Как поднимать деньги, валяющиеся под ногами
Из диалога новых русских:
Первый: "Что-то у меня с глазами
В последнее время - денег не вижу... *
Второй: "Да брось ты!
Посмотри под ноги - деньги повсюду,
Наклоняйся и поднимай!"
Первый: "Да что-то у меня с поясницей -
Наклониться не могу!"
Предприимчивые люди умудряются зарабатывать решительно на всем: деньги делают из песка и камня, глины и леса, и даже навоза. Возьмите любую из природных стихий - землю, воду или воздух - они являются источником богатства не только для государства, для многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий, но и для смекалистых и трудолюбивых предпринимателей.
Попробуем бегло проанализировать хотя бы некоторые способы эксплуатации изначальных природных богатств.
Земля. Она является кормилицей не только для крестьянина, производящего на верхнем природном слое готовые продукты питания или сырье для их изготовления - об этом отдельный разговор. Недра земли являются источником основных богатств и в промышленном производстве. Любое промышленное предприятие нуждается в том или ином виде полезных ископаемых: это железные руды и руды цветных металлов, это породы, являющиеся сырьем для изготовления цемента, гипса и других строительных материалов. Достаточно одной нефти, чтобы обеспечить работой нефтеперерабатывающую промышленность, большую часть химической промышленности, от которых, в свою очередь, зависит работа транспорта, легкой промышленности и так далее.
Самые крупные деньги вращаются в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых - ноги большого бизнеса растут из земли.
Вода. Казалось бы, что с нее можно получить, кроме электроэнергии на морально устаревших гидроэлектростанциях? Использовать воду для бытовых и производственных нужд да сбросить в реки канализационные и промышленные стоки - и на том, как говорится, спасибо. По причине этого "круговорота" качество питьевой воды, поступающей в наши водопроводы, катастрофически ухудшается, средства массовой информации бьют тревогу, но принципиально изменить ситуацию к лучшему никто не в силах.
Это уже поняли предприимчивые люди. Фасовка и продажа питьевой воды - одно из самых доходных направлений современного среднего бизнеса. Вспомним, что вся Западная Европа давно не употребляет водопроводную воду: к столу подается только вода из артезианских скважин, альпийских ледников, горных источников и так далее. Ассортимент чистой питьевой воды на прилавках магазинов превышает наш отечественный в десятки раз: так вода превращается в деньги.
Воздух. Воздух - достаточно широко продаваемый товар в условиях нашего рынка. "Торговля воздухом" - это тема для отдельного спектакля, просмотр которого предоставим государственным налоговым, таможенным и силовым службам. Одно ясно, что "из воздуха" предприимчивые люди также делают деньги, но это не наш метод, и потому останавливаться на нем мы не будем.
Не поставив на карту, не сорвешь банк
Конечно, приятно было бы разбогатеть, ничем при этом не рискуя, ничего в это не вложив и ни в чем себя не ограничив. Но неумолимый вселенский закон гласит: "Из ничего ничто не возникает, и ничто в никуда не исчезает. Все лишь переходит из одной формы в другую".
Вы хотите денег и богатства? Нужно что-то превратить в них! Этим "что-то" могут быть какие-то материальные ценности, ваш труд, ваш интеллект, ваш покой в конце концов. А чаще всего - все это вместе взятое. По-другому бывает только в русских народных сказках про Иванушку-дурачка.
Родители моей жены - коренные горожане. К пенсионному возрасту они, как и многие их сверстники, нажили трехкомнатную квартиру, дачный участок в шесть соток с небольшим, но уютным домиком, капитальный гараж и подержанную машину. Вполне приличный для пожилых людей прожиточный набор благ. Если бы еще размер пенсии был раз в пятнадцать поболее, то можно было бы жить-поживать. Но проблема и заключается в том, что пенсии едва хватало для оплаты за квартиру и телефон. Оставалось только жить распродажей добра или надеяться на помощь выросших детей. И тогда родители приняли радикальное решение: продать квартиру, дачу, гараж, купить сельский дом, наладить при нем небольшой производственный цех, обновить машину - и начать новую жизнь.
Поэтапное воплощение, в жизнь этой идеи заняло около года. Сегодня старики живут в благоустроенном пригородном доме: по иене он приравнивается к стоимости трехкомнатной квартиры, а средства, необходимые для его благоустройства, были выручены от продажи дачи. Продав гараж, родители купили оборудование для небольшого цеха по переработке семян подсолнечника. Старенький ИЖ-Комби был заменен на почти новый Москвич - для нашего пригорода эта машина незаменима.
Сейчас мой тесть - видный предприниматель в своей округе. К нему в маслобойню везут семечку из всех окрестных сел: из уст в уста передается информация о том, что здесь и масло чистое, без осадка, и обслужат так, что захочется приехать еще не раз - такого рода реклама срабатывает быстрее и эффективнее, чем газетная. Следующий плановый рубеж наших бизнесменов - это фасовка растительного масла.
Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского!
Лошадь может конкурировать в скорости далее с паровозом, особенно если он давно цемент на свалке
Медленней всего формируются негосударственные формы услуг там, где государственные службы все еще занимают основные сферы влияния. А самое главное то, что государственные структуры ревностно следят за тем, чтобы никто не вторгался на их территорию. Механизмы сохранения государственной монополии в этих сферах проверены годами: не пущать и запрещать. Тем не менее жизнь берет свое.
