Методы сбора данных
Методы количественного и качественного опросов хорошо определены и характерны для всех отраслей. Сущность всех исследований состоит в сборе информации:
♦ От существующих опубликованных (или вторичных) источников.
♦ Непосредственно от участников рынка.
Век информации принес постоянно растущий свод публикаций обо всех отраслях и рынках. Источники информации так же разнообразны, как и отрасли, которые они охватывают. Правда, в последнее время все больше информации собирается в компьютерные базы данных («Textline», «Dialog», «Infoline», «Nexis» и др.), с которыми можно быстро и эффективно работать в онлайновом режиме.
Вторичные (или кабинетные) исследования еще недооценены. Им зачастую «поручается» лишь подтвердить данные, собранные с помощью первичных методов. Однако при правильном применении кабинетные исследования могут внести значительный вклад в базовую информацию для анализа рынка. Глубина и качество доступной информации сильно варьируется в зависимости от рыночного сектора и страны, но можно ожидать результативного поиска данных о:
♦ Численности и росте населения, структурированного по географическим и демографическим группам.
♦ Структуре и важности различных каналов распределения.
♦ Общих продажах, импорте и экспорте товаров.
Ф Импорте и экспорте с точки зрения происхождения и предназначения.
v Имеющихся в наличии товарах и их характеристиках.
♦ Выпуске новых товаров.
♦ Источниках поставок.
♦ Новых контрактах и хороших покупателях для крупных контрактов.
♦ Перечнях цен.
Ф Рекламных расходах по товару, отрасли и поставщику.
♦ Новых участниках рынка.
Ф Движении персонала.
♦ Финансовых показателях поставщиков.
Источники публикаций многочисленны и не поддаются перечислению, а идентификация источника — это умение, которое приобретается со временем. Исследователям помогают «источники источников», такие как «Marketsearch», «Fin- dex», «Predicasts», «The Research Index» и «Reports Index», в которых можно найти большинство имеющихся сведений.
Большая часть печатной информации доступна бесплатно или по очень низкой цене. Основной недостаток состоит в том, что информация бывает разбита на мелкие фрагменты и процесс сбора данных может занять много времени. Однако все чаще публикуются отчеты об исследованиях по конкретным товарам или видам деятельности, которые объединяют данные вторичных источников и дают исчерпывающие обзоры рынков. Такие отчеты, также сравнительно недорогие, предоставляют переработанную и согласованную информацию, а также добавляют элемент первичных исследований для подтверждения данных из вторичных источников.
Методы первичных исследований применяются для сбора исходных данных от участников рынков. Они могут быть направлены на всех респондентов, обладающих полезной информацией. Среди них:
ь Клиенты.
« Дистрибьюторы — розничные, оптовые и специализированные.
❖ Специалисты, определяющие спецификацию товара, и консультанты.
о Разработчики.
ь Поставщики.
Наиболее частым объектом исследований является клиент — человек, покупающий для себя или от лица своей организации. В настоящее время основные методы первичных исследований таковы:
♦ Личные (индивидуальные) опросы.
Ф Телефонные опросы.
Ф Групповые дискуссии (фокус-группы).
о Опросы по электронной почте или по факсу.
О Дневники.
Ф Электронные методы сбора данных.
ь Холл-тест.
<> Метод наблюдения.
Все перечисленные способы предполагают прямой контакт с респондентами, анкеты или свободное интервью, а иногда и показ материалов или образцов исследуемого товара.
Интервью, как личное, так и по телефону, — самый привычный метод рыночных исследований, при котором получают информацию о действиях респондентов, реакциях, предпочтениях, мнениях и требованиях. Интервью могут проводиться в различных местах, чаще всего на улице, дома, по месту работы или в месте, связанном с темой исследования, например в магазине или аэропорту. Живой контакт между интервьюером и респондентом позволяет не только собрать данные, но и проверить ответы и ввести дополнительные вопросы, чтобы увидеть реакцию на что-то неожиданное и непривычное. Преимущество личных собеседований в том, что они позволяют глубоко исследовать предмет (в таком случае они называются «глубинные интервью»).
