Динамические модели ценообразования
Методы для установки ценовых уровней, Описанные выше, определяют оптимальный или удовлетворительный ценовой уровень в конкретный момент времени.
В действительности, хотя некоторые детерминанты цены не статичны, они все же изменяются в более или менее предсказуемой манере (например, кривая опыта и феномен жизненного цикла товаров). Некоторые стратегии, обсуждавшиеся в разделе 4, используют данные динамические эффекты для увеличения прибыли (например, стратегия снижения цен), получения конкурентных преимуществ (например, ценообразование на основе кривой опыта) или для победы над конкурентами (например, ценообразование на основе цен проникновения).
Динамические модели ценообразования непосредственно принимают во внимание изменения затрат и/или спроса и определяют (оптимальную) схему изменения цен, а не только один (оптимальный) ценовой уровень. Примерами служат модели К. Кальянама (Kalyanam, 1996), а также П. Копалля и Р. Винера (Kopalle and Winer, 1996).
Модели, учитывающие динамику затрат, главным образом ориентируются на эффект кривой опыта. Большинство динамических моделей спроса базируются на модели диффузии, разработанной Ф. Бассом (Bass, 1980). Обзор моделей диффузии дается у Ф. Паркера (Parker, 1992) и Д. Горского (Horsky, 1990); динамические модели ценообразования в дальнейшем обсуждаются Г. Саймоном (Simon,
1989) и Э. Гижсбрехтом (Gijsbrechts, 1993).
Для определения оптимальной схемы изменения цен аналитические решения могут приниматься с использованием теории оптимального контроля. По причине сложности таких решений необходимы, как правило, упрощенные расчеты для поддержания гибкости моделей.
Другое ограничение состоит в том, что вышеописанные методы ценообразования не принимают во внимание реакции конкурентов на ценовые решения, хотя их влияние, особенно на зрелом и сокращающемся рынке, может оказаться значительным. Для учета конкурентной динамики в модели ценообразования соотношение спроса и затрат должно быть расширено с помощью модели реакции конкурентов. Доминирующий подход при моделировании конкурентного поведения основан на теории игр (о разработке базовых концепций и приложении их к конкурентному ценообразованию см. Monroe, 1985).
Между моделями можно провести различие, которое определяет реакцию конкурентов на: (1) общие перемены в конкурентной ситуации (например появление нового конкурента: см. Eliashberg andJeuland, 1986; угрозу его появления: см. Nas - cimento and Vanhonacker, 1988) и (2) полученную информацию о ценах и ценовых решениях, в частности. В последнем случае рассматриваемой моделью реакции могут быть простые функции реакции (конкуренты реагируют на ценовые акции с помощью изменений своих собственных цен) или сложные функции реакции (все инструменты маркетинга-микс могут использоваться в качестве ответного действия). Также возможные модели различаются по объему доступной компаниям информации о ценах. Всеобъемлющий обзор аналитических моделей конкуренции дан Дж. Элиашбергом и Р. Чаттерджи (Eliashberg and Chatterjee, 1985). Позднее об этом писали Д. Гриффит и Р. Руст (Griffith and Rust, 1993). В ряде работ были приведены также примеры моделей, которые сочетают динамические эффекты и конкурентную реакцию (см.: DocknerandJorgensen, 1988; Coughlan and Mantrala, 1992).
В конце концов, как было указано выше, реакции других участников канала товародвижения влияют на принятие ценовых решений. Было исследовано также влияние решений производителя и розничного продавца на процесс ценообразования (см.: Lai etal., 1996; Gerstner and Hess, 1995).