Как работают маркетинговые коммуникации?
Семь приведенных ранее определений не дают ответа на вопрос: как описанные виды деятельности в действительности «общаются» с целевыми аудиториями.
Практики по всему миру стремятся соответствовать тому или иному варианту из семейства поведенческих иерархических моделей маркетинговых коммуникаций. Основатель семейства впервые появился в американском учебнике по психологии продаж, опубликованном в 1925 г. С тех пор книга широко используется для объяснения воздействия рекламы, а также может быть логически применена к другим инструментам маркетинговых коммуникаций. Это знаменитая модель AIDA, мнемоника, напоминающая нам, что реклама и все остальное являются силами, которые могут провести целевую аудиторию последовательно через состояния Осведомленности, Интереса, Желания к заключительному Действию. Последователи, самыми известными из которых являются модели «DAG - MAR» и «Иерархия результатов» («Hierarchy of Effects»), опубликованные в 1961 г., увеличили число шагов и использовали различные ярлыки для их описания, но они ни в коей мере не повысили ценность оригинала. Проблема состоит в том, что эти так называемые «модели» представляют интуитивно разумное объяснение того, что может произойти в определенных стереотипных ситуациях, но они не дают никакого разъяснения, как и почему это происходит. Хотя их концептуальные недостатки были выразительно подытожены влиятельным академическим критиком более тридцати лет назад, они так же часто встречаются сегодня, как и тогда.
Позднее в работах К. Крозьера (Crosier, 1988а) и К. Мак-Дональда (McDonald, 1992) была сформулирована достаточно влиятельная парадигма в качестве некоторой, теоретически более совершенной, альтернативы, но ни один вариант не может быть рекомендован в качестве полного синопсиса современного мышления. Примечательно, что в учебниках по маркетингу не представлено ни одного серьезного анализа вклада, который может сделать теория информации или такая дисциплина, как семиотика, которая подходит к данному процессу с позиции расшифровки аудитории, а не с позиции шифровки автора. Читатели, желающие раскрыть высшую мудрость в механизме убедительных маркетинговых коммуникаций, должны будут обратиться к коллекции работ «How Advertising Works Project» («Проект о том, как действует реклама»), опубликованных American Advertising Research Foundation в 1991 г., а также просмотреть недавние издания американского журнала «Journal of Advertising Research» и британских журналов «Admap» и «International Journal of Advertising». Несмотря на крепкие традиции соответствующих эмпирических исследований во Франции и Нидерландах, не существует доминирующих мнений в журналах ни на том, ни на другом языке. Мало работ было написано по данной теме в контексте элементов маркетинговых коммуника - ций-микс, за исключением рекламы.
Основным, но скрытым недостатком популярной иерархической модели является мощное влияние, которое она оказывает на методы практической оценки эффективности кампании. В идеальном мире данный процесс состоял бы из сравнения результатов исполнения, зафиксированных соответствующими измерителями по конкретным критериям, определенным на основе ясно поставленных целей. Однако только в весьма немногих ситуациях действия по стимулированию прямого отклика могут так обширно контролироваться. С другой стороны, изучение ситуаций, показывает, что как цели, так и методы измерения очень часто базируются в той или иной форме на неудовлетворительной иерархической модели, но редко, когда это происходит открыто. Данный вопрос исследуется у К. Крозьера ( Crosier, 19886).
Четыре суррогатных критерия эффективности особенно популярны: осведомленность, припоминание, отношение и продажи. В каждом случае широко доступны готовые к использованию методики. Тесты для оценки осведомленности с подсказкой и без нее используются для демонстрации того, что внимание было завоевано, иногда для свидетельства «эффективности» кампании, несмотря на другие, неустановленные цели, которые она, возможно, должна была достичь. Привычные средства оценки припоминания могут использоваться для идентификации реакции более высокого уровня на том основании, что память указывает на большую степень заинтересованности аудитории в предложении. Разнообразные опробованные и проверенные шкалы отношений, заимствованные из психологии, используются для измерения желания более активно контактировать с рекламодателем только на том основании, что общее определенное отношение связывается с « предрасположенностью к действию». В конце концов, оцениваются изменение объема продаж, что соответствует действию или его недостаточности, т. е. реакции самого высокого уровня иерархии. Конечно, на самом деле фактически невозможно отделить результат коммуникационных воздействий от многих других, контролируемых и неконтролируемых факторов в причинно-следственном уравнении. Также на практике может произойти значительная задержка во времени того момента, когда реакция низкого уровня превратится в «действие», однако постоянно приходится слышать утверждение о том, что именно эта величина является единственно «реальной» проверкой эффективности.
Хотя вполне логично, что модель результатов должна использоваться для измерения эффективности, проблема состоит в том, что модель AID А и ее производные не подходят для данной цели. Читатели, заинтересованные в исследовании этой серьезной проблемы, могут начать со всеобъемлющего обзора европейских и американских эмпирических исследований, проведенного Г. Франзеном (Franzen, 1994).