Так как телефон стал повсеместным явлением, телефонные исследования часто заменяют личные собеседования главным образом потому, что они быстрее, дешевле и их можно лучше контролировать. Телефон незаменим, когда надо собрать небольшие объемы высокоструктурированной информации на большой территории, но он не подходит для людей, которые не склонны отвечать по телефону, например для детей, или для тех, кто по телефону практически недоступен, — это могут быть обитатели домов престарелых или фермеры. Телефон бесполезен, когда требуется показ образцов респондентам. Телефон может быть менее навязчив, чем личные исследования, но в вечернее время, когда люди обычно дома, они вряд ли расположены отвечать на вопросы исследователя. Для исследований в деловой сфере телефонный опрос может быть самым приемлемым методом, так как он не занимает много времени респондентов. Главные недостатки телефонных исследований — отсутствие визуального контакта (реакцию респондента нельзя увидеть) и легкость, с которой респонденты могут отказаться от сотрудничества.
Групповые дискуссии
Групповые дискуссии — это личные собеседования, проводимые в группах респондентов. Хотя организовать их сложно и дорого, они все же дают большие объемы качественной информации, усиленной тем, что участники спорят и дискутируют друг с другом. Регулированию этого процесса надо учиться, но при правильном проведении несколько групп по 6-8 участников могут дать гораздо больше данных о требованиях или отношении клиентов, чем 12 или 16 индивидуальных интервью. Группы используют только в тех случаях, когда респондентов можно физически собрать вместе, как правило, в специальных аудиториях, оснащенных средствами видео - и звукозаписи и смотровым оборудованием. Это редко представляет проблему для потребительских групп, где обычно достаточно компетентных респондентов, живущих в зоне охвата, но этот метод затруднителен для респондентов-специалистов, таких как офицеры или хирурги. Часть дополнительных затрат на групповые обсуждения связана с гонораром, который обычно получают участники за время, проведенное в группе.
Опрос по почте
Отправление по почте или вручение респондентам анкет, которые заполняются и возвращаются к исследователю, — это дешевый метод исследования. Его до сих пор применяют в социологических исследованиях, но для маркетинга он не имеет большого значения. Такие опросы позволяют получить информацию от респондентов, с которыми сложно установить контакт другими методами, например от служащих, которые находятся постоянно в разъездах, или в ситуациях, в которых респонденты известны, но собеседование на месте невозможно, например при исследовании дорожного движения. Основная проблема почтовых исследований заключается в отсутствии контроля. Откликаются немногие, и трудно сказать, достаточно ли репрезентативна группа ответивших. Самый яркий пример — анкеты гостей в гостиничных номерах, которые неизбежно заполняются, только если гость столкнулся с какой-либо проблемой. В исследованиях деловой сферы отправка анкет по факсу добавляет элемент срочности, который отсутствует в почтовых опросах. Исследования по факсу, как и телефонные, способны достигать целевых респондентов (основной недостаток почтовых анкет в том, что они зачастую оказываются в мусорном ведре вместе с остальной «макулатурной почтой»), К сожалению, домашние факсы не настолько распространены, чтобы этот метод стал эффективным для потребительских опросов.
Дневники
Дневники используются в исследованиях, которые ставят целью отследить действия респондентов за определенный период. Дневник — это, в сущности, анкета, в которую респондент ежедневно, еженедельно или ежемесячно заносит сведения о своих покупках. Дневники раздаются респондентам в начале исследования и собираются, когда изучаемый период завершается. Дневники могут создаваться для точного календарного периода или могут считаться законченными, когда достигнуто определенное число операций или событий.
Электронный сбор данных
С распространением компьютеров и информационных технологий место на рынке прочно занял электронный сбор данных. Основная форма автоматизации исследований — это компьютеризация телефонных опросов (телефонное собеседование, осуществляемое при помощи компьютера, — ТСПК), личных интервью (личное собеседование, осуществляемое при помощи компьютера, — ЛСПК) или исследование, проводимое самими респондентами (самостоятельное исследование при помощи компьютера — СИПК). Эти хитроумные программы показывают анкету на экране, получают ответы, вводимые с клавиатуры, проверяют каждый ответ (чтобы убедиться, что он не противоречит другим ответам), помещают проверенный вариант и готовят данные для анализа. Сопровождающая система сохраняет списки потенциальных респондентов и заботится о том, чтобы доли различных типов респондентов не менялись. Цены на подобные методы сбора данных относительно высоки, поэтому их используют только в крупномасштабных исследованиях. Они также менее эффективны для тех исследований, в которых большая часть вопросов требует введения огромного количества вербальных комментариев и остается без ответа.
