока им удается покрывать переменные издержки и частично или в полном объеме - постоянные. Однако такое затянувшееся присутствие снижает уровень прибыли остальных предприятий. Предприятия, желающие оставаться на рынке, должны способствовать снижению барьеров на выходе для тех, кто стремится покинуть его, т. е. выступить с предложением приобрести имущество конкурента, взять на себя ответственность за выполнение обязательств перед клиентами и т. д.
Если предприятие не собирается уходить с рынка, то возможно, будет принято рещение о сокращении производства. Здесь ее конкуренты должны постараться помочь ему преодолеть препятствия к сокращению. К наиболее типичным препятствиям относят обязательства по контрактам и упрямство руководства [9].
Выход на новый рынок. При решении этой проблемы необходимо решение следующих задач:
Определение путей внедрения предприятия на новый рынок.
Выявление потенциальных трудностей, связанных с возможностью проникновения товаров предприятия на рынок.
Выбор и обоснование метода проникновения на новый рынок.
Разработка рекомендаций по системе товародвижения и распределения.
При решении этих задач можно воспользоваться практическим опытом, полученным на основе анализа и обобщения деятельности предприятий в этой сфере маркетинга. Внимательно изучается ситуация и выделяются в ней ключевые моменты. Например, в данном случае, следует отметить такие факторы:
Известность предприятия;
Ассортимент и дифференциация производимой продукции с целью овладения большой долей рынка;
Целевые рынки: домашние хозяйства и организации; доли рынка (%), как внутреннего, так и внешнего, которыми располагает предприятие;
Общий оборот предприятия; в том числе - оборот по внешним рынкам; срок внедрения продукции на новый рынок.
Эти вопросы требуют структурированных ответов в форме сведений или рекомендаций.
Проводится прежде всего общий анализ данных ситуационной задачи. Трудность получения нужного объема информации ограничивает глубину анализа.. В связи с этим некоторые вопросы решаются на основе интуиции.
Задача обеспечения успешного доступа на новый рынок зависит от эффективности маркетинга, логистики, уровня производства и т. п. Ответить на вопросы о возможностях успешного выхода на новые рынки можно, ответив на некоторые вопросы. В первую очередь это определение путей такого выхода. Варианты выхода могут быть следующими:
Производство в стране проникновения по лицензии;
Создание дочерней компании по продаже за границей;
Организация сети продвижения товара и оценки продаж;
Прямой экспорт;
Строительство производственной базы в стране проникновения;
Организация дистрибьюторской сети для распространения товара; организация совместного предприятия с существующим в этой стране предприятием и создание дистрибьюторского канала.
Не менее важной является оценка возникающих трудностей.
Трудности при создании производственной базы связаны со следующими факторами:
Инвестиции;
Поиск квалифицированного персонала; определение местонахождения; обучение рабочей силы;
Объективность информации, связанной в частности, с размещением; потери времени на завоевание рыночного признания.
Сложности при создании дочерних компаний по продажам за рубежом:
Необходимость осваивать новые возможности сбыта продукции; сложности с инвестициями;
Значительные потери времени, на освоение новых рыночных возможностей;
Сложности подбора персонал.
Трудности организации сети по продаже товара: трудность отбора хороших дистрибьюторов; поддержание требуемого уровня продаж; проблема мотивации привлеченных дистрибьюторов; перенос издержек по созданию сети продаж на конечного потребителя;
Возможные трудности агента по признанию продукции (дальнейшее сопротивление рынка);
Связь с дистрибьютором может оказаться непостоянной; работа дистрибьютора и с конкурирующим товаром.
Трудности при прямом экспорте они связанны со следующим: обеспечение признания на новом рынке; сложности контроля за ростом продаж; сопротивление рынка новой торговой марке; значительное время на проникновение в сеть распределения; недостаточное влияние торговли на продажи; трудности в связях с конечным потребителем; задержки в оплате.
Трудности при создании совместных предприятий: трудности в выполнении условий достигнутых соглашений в связи с их различной интерпретацией, наличием устных договоренностей, которые могут возникнуть после подписания договора;
Поиск партнера, удовлетворяющего необходимым требованиям; трудности, связанные с перемещением капиталов и прибыли.
Трудности, связанные с лицензированием: поддержка стандартов, задействованных в проекте; необходимость определения реальной эффективности издержек; соответствие требованиям рынка; потеря контроля;
Под вопросом репутация продукта;
Сложность получения высокотехнической документации, ов условиях значительной дифференциации продукта.
Сложности организация сети продвижения товара и оценка продаж: сложности персонифицированного признания на новом рынке; сложности обеспечения соответствия продукции требованиям нового рынка;
Интеграция в зарубежную экономику; сложности создания системы продаж; сложности с поддерживающей мотивацией.
Анализ ответов на вопросы о возможных вариантах выхода на новые рынки с учетом возникающих при этом трудностей позволяет конкретизировать метод такого выхода и разработать рекомендации по упорядочиванию финансово-хозяйственной деятельности предприятия и приведении его документации в соответствие с нормами зарубежного права.
Вопросы к главе 4.
1. Какие факторы характеризуют внешнюю среду предприятия?
2. Какие основные этапы можно выделить в процессе стратегического управления предприятием?
3. Какие основные стратегии конкуренции?
4. Как планируются мероприятия по улучшению конкурентных позиций предприятия на матрице конкурентоспособности бизнеса?
5. В чем заключается стратегия лидера рынка?
6. Какие стратегии конкуренции целесообразно выбирать в слаборазвитом бизнесе?
7. Каков механизм воздействия конкурентоспособности на экономическое положение предприятия при его выводе из кризисной ситуации?
8. Какие возможности предоставляются маркетингом для улучшения конкурентных позиций предприятия?
[1] + ao + bo + Со