1000 способов бизнеса

Чего следует ждать от работы и работников

Работа - это не цель, а средство

Для достижения желанной цели.

И дай бог, чтобы Вы получали удовлетворение

Не только от цели, но и от средства

Давайте попробуем определить трезво и положа руку на сердце, что является главной целью любой работы? Вы можете говорить об удовольствии, которое вы испытываете в процессе труда, вы можете рассказывать об общественной значимости вашего дела или о тех благах, которые вы приносите своим трудом окружающим людям и так далее. Но что же является главным?

Одно время у меня на предприятии работал водитель грузовика, Анатолий. Парень простой, работящий, работал он очень добросовестно, спиртного не употреблял, не курил, честно отчитывался по деньгам, которые доверялись ему, - в общем, я нарадоваться не мог такому работнику.

Мы постарались создать ему условия работы, позволяющие трудиться с максимальной отдачей и получать, соответственно, максимальную зарплату. В то время, когда безработица среди водителей была, пожалуй, более высокой, чем у представителей других профессии, а имеющие работу водители на крупных заводах и в автопарках месяцами не могли получить свою мизерную зарплату, Анатолий за месяц работы имел заработок, на который вполне можно было бы купить подержанный "Запорожец ".

Трудиться, конечно, Анатолию приходилось много, он буквально не отходил от машины: сутками крутил баранку, тоннами загружал и разгружал товар, в перерывах между рейсами ремонтировал свой грузовик, недосыпал, питался всухомятку, не видел семью. Но такой напряженный темп работы Анатолий задавал сам, потому что это было выгодно ему: оплата-то сдельная. Так продолжалось около года, и мне казалось, что так будет продолжаться и дальше. Но Анатолий изрядно устал, вымотался, нервы его были на пределе, и на фоне такой усталости у него произошел конфликт с экспедитором, который обычно сопровождал грузы.

Эта ссора послужила поводом, вскоре после которого Анатолий уволился. А в ответ на недоумение сотрудников проронил: "Это не работа - это шабашка... ".

Мне запало в голову его высказывание, я долго размышлял, хорошо это или плохо. Условия работы, которые я предлагал своим сотрудникам, были построены на оплате, зависящей от количества и качества конечного результата, без каких-либо ограничений и норм. Оплату всякого труда я привязывал к его производительности, и всегда производительность резко возрастала, ведь работник был сам заинтересован в этом.

Однако такая практика идет вразрез с устоявшимся социалистическим взглядом на работу, согласно которому работа - это что-то вроде места, куда нужно систематически приходить примерно 5 дней в неделю, проводить там часов 7-8, выполнять определенные обязанности. При такой постановке вопроса работа - это своего рода игра для взрослых, в которой оговорены определенные правила, ритуалы, субординация и прочие атрибуты детских игр. Каждый участник должен правильно исполнять свою роль и верить в то, что тогда игра получится.

Но мне больше по душе работа в стиле "шабашки": сделал свое дело, получал расчет - и никаких ритуалов. Окончательно утвердиться в своем мнении мне помог тот же Анатолий, который вскоре после увольнения... стал проситься назад "на шабашку"

Как-то учительница моего ребенка обратилась ко мне с просьбой помочь ее дочери устроиться на работу. Расспросив своих знакомых и деловых партнеров, я смог предложить Неле несколько вариантов трудоустройства, в том числе и на своем предприятии. Выслушав эти предложения, Нел я тактично отказалась от них. Мне стало интересно, почему, ведь в наши дни люди, как правило, хватаются за любую возможность заработать.

Выяснилось, что Неля - профессиональный филолог, имеет частную практику репетитора, она преподает на дому русский язык, зарабатывая при этом больше школьного учителя. Однако относиться к этому занятию как к работе она не может: здесь нет определенного социального ритуала, статуса человека, занимающего должность, выхода в люди...

Мне не оставалось ничего другого, как убедить Нелю в том, что работа у нее есть, и работа на редкость хорошая, ведь она дает возможность при минимальных затратах времени и энергии зарабатывать достаточное количество средств, чтобы не чувствовать себя социально незащищенной. Единственное, чего может не хватать при такого рода работе - это разнообразного и насыщенного досуга: когда круг друзей очень мал, а жизненные интересы ограничиваются чисто профессиональными, походы "на работу" и служат для заполнения такого рода эмоционального вакуума, дают возможность насытить время живым общением. Конечно, очень важно, чтобы на работе люди общались, обменивались новостями, впечатлениями, демонстрировали обновки, отмечали дни рождений, перезванивались по телефону, курили и пили кофе. Но зачастую такого рода времяпровождение оставляет мало времени на собственно производительный труд, а ведь только он может создавать продукт, имеющий денежный эквивалент и, соответственно, выливающийся в заработную плату: создается иллюзия напряженного, насыщенного делами и событиями рабочего дня - но это не имеет ничего общего с действительно рабочим, эффективным и плодотворным процессом труда, который в свое время социалистические экономисты называли "капиталистической потогонной системой". К сожалению, более эффективного способа разбогатеть собственным трудом пока не придумано.

