Юзабилити: как сделать сайт удобным
Обработка ошибок и обратная связь
Как считает большинство экспертов по интерфейсам и юзабилити, всякое сообщение об ошибке является изначально порочным. Однако мбгут сложиться ситуации, когда выдавать его просто необходимо, т. к. выбрать другой вариант не представляется возможным. Невозможно бывает и запретить сделать ошибку. Что ж, как говорил один из героев Жюля Верна, если этого зрелища нельзя избежать, пусть оно будет, по крайней мере, красивым.
В случае ошибки система обязана гарантировать:
• данные, введенные пользователем, никуда не исчезнут — должна быть возможность использовать их повторно;
• пользователь получит четкое д ясное уведомление о том, что же произошло не так, почему, как эту ситуацию можно исправить;
• пользователь получит информацию о том, насколько серьезна произошедшая ошибка и успешно ли завершилось последнее действие;
• пользователь всегда может обратиться с вопросом к компонентам справки и помощи для более подробного изучения системы.
Рассмотрим наиболее частую ситуацию — ошибки в заполнении формы с обязательными полями (рис. 10.4).
TOC o "1-5" h z j Имя I
‘ Отчестео і
j N9 кабинета I
: Электронная почта I
- поля, обязательные для мполнвнияотмеченЫ полужирным шрифтом Удалить 1 ., ■ ‘ ■ ІЙиимшНІ | Очистить |
Рис. 10.4. Форма с обязательными для заполнения полями
Если при заполнении формы будут пропущены обязательные для заполнения поля, то дополнительно выводится список полей (рис. 10.5)..
- ОшибкаІ Не заполнены обязательные поля: ’'-ИМЯ _
■ - Электронная почта
Фамилия ІИванов
’ ■ • Отчестве £ ' Н? кабинета £ ЭММтройная пбчта £ |
?! ж |
- поля, обязательные для з |
а отмечены полужирным шрифтом
I Удалить |
I Сохранить I | Очистить
Рис. 10.5. Не совсем удачное сообщение об ошибке
Сообщение об ошибке занимает много места и требует от посетителя постоянного перемещения фокуса внимания со списка обязательных полей на форму с полями. Это сообщение можно улучшить, если сообщить, что не заполнены некоторые обязательные поля, а сами поля отметить в форме каким-либо явным
образом (рис. 10.6). В таком случае будет сэкономлено место на экране, а «посетитель, читая сообщение, будет скользить взглядом сверху вниз, постепенно заполняя все обязательные поля.
>:.Д ЇНН - О ГСфУДНИСР
| j: - Ошибка! Необходимо заполнить все обязательные поля, (на заполненные обяэате/ъше поля помечены знаком *)
(Йв
ІСТВО |
N9 кабинете [
і • поля, обязательные для залолиеййя отмечены полужирном шрифтом
[j - ЫдаяитьТ"**™*" *
Рис. 10.6. Улучшенное сообщение об ошибке
При выводе подобного сообщения обязательно выводить заполненную ранее форму. Не один раз мне приходилось трудиться над длинными формами регистрации, и, если обязательные поля были не заполнены или валидация полей не проходила, мне возвращали пустую форму, потеряв куда-то все, что я уже заполнил.
Есть обстоятельства, которые нельзя четко отнести ни к предупреждению ошибок, ни к обработке, Одним из них является отсутствие в системе заявленных возможностей. Ленивый разработчик сделает все пункты меню гиперссылками, даже если один из них временно не доступен. Он будет выдавать пользователю сообщения типа «under construction» или «извините, данная страница временно недоступна». Не проще ли не давать возможность совершить это действие, убрать на период «временной недоступности страницы» эту гиперссылку, заменив ее на обычный текст? Наверное, это слишком сложно, потому что я сплошь и рядом вижу подобные ссылки и подобные Web-сайты.