О тяжёлом наследии современного руководителя
Если джин, уже вылез из бутылки, вспомни хотя бы, зачем ты его звал Все мы дети общества развитого ИБДлизма (справка: И Б Д - имитация бурной деятельности)
Гениальный политический анекдот.
Едут в поезде одновременно все вожди КПСС. Вдруг поезд остановился. Вожди выглядывают в окно и спрашивают: "Что случилось?" Проводник отвечает: "Рельсы кончились ".
Ленин стремительно влезает на крышу вагона, произносит пламенную речь. Откуда ни возьмись, сбежался народ, появились рельсы - поезд поехал дальше. Через некоторое время поезд остановился снова: опять рельсы кончились.
Вышел Сталин, объявил министра путей сообщения и начальника железной дороги врагами народа, их быстренько расстреляли - и поезд поехал дальше. Через время опять остановка.
Очередь Никиты Хрущева: он отдает команду разобрать рельсы сзади поезда и переложить их вперед. Поезд снова едет, но недолго остановился.
Встал Брежнев: "Так, товарищи. Из вагона никто не выходит. Плотно закрываем шторы на окнах, садимся на свои места и начинаем раскачивать вагон - делаем вид, что едем!"
О многих талантах и достоинствах советского и постсоветского народа было сказано и написано, но вот об этой непревзойденной особенности хотелось бы вспомнить еще раз. Никто не может похвастать такой изощренностью в имитации бурной деятельности как поколения трудящихся 70-80-х годов в СССР.
Вспоминаю начало своей трудовой деятельности в качестве рабочего на заводе: положенную норму мы выполняли за полтора-два часа рабочего времени не напрягаясь, а остальное время нужно было делать вид, что ты занят.
Хотя непонятно, перед кем нужно было изображать занятость, ведь все прекрасно знали, что нормы занижены, но повышать их никто не хотел - это было не выгодно. Трудовой день измерялся в часах, фактически вне зависимости от объема выполненных работ. Даже премии и надбавки получали за "внеурочную " работу или "работу по выходным дням ". В нашем цеху специально откладывали работу для того, чтобы выйти во внеурочное время и заработать надбавку к зарплате. За все последующие годы жизни я не имел столько свободного времени, сколько было его у меня на рабочем месте в цехе режимного предприятия!
Да и не было в те времена таких рабочих мест, где бы работу, предназначенную для одного человека, не выполняли бы трое, а то и четверо. Эта традиция оказалась чрезвычайно живучей, и сегодня еще от нее страдают многие предприятия, фирмы.
Работала у меня на предприятии бухгалтером София Степановна - опытный торговый работник времен перестройки. Как ни зайду к ней в кабинет - она мигом зарывается в бумаги, заеду домой - и там по всем подоконникам разложены груды документов, отчетов, масса производственных проблем и нерешенных вопросов.
Много раз я пытался намекнуть Софье, что мне не обязательно видеть, как много она работает и какие огромные трудности ей приходится героически преодолевать. Объяснял, что у нее нет фиксированного рабочего дня, что она может вообще не появляться на работе. Единственное, что от нее требуется, это чтобы все бухгалтерские вопросы были решены вовремя и без ошибок.
Но не так-то просто было изменить годами, десятилетиями отлаженный механизм: проще имитировать бурную деятельность, а ошибки и недочеты в работе списывать на нехватку рабочего времени, чем мобилизоваться, быстро и качественно выполнить свои обязанности, а затем наслаждаться свободным временем где-нибудь за пределами офиса.
Каждый может вспомнить немало аналогичных примеров в той сфере, к которой принадлежал. Можно над этим смеяться, но необходимо помнить, что корни этого дерева уходят в глубины советской экономики и на уровне социальных привычек и общественной психологии преследуют нас и сегодня.
Точно так же многие социальные структуры существуют сегодня не потому, что они нужны и полезны, а потому что они... борются за свое существование.
Но если вы пытаетесь кому-то показать свою значимость и занятость, покажите лучше результат вашего труда, а не его процесс. Но если вы пытаетесь кому-то показать свою значимость и занятость, покажите лучше результат вашего труда, а не его процесс.
Удивительная особенность всех общественных систем - воспроизводить себя. Наверное, эта особенность имеет свои природные корни в мире живых организмов. Ведь в природе всякий вид, или популяция, или целая экосистема всегда ориентирована на выживание, на приспособление к определенным условиям и на воспроизведение себя в последующих поколениях.
В обществе все происходит точно так же. К примеру, образовалась та или иная структура общественной жизни, производственное предприятие, политическая партия или спортивный клуб - неважно, что именно. Первоначально это образование было вызвано стремлением к какой-то внешней цели: выпуску продукции, достижению вершин власти, победе на соревнованиях и так далее. Далее, параллельно с внешней целью, в этом движении зарождается цель внутреннего самосохранения и воспроизводства. По мере достижения внешней цели она отходит на задний план, а задача воспроизводства организацией самой себя становится главной. Этот весьма сложный кусок теории нужен нам для понимания следующих моментов. Часто дело, созданное вами, становится как бы неуправляемым. Вы создали предприятие для получения дохода, вы набрали штат сотрудников для достижения этой цели, вы трудились не покладая рук и уже начали ощущать плоды своего труда...
Но спустя какое-то время вы с удивлением замечаете, что механизм, вами запущенный, уже работает как хорошо « отлаженные часы, а конечный продукт его деятельности до смешного мал. Вывод: механизм большую часть энергии тратит сам на себя. Он стремится хорошо выглядеть, подольше не заржаветь, быть как можно более значимым.
На крупных предприятиях нередко приходится наблюдать, как отделы, секторы, кабинеты, руководители всех звеньев тратят огромное количество времени и сил на доказательство всем и вся собственной значимости и своей необходимости для успешной работы предприятия. Они конкурируют друг с другом, нанося вред собственному коллективу, они доказывают посторонним, что именно на них держится вся работа и без них предприятие просто не может существовать. Интересно, что увольнение большинства из них на процессе производства никак не отразится, но сделать это не так-то просто.
Один знакомый мне директор камвольно-суконного предприятия побывал на родственной фабрике где-то в Бельгии. По производительности их предприятия оказались примерно одинаковыми, по количеству рабочих, обслуживающих производство, тоже, а вот так называемых ИГР у нашего руководителя оказалось неизмеримо больше. Если у бельгийского коллеги все его замы, отделы, службы могли собраться в одном кабинете, то управление нашего шефа размещалось нашести этажах огромного корпуса...
Представьте себе электрическую схему, в которой к одному источнику тока подключено много разных нужных приборов помимо главного потребителя энергии. Что будет, если всех их отключить? Наверное, мы получим больше свободной энергии. Но ведь и без нужных приборов обойтись непросто...
Искусство руководителя, наверное, и заключается в том, чтобы умело балансировать между количеством нужных приборов и энергетической мощностью, необходимой для продвижения к главной цели предприятия.