Кроме того, проблема в том, что социалистический человек (не я его придумал, это вполне реальное социальное явление) не был ориентирован на оплату труда. С детства нас приучали чтить другие ценности: любовь к труду, патриотизм, взаимопомощь - наградой за проделанную работу были не материальные блага, а моральное удовлетворение, чувство исполненного долга и уважение сограждан.

Для тех же редких работяг, которые были ориентированы на получение реальной оплаты своего труда и, как следствие, стремились поскорее закончить работу и побольше за нее получить, находилось немало нелестных эпитетов на партийных и профсоюзных собраниях: "шабашник", "рвач", "хапуга" и так далее. Времена изменились, а социалистическое отношение к труду осталось в сознании людей и зачастую мешает идти в ногу со временем.

В работе, как у медали, есть две стороны -

Конечный результат, волнующий работодателя,

И заработная плата, волнующая работника.

Часто, анализируя причины производственных конфликтов или увольнений, можно услышать не самые лестные отзывы и с одной, и с другой стороны. Уволенные, как правило, относят своего начальника к разряду недалеких, некомпетентных, грубых, бесчестных и т. д. людей. Недовольные начальники называют бывших подчиненных ленивыми, безграмотными, алчными, нечестными (продолжать можно до бесконечности).

За свою жизнь я лишь раз встретил руководителя, который хорошо отзывался об уволенном им работнике: характеризовал бывшего подчиненного как очень порядочного и умного человека и высоко оценил его общительность и чувство юмора. Я заподозрил, в этих оценках долю неискренности и стал исподтишка выяснять, нет ли на самом деле в их отношениях личной неприязни. Но ничего не почувствовал - симпатия руководителя к уволенному работнику казалась вполне искренней. Тогда я напрямую спросил, почему же он все-таки уволил такого хорошего человека? Ответ был —

Неожиданным: "Он работу не тянет ".

Именно тогда я понял, что работодателю нужен в первую очередь результат деятельности своих работников, а не их личностные достоинства. Если есть желаемый результат, работодатель готов смириться с любыми негативными чертами характера подчиненного, с любыми его особенностями и привычками. А когда нет искомого результата, каким бы милым и обаятельным ни был работник, в итоге он будет плох, и судьба его на данном предприятии будет предрешена.

Руководитель, понимающий, что важен именно результат труда, фактически не обращает внимания на то, как именно его подчиненные добиваются успешного решения производственных проблем. Его не интересует режим работы и технологические тонкости, с помощью которых работники делают свой труд более эффективным - он оценивает только результат их деятельности.

Один мой друг в этой связи частенько произносит своего рода афоризм: "Мне наплевать, когда и как вы будете делать то, о чем я вас прошу, но сделайте, пожалуйста, это хорошо и вовремя".

С другой стороны, наемного работника волнуют многие стороны его работы: и условия труда, и взаимоотношения в коллективе, и личность руководителя, и престижность выполняемой работы. Но если уж быть до конца честным и последовательным, то главное, что волнует работника больше всего, - это размер и своевременность выплаты заработной платы. Если этот момент взаимоотношений работника с предприятием его устраивает, то вполне можно смириться и с тяжелым нравом руководителя, и с неудобным для вас коллегой, и с недостаточно комфортабельным рабочим местом. Наоборот почему-то бывает реже.

Выходит, что в союзе работодателя с исполнителем должны совпасть лишь два условия: конечный результат, в котором заинтересован наниматель, и заработная плата, которую ждет работник. В гармоничном их сочетании и заключается тайна идиллии в трудовых отношениях между начальником и подчиненным. Если речь идет о многоступенчатой иерархии трудового коллектива, то смысл отношений между нанимателем и исполнителем на каждой из ступеней системы ничуть не меняется, так как высшее звено руководства ждет результата от низшего, а те, в свою очередь, от своих подчиненных.

А проблемы и конфликты возникают в результате несоответствия обещанной заработной платы результату труда или ожидаемого результата - заработной плате. Для работника, как правило, не бывает плохого результата и высокой зарплаты, а наниматель обычно считает, что результат мог бы быть и получше, а зарплата и так слишком высока.

Кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины...

Как правило, люди изрядно ошибаются при оценке собственных сил, а главное, возможностей: одни переоценивают себя, другие недооценивают, и лишь очень немногие знают себе истинную цену.

Большая часть людей склонна переоценивать свои добродетели и умения. А не находя соответствия между своими амбициями и реальным положением дел, начинают либо роптать и дуться на весь белый свет, либо недобро завидовать более благополучным соплеменникам.

