Перспективы товарной политики
Товарная политика является центром маркетинга как на стратегическом, так и на оперативном уровне. Она тесно связана со стратегическим планированием, конкурентной стратегией и позиционированием. В данной статье были рассмотрены различные концепции, полезные для управления разделами товарной политики, каждая из которых подчеркивает, что для того, чтобы выжить, фирмы должны постоянно искать новые товары и рынки. Однако в маркетинге действует правило, гласящее, что создание нового потребителя обходится в пять-шесть раз дороже, чем его удержание. Именно по этой причине в последние годы акцент в маркетинге переместился от заключения сделок к построению долговременных отношений. Тенденция как индивидуальных потребителей, так и организаций отдавать предпочтение совершению покупки из известного и проверенного источника может казаться результатом пресыщенности, но именно так мы и поступаем. В отсутствие какого-либо безусловного доказательства обратного, зачем человеку менять свое поведение, если оно приносит удовлетворительные результаты? Общеизвестно также, что многие из лучших идей по созданию новых товаров порождаются потребителями, которые ищут пути наилучшего использования и совершенствования существующих товаров. Таким образом, товарная политика будущего должна принимать во внимание «сокращение» глобального рынка, растущую конкуренцию и то, как новые концепции маркетинга могут создать новые структуры отношений, в условиях которых придется принимать решения.
Все это является результатом пересмотра традиционных инструментов товарной политики, описанных ранее, которые могут препятствовать проявлению духа предпринимательства в менеджменте, когда он так необходим для создания и поддержания чутко реагирующего на потребности рынка бизнеса (Hayes and Aber - nethy, 1983). В соответствии с предшествующим анализом существуют два основных варианта товарной политики, основанных на подходе маркетинга к товарам с точки зрения заключения сделок: создайте товар сходного с конкурентными качества, но с более низкими издержками и предложите его по более низкой цене или создайте такой товар, за который вы сможете запросить более высокую цену. Товарная политика будущего должна рассматривать контекст отношений взаимодействия потребитель-производитель, и, поскольку товар все-таки может оставаться в центре внимания, центральным моментом должно стать восприятие их не как отдельных объектов, а скорее как ядро, окруженное рядом элементов, способствующих отношениям. Вызовом для тех, кто занимается созданием товарной политики, таким образом, станет интеграция этих новых точек зрения, которые уже сегодня модифицируют сферу деятельности маркетинга.
Susan J. Hart University of Strathclyde
Bucklin (1963) ‘Retail strategy and the classification of consumer goods’, Journal of Marketing.
Copeland MT (1923) ‘Relation of consumer’s buying habits to marketing methods’, Harvard Business Review 1: 282-9.
Dhalla, G. S. and Yuspeh, S. (1976) ‘Forget the product life-cycle concept’, Harvard Business Review January-Feruary, 102-12.
Drucker, P. (1963) ‘Managing for business effectiveness’, Harvard Business Review 42.
Hayes, R. and Abemethy, W. (1980) ‘Managing our way to economic decline’, Harvard Business Review July—August.
Porter, M. E. (1980) Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitiors, New York: The Free Press.
Wensley, R. (1981) ‘Strategic marketing: betons, boxes or basics’, Journal of Marketing 45:173-82.
Wind, Y. and Mahajan, V. (1981) ‘Desiging product and business portfolios’. Harvard Business Review 59.