На более высоком уровне электронные системы контроля торговых терминалов и складских помещений, собирающие информацию на местах сбыта и хранения продукции, оказались ценными для отслеживания потока товаров, проходящего через дистрибьюторов. Анализ записей, полученных от розничных и оптовых продавцов, заменил физический подсчет для многих товарных групп.
Электронные средства измерения широко применяются для исследований телевизионной аудитории, собирая статистику просмотра. Текущие версии записывают, сколько раз отобранные представители аудитории включали и выключали телевизор, меняли канал; также посредством использования сенсорной системы можно подсчитать число людей, смотрящих телевизор. Эти данные собираются автоматически через телефонное соединение с центральным компьютером и затем ночью анализируются. Использование счетчиков для других измерений, предназначенных для автоматического анализа, например для подсчета пользователей транспортными средствами, изучалось, но пока не реализовано.
Холл-тесты
Холл-тесты применяются в программах разработки новых товаров, когда образцы продукции нужно показывать или тестировать на большом числе потенциальных покупателей. Они предполагают физическую установку в торговом зале или рядом с ним. Респонденты заполняют зал, пробуют данный продукт и записывают свои впечатления.
Методы наблюдения
Методы наблюдения включают широкий спектр исследовательских подходов, от измерения реакций на продукт или рекламный материал до способов, которыми клиенты осуществляют покупки, обращаются с товарами или ведут себя. Наблюдение — это физическая регистрация действий клиента, и, следовательно, оно может быть более точным. К сожалению, ситуации, в которых можно наблюдать за потребителями, зачастую искусственны, и действия потребителя могут отличаться от тех, которые они совершают в реальной жизни.
Исследования, проводимые через Интернет
Интернет — это, в принципе, ответ на мольбы рыночных аналитиков. Многие задачи, выполнимые в Интернете, могут также быть разработаны с учетом рыночных исследований. Ни одна традиционная библиотека не сравнится с Интернетом как с витриной данных или эффективным и дешевым средством сбора информации по любой теме с любого конца света. Как средство передачи текстов, изображений и голосовых сообщений между людьми, коммерческими организациями или государственными учреждениями Интернет вытесняет многие традиционные методы сбора информации. Этот процесс уже начался, но Интернет все еще страдает серьезными недостатками, которые ограничивают его применение в рыночных исследованиях. Эта проблема будет решена со временем, и индустрия исследований обязательно примет Интернет в арсенал своих методов как важный инструмент.
Возможности Интернета, представляющие большую ценность для исследователей рынков, следующие:
♦ Электронная почта.
Ф Дискуссионные форумы.
♦ Протокол передачи файлов.
♦ Группы новостей.
♦ Сетевые сервисные провайдеры.
♦ World Wide Web (WWW).
Первые четыре услуги предлагают организации, осуществляющие доступ в Интернет, используя сам Интернет в качестве средства коммуникации. Последний пункт — это обширная и постоянно расширяющаяся сеть веб-сайтов, доступных в Интернете.
Причины, по которым Интернет будет неизбежно привлекать исследователей для проведения обзоров, заключаются в том, что он обладает потенциалом для снижения затрат на исследования и ускорения процесса сбора данных, одновременно улучшая качество опросов. Интернет не может пока удовлетворить все нужды исследователей, но он, тем не менее, предлагает ряд преимуществ, некоторые из которых уникальны. В общем, их можно представить как:
♦ Глобальный охват.
♦ Экономия средств.
♦ Низкая стоимость.
Ф Взаимодействие.
Ф Скорость.
♦ Доступ к широкому спектру источников.
♦ Способность включать звук и стационарные или движущиеся изображения, например, анкеты.
♦ Удобство.
