Юзабилити: как сделать сайт удобным
Справка и помощь на Web-сайте
Вы не скажете, во сколько отходит ближайший поезд на Москву? А где здесь киоск со свежими газетами? Как зовут этого актера? А чтобы включить сушилку для рук, нужно на эту кнопку нажать? Вам нужно написать больший курс обмена, чем там предлагают. Так вы говорите, это вкусная колбаса? Вот смотрите, сюда вставляется пластиковая карточка...
Пользователь — существо гордое. Пока в ловушку не попадет, помощи не попросит. Он не будет читать документацию перед началом работы с системой. Разнообразие порождает нетерпеливость и недоверие. Во Всемирной паутине на человека, который сначала читает, как работать с Web-сайтом, а потом проверяет, есть ли на нем нужная информация, опытные пользователи посмотрят с жалостью. Целесообразность использования справочной системы на сайте определяется его сложностью, объемом, количеством пользователей, никогда ранее не посещавших сайт.
Система справки и помощи в любом ее виде весьма сложна И многогранна. Это не только руководство по работе с системой, которое появляется, если нажать на знак вопроса или гиперссылку Помощь, — это всевозможные элементы «пассивной» помощи. К таким элементам я отношу всплывающие подсказки, сообщения в диалоговых окнах, названия форм, кнопок и пошаговые подсказки, списки посещенных разделов, поиск.
Справочная система представляет собой документацию и различные руководства по использованию и настройке программного продукта. В зависимости от способа использования (Web-сайт, интранет-приложение, Web-интерфейс к какой-либо программе или устройству) справочная система программного продукта может включать следующие виды документации:
• пресс-релиз системы;
• документация по инсталляции;
• документация по управлению системой и настройке;
• краткое описание основных функций системы;
• подробное описание всех функций *системы;
• примеры способов работы с системой;
• документация по развитию и дополнению системы и др.
Вся система помощи и справки разделена на три большие части: руководство пользователя, руководство администратора и руководство программиста. Все остальные ее элементы — подмножества этих трех частей. Не обязательно все эти части должны быть представлены в системе. Зачастую ограничиваются только руководством пользователя, тем более что в интернете во внешний мир «смотрит» только оно.
Смысл системы справки и помощи независимо от того, для кого она предназначена, всегда одинаков. Это иерархически организованные разделы с информацией, и доступ К ним Может быть получен из разных точек. Во-первых, пользователь может попасть в систему помощи и справки из сообщения об ошибке. Это наиболее вероятный путь, т. к. в большинстве случаев пользователи обращаются за помощью именно тогда, когда произошла ошибка. Во-вторых, он может перейти к справочной
системе на каком-то конкретном шаге, если та информация, которая видна на странице, недостаточна. В-третьих, на каждой странице должна находиться ссылка на систему помощи и справки, для того чтобы пользователь мог перейти на главную страницу этой системы и ознакомиться с ней.
Справочная система должна обязательно иметь три составляющие: собственно справка, поиск в справке и глоссарий (словарь терминов).
Справочная документация может быть представлена в бумажном и электронном виде. За исключение^ особенностей чтения с экрана и с бумаги, документация в электронном виде имеет существенное преимущество: она может быть сколь угодно велика и без усилий размножена сколько угодно раз. Лучшим решением было бы предоставлять пользователям и бумажную, и электронную документацию. Понятно, что в случае с интернет-магазином это нонсенс, зато если вы пишете Web-сайт для использования его как некоторого корпоративного портала в своей организации, Е© целесообразно сделать доступными обе версии документации.
Необходимо также предусмотреть трансформацию документов из одного вида в другой. Преобразование электронной документации в бумажную, в особенности on-line документации, происходит путем отправки страницы, отображаемой в браузере, на принтер. Именно для этого и предназначена Версия для печати. С обратным преобразованием сложнее. Для трансформации бумажной документации в электронный вид придется использовать сканер и систему распознавания текста.
Различается также восприятие одной и той же системы справки в on-line и off-line режимах. Когда вы читаете какое-нибудь руководство в интернете, вам приходится ждать загрузки страниц, вы отвлекаетесь и постоянно теряете нить. Читая то же самое справочное руководство с жесткого диска своего компьютера, вы куда лучше усваиваете материал и меньше напрягаетесь. Учитывая это, было бы неплохо позволить пользователю получить документацию именно в виде архива с информацией по системе или справочника в формате pdf, chm или doc.