Все началось с того, что Ольга и Константин - педиатры со стажем - устали от бесконечной суеты и бестолковой писанины в детской поликлинике, да и нищенская зарплата в награду за столь нелегкий труд была просто унизительной. А главное, они были убеждены в полнейшей немощности и неэффективности современной системы "участкового " обслуживания заболевших детей. Решили попробовать практику частного оказания медицинской помощи на дому.
От родителей Константину достался старенький Жигуленок; и он, и жена имели водительские права. Получить лицензию на частную медицинскую практику было непросто: кабинетные чиновники смотрели на супругов как на инопланетян, ведь до сих пор никто, кроме стоматологов-протезистов и знахарей-шарлатанов не пытался получить лицензию на частную практику, да и то, как говорится, по договоренности. Но у Константина и Ольги были медицинские дипломы, десятилетний стаж работы по специальности, хорошие отзывы с места работы и большая настойчивость.
Газетная реклама об услугах частного педиатра положительного результата не принесла. Через газету люди привыкли покупать товары, заказывать машины для перевозки мебели или договариваться со строителями, но вызвать педиатра на дом осмеливались немногие - куда привычнее вызвать задерганного, вечно спешащего врача из поликлиники. Кроме того, странно ведь платить за те услуги, которые мы привыкли получать даром!
Первое время поступали лишь редкие вызовы от людей, которым, во-первых, не нужен был больничный лист: во-вторых, от тех, кто способен был оплатить вызов частного доктора; и в-третьих, от людей, полностью утративших доверие к государственной медицине.
Таких пациентов было немного, но они все же были, и это вселяло надежду. Ведь существует, к примеру, государственная стоматология. И тем не менее, добрая половина населения предпочитает обслуживаться в платных клиниках и стоматологических кабинетах. Вторая половина не делает этого только по причине отсутствия материальных возможностей, но не из убежденности в том, что в государственной поликлинике зуб запломбируют качественнее, чем в платной.
Поэтому главным козырем супругов-врачей было качество предлагаемых услуг. Они прекрасно понимали, что каждый успешно проведенный вызов, каждый вылеченный ребенок - это лучшая реклама их деятельности. Приходилось выполнять обязанности и врача, и медсестры, и санитара, и аптекаря, а в случае необходимости, и сиделки. На серьезные вызовы выезжали вместе, брали анализы и везли их в круглосуточную лабораторию, делали инъекции, в особых случаях приглашали на консультацию узких специалистов. Приходилось внимательно следить за новинками фармакологии, но и старинными народными средствами они не брезговали.
Постепенно количество клиентов увеличивалось, в основном за счет изустной рекламы, невольно сделанной теми родителями, чьих детей Ольга и Константин успешно вылечили. Конечно, работа была нелегкой, учитывая, что супруги принимали вызовы круглосуточно, ведь именно в ночное время скорая помощь врача бывает так необходима.
Вскоре в их медицинскую команду включились давние друзья, бывшие работники детской больницы. Команда разрасталась, и вскоре из нее сформировалось несколько самостоятельных бригад частных докторов, в состав которых входили теперь уже не только педиатры, но и представители других медицинских специальностей. А Ольга и Константин постепенно отошли от работы по вызовам: за истекшее время у них сформировался постоянный круг семей, которые пользуются их услугами систематически.
Наконец-то мы приходим (или возвращаемся) к идее семейных докторов, которые из года в год наблюдают членов одной семьи, хорошо знают состояние здоровья каждого из них, а потому могут помочь в трудную минуту неизмеримо более эффективно, чем хронически усталый врач из районной поликлиники, для которого больные давно уже превратились в безликую вереницу трудно различимых лиц...
Приятно наблюдать положительные плоды рыночного хозяйствования. С тех пор как не стало пионеров и некому уже было собирать металлолом, его столько кругом накопилось, что впору было бить тревогу. Но декоре предприниматели догадались, что металлолом - это нужное, хоть и вторичное, сырье для металлургии. В результате найти сегодня свободно валяющуюся железяку уже не так-то просто - все подобрали собиратели лома.
Вместо пионерских отрядов чуть ли не в каждом квартале появились многочисленные пункты приема металлолома, и черного, и цветного. Энергичные заготовители собрали уже все, что валялось и плохо лежало, и принялись разбирать действующие металлические и металлосодержащие конструкции. Да уж, материальный интерес - огромная движущая сила!
Один мой знакомый руководит предприятием, связанным с металлоломом. Он как-то признался, что этот бизнес в его предпринимательской биографии - самый выгодный.
Предприятие скупает металлолом, меняет его на ликвидную продукцию на металлургических комбинатах, продает ее или меняет еще на что-нибудь - и в итоге получает неплохой доход. Найти на сегодняшний день хорошую партию лома уже не просто, но можно договориться где-нибудь о демонтаже устаревших конструкций или оборудования.
Мне, честно говоря, этот бизнес не показался особенно интересным, и я усомнился в его высокой доходности. Но сомнения мои рассеялись после того, как я увидел этого коммерсанта на новеньком "Форде" и с широкой улыбкой на лице. Оказывается, и из хлама можно делать деньги.