Юзабилити: как сделать сайт удобным
Привычки
Интерфейс призван формировать у пользователя привычки. Привычки формируются независимо от того, думает ли об этом разработчик. Если одно и то же действие повторяется несколько раз подряд, оно становится привычным. Привычки могут возникать на умственном и на физическом уровне, постепенно переводя сознательные действия в бессознательные.
Иногда я не могу вспомнить номер телефона, по которому раньше часто звонил. Ну не могу, и все. Тогда я просто подхожу к телефону и набираю этот номер, не задумываясь (или представляю, как набирал бы его). Я слежу за движением своих пальцев, потому что они «помнят» то, что мозг уже отложил «на долгосрочное хранение». Точно таким же образом, на основании привычек, я зачастую работаю на компьютере. Когда я ищу какое-то слово внутри документа при помощи файлового менеджера FAR, я использую функциональную клавишу F7. Каково же бывает мое удивление, когда, нажав на ту же привычную клавишу F7 внутри текстового редактора MS Word, я получаю совершенно не нужную мне в данный момент проверку правописания.
G другой стороны, способность формировать привычки, если ее использовать правильно, может приносить положительные результаты. Типичный пример тому — достаточно унифицированный интерфейс большинства приложений MS Windows. Будучи еще начинающим пользователем, я несказанно радовался тому, что, не затратив ни капли усилий, я был знаком с половиной интерфейса MS Excel только потому, что некоторое время успел поработать с MS Word. Однако не хочется кривить душой и говорить, что формирование привычек возможно только при условии давно известного и «выученного наизусть» интерфейса. Нет. Для того чтобы интерфейс формировал привычки, он должен соответствовать следующим требованиям:
1. Интерфейс должен быть достаточно простым. Заметьте, простым, а не примитивным. Примитивно устроены современные соковыжималки. У моей соковыжималки фирмы Brown всего одна ручка: поворачиваешь ее по часовой стрелке — прибор включается, против часовой — выключается. А интерфейс должен быть именно простым, состоящим из достаточно очевидных элементарных действий, так или иначе ведущих пользователя к цели. Например, в стиральной машине нельзя использовать метод «одного выключателя», как в соковыжималке, но в то же время многие домохозяйки утверждают, что научить Обращаться со стиральной машиной можно даже обезьяну.
2. Интерфейс должен достаточно часто использоваться для формирования привычек, ведь иначе можно попросту разучиться работе с ним. Многократно повторяемые действия ведут к автоматизму и созданию привычки, а перерыв в совершении этих действий ведет к некоторой потере контроля над ситуацией. Недаром пользователи, пусть даже опытные, по вопросам настройки компьютера обращаются к системным администраторам. Если не заниматься подобной настройкой очень - часто, то некоторые тонкости забываются.
Привычки высвобождают внимание. Человек с высвобожденным вниманием устает меньше и меньше напрягается. Однако, с другой стороны, иногда игнорируются опасные ситуации, ведь человек не обдумывает каждое действие, а выполняет его «на авто - ‘ пилоте». Типичным примером может служить уже ставший классическим диалог-предупреждение об удалении файла. Опьггный пользователь ПРИВЫК, что операционная система ПОСТОЯННО что-то спрашивает. И практически постоянно ей требуется лишь подтверждение. «Вы действительно хотите удалить этот важный для операционной системы каталог?» — «Ну что ты еще хочешь? Да, хочу...» —«Каталог Windows успешно удален. Перезагрузите компьютер, чтобы изменения вступили в силу». — «Как? Я же хотел папку ТМР... Что же я наделал?!».
Однажды отец сказал мне, что его компьютер сошел с ума и «никак не хотел выключаться». Я пошел посмотреть на это чудо и, к моему стыду, с первого раза не увидел подвоха. Дело в том, что кто-то, работая на этом компьютере (на нем была установлена операционная система MS Windows 98), переключил радио-кнопку с Выключить компьютер на Перезагрузить компьютер. Привычка нажимать один и тот же набор кнопок, не задумываясь о том, что. видит система, — вот самый настоящий ритуал. В этом случае после привычного набора действий цель не была достигнута. Здесь мало что можно сделать без ущерба для пользователя. Действие по переключению выключения компьютера на перезагрузку вполне легальное. Оно осуществляется, как правило, сознательным усилием цользователя. Предупреждение о том, что компьютер будет перезагружен, а не выключен, — это «антигуманно». Система и так всегда слишком много спрашивает. Самое большое, что можно сделать — либо восстанавливать первона-
чальное положение флажка выключения компьютера, либо посоветовать пользователю быть внимательней. Одно я знаю точно: лучше не отклоняться от тех способов работы, к которым пользователи успели привыкнуть, потому что внимательнее они никогда не станут.
Есть еще одно следствие формирования привычек — это так называемые предопределенные действия, т. е. я буду применять известный мне подход в случае новой, неизвестной задачи. Если привычные решения не подействуют, только тогда я начну думать по-другому. В зависимости от того, как использовать предопределенные действия, это свойство может играть положительную и отрицательную роль. Приведу пример предопределенного действия. Программист, если его утіог перестал работать, первым делом попробует выключить и снова включить его (перезагру - • зить) просто потому, что с компьютерами этот прием часто срабатывает. Это предопределенное действие «если что-то не работает — перезагрузи это». Если разработчики утюга знают, что их продукцию будут использовать программисты, и предусмотрят функцию перезагрузки утюга, то они улучшат интерфейс утюга. Если они не учтут такие предопределенные действия, то тем самым сделают интерфейс утюга менее удобным.