В настоящее время Интернет используется для вторичных и иногда для первичных исследований в виде электронных опросов, интернет-анкет в формате HTML и фокусных интернет-групп. Основной недостаток интернета как средства исследования заключается в том, что хорошие выборки можно сделать только там, где высок уровень пользования Сетью. Такие исследования можно проводить среди пользователей Интернета и в некоторых секторах бизнеса, например информационных технологий, поэтому пройдет некоторое время, прежде чем сетевые соединения в среде потребителей будут достаточно привычным явлением, чтобы удовлетворять все нужды исследований.
Анкета, каким бы образом она ни применялась, представляет собой «рабочую лошадку» в сфере рыночных исследований. Использование анкет позволяет убедиться в том, что изучение идет последовательно, а результаты собираются в формате, который облегчает анализ. Структура анкеты зависит от типа данных, которые нужно собрать, количества опросов, которые надо провести, и методов анализа. Масштабные количественные опросы, как правило, используют краткие, высокоструктурированные анкеты, поддающиеся машинному анализу. Качественные опросы обычно основаны на небольшом количестве интервью, использующих большие, неструктурированные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную. Анкета зачастую включает один или несколько типов вопросов:
♦ Дихотомические вопросы (да/нет).
♦ Многовариантный вопрос, подразумевающий выбор ответа из множества вариантов (дается перечень возможных ответов).
♦ Семантическая шкала (базирующаяся на таких оценках, как отличный, средний, плохой).
♦ Шкальные вопросы (шкала важности, рейтинговые шкалы или шкала Лай- керта (Lickert)).
♦ «Открытые» вопросы.
Анкеты могут быть как неструктурированными (когда все вопросы «открытые»), полностью структурированными (на вопросы дается несколько вариантов или шкала ответов), полуструктурированными (смесь двух вариантов). Полностью структурированные анкеты подразумевают, что полный спектр ответов известен, но чтобы его достичь, могут потребоваться предварительные, неструктурированные исследования. Нет ничего хуже, чем разработать анкету с множеством вариантов ответов и в результате увидеть, что большая часть респондентов выбирает вариант «другое».
Все формы исследований основаны на том, что деятельность, требования или отношения в любой конкретной среде можно описать на основании анализа выборки из данной среды. Это, в свою очередь, требует, чтобы выборка была репрезентативной для данной среды, а ее структура должна отражать различные типы индивидуумов или подразделений, составляющих эту среду. Размеры выборки зависят от разнородности среды и уровня подробности конечного анализа. Выборки из нескольких тысяч человек, структурированные по уровню доходов, образу жизни или регионам, постоянно используются для того, чтобы представлять население страны, состоящее из десятков миллионов человек, но если требуется анализ по типам потребителей, то цифры могут значительно возрасти. На численность выборки также влияют характеристики исследуемого товара. Товары или услуги, часто покупаемые многими людьми, такие как продукты питания и напитки, можно исследовать с использованием сравнительно небольшой выборки. Товары или услуги, приобретаемые нечасто, например автомобили или товары длительного пользования, могут потребовать большой выборки только для того, чтобы определить, кто в последнее время совершил покупку.
Отбор элементов выборки — это точная наука, но в рыночных исследованиях она обычно находит прагматичное применение. Истинный случайный отбор элементов выборки, в котором все единицы генеральной совокупности имеют равные шансы попасть в выборку, на практике используется редко, главным образом потому, что это слишком дорогостоящий процесс. Самый типичный подход — квотированная выборка, в которой устанавливаются доли для респондентов, соответствующих определенным критериям. Затем кандидатов сортируют, чтобы определить, подходят они к какой-либо из долей или нет; отбор продолжается до тех пор, пока все доли не заполнятся. Если предполагаются телефонные интервью, то случайный отбор может охватывать большую географическую территорию, но если нужны личные опросы, то отбор ограничивается определенной территориальной зоной.
Основная забота исследователей — не допустить предвзятых искажений выборки, которые могут привести к необъективным выводам. Предвзятость может быть обусловлена методом структурирования выборки или тем, как выбирались ее участники; каждый метод может благоволить определенным слоям населения. Избыток в выборке одних групп населения и недостаток других приведут к результатам, которые не будут репрезентативны для всего сообщества. Стратегия разработки выборок должна стремиться избежать или хотя бы минимизировать данные проблемы.