Те же, кто недооценивает собственный потенциал, обычно боятся себя предложить на рынке труда, не решаются изменить устоявшийся образ жизни, несмотря на отсутствие удовлетворенности положением своих дел. У этих людей сформировался комплекс неполноценности, который препятствует их дальнейшему личностному и профессиональному росту.

Как правильно оценить себя? Очень просто - посмотрите на себя глазами посторонних людей, вспомните, каких положительных результатов вам доводилось достигать в разные периоды вашей жизни. Если результат приносил вам не только моральное удовлетворение, но еще и материальные блага - значит, это был ваш вид деятельности.

Если же вы были довольны процессом своего труда и вам казалось, что вы здорово с ним справляетесь, а вот результат оказывался неудовлетворительным - значит, ваши ресурсы не были достаточны для этой миссии.

А если в вашей биографии есть фрагмент, когда вы без особых мучений и страданий, "не напрягаясь" достигли искомого результата - значит, это то, что вам надо. Пробуйте развиваться именно в этом направлении.

В знаменитых наблюдениях американского социолога Паркинсона эта ситуация представлена следующей формулой: «Если вы хороший начальник участка, это еще не значит, что вы будете хорошим начальником цеха и тем более директором завода". Но парадокс заключается в том, что движение по служебной лестнице продолжается до стадии посредственного руководителя, уже пройдя Стадию хорошего руководителя более низшего звена. После уровня посредственного руководителя нет движения ни назад, ни вверх.

Каждый хороший солдат должен стремиться стать генералом, но это вовсе не означает, что он должен им стать.

Богу - богово, кесарю - кесарево. Каждому свое!

Шаги для правильной оценки

Собственных возможностей

И правильного выбора вида деятельности

Шаг первый.

Положа руку на сердце, подумайте, в каком виде деятельности вы можете считать себя специалистом. Учитывайте при этом свое образование, опыт работы, свои увлечения, хобби, излюбленные способы отдыха и проведения досуга.

Шаг второй.

Расспросите людей, хорошо знающих вас, какие, с их точки зрения, занятия или виды работ наиболее соответствуют вам и могли бы быть успешными.

Шаг третий.

Сопоставьте то, что вы думаете о своих профессиональных данных (шаг 1) с тем, что думают о вас ближние (шаг 2) и выберите те занятия, которые совпали. Шаг четвертый.

Подумайте, сможете ли вы посвятить выбранному вами занятию (шаг 3) значительную часть собственного времени и сил, чтобы углубить свои знания и усовершенствовать навыки, необходимые данному делу.

Шаг пятый.

Взвесьте, какие преобразования в вашем укладе жизни и материальном положении следует произвести для успешного движения в выбранном направлении.

Шаг шестой.

Представьте себе максимальный результат, к которому вы планируете прийти. Спланируйте промежуточные этапы вашего продвижения к цели.

Шаг седьмой. Почему вы до сих пор здесь?! Вперед - вас ждут великие дела!

Главные условия, которые следует оговаривать при поступлении на работу

Если вы нанимаетесь на работу, прежде всего внимательно выслушайте работодателя и постарайтесь понять, какого результата труда он ожидает от вас.

Уточните в беседе детали ожидаемого результата и проговорите нанимателю свое понимание изложенной им задачи.

Взвесьте свои силы и возможности и честно ответьте себе, сможете ли вы достичь желаемого результата. Если в чем-то чувствуете отклонение от предполагаемого образа, обсудите с руководителем возможные варианты расхождения с целью и выясните, насколько они допустимы.

Достигнув взаимопонимания в обсуждении конечного результата труда, вы можете спросить у работодателя, какую заработную плату он планирует выделить за ваш нелегкий труд. Ну а если не боитесь проявить полную нескромность, можете робко поинтересоваться, когда и при каких условиях вы сможете надеяться на повышение жалованья.

Если вы работодатель, вам следует как можно подробнее описать будущему работнику желаемый результат его деятельности, чтобы он ясно понял, к чему он должен стремиться. А затем попросите его рассказать, как он понял поставленную вами задачу.

Увидев неполное или недостаточно правильное понимание результата труда будущего работника, обсудите с ним возможные отклонения от нарисованного вами образа.

1000 способов бизнеса

CRM и продажи: секреты успешного развития товарного бизнеса

В современном бизнесе, где конкуренция становится всё более острой, эффективное управление клиентским опытом и товарными процессами становится неотъемлемой частью успеха. В этом контексте, внедрение CRM для товарного бизнеса становится ключевым фактором, …

Как сделать бизнес в маленьком городе?

Маленькие города предлагают множество возможностей для начинающих предпринимателей. Прежде всего, нужно понять, что ваш город может предложить и какие потребности он может удовлетворить. Ваша идея должна быть уникальной и привлекательной …

Какой бизнес можно открыть в гараже?

Открытие бизнеса в гараже является одним из самых доступных и простых способов начать своё дело. В связи с этим гараж может быть использован для разных целей, начиная от открытия простой …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.