Юзабилити: как сделать сайт удобным

Привычки

Интерфейс призван формировать у пользователя привычки. Привычки формируются независимо от того, думает ли об этом разработчик. Если одно и то же действие повторяется несколько раз подряд, оно становится привычным. Привычки могут возни­кать на умственном и на физическом уровне, постепенно пере­водя сознательные действия в бессознательные.

Иногда я не могу вспомнить номер телефона, по которому рань­ше часто звонил. Ну не могу, и все. Тогда я просто подхожу к те­лефону и набираю этот номер, не задумываясь (или представ­ляю, как набирал бы его). Я слежу за движением своих пальцев, потому что они «помнят» то, что мозг уже отложил «на долго­срочное хранение». Точно таким же образом, на основании при­вычек, я зачастую работаю на компьютере. Когда я ищу какое-то слово внутри документа при помощи файлового менеджера FAR, я использую функциональную клавишу F7. Каково же бы­вает мое удивление, когда, нажав на ту же привычную клавишу F7 внутри текстового редактора MS Word, я получаю совершенно не нужную мне в данный момент проверку правописания.

G другой стороны, способность формировать привычки, если ее использовать правильно, может приносить положительные ре­зультаты. Типичный пример тому — достаточно унифицирован­ный интерфейс большинства приложений MS Windows. Будучи еще начинающим пользователем, я несказанно радовался тому, что, не затратив ни капли усилий, я был знаком с половиной ин­терфейса MS Excel только потому, что некоторое время успел поработать с MS Word. Однако не хочется кривить душой и го­ворить, что формирование привычек возможно только при усло­вии давно известного и «выученного наизусть» интерфейса. Нет. Для того чтобы интерфейс формировал привычки, он должен соответствовать следующим требованиям:

1. Интерфейс должен быть достаточно простым. Заметьте, про­стым, а не примитивным. Примитивно устроены современ­ные соковыжималки. У моей соковыжималки фирмы Brown всего одна ручка: поворачиваешь ее по часовой стрелке — прибор включается, против часовой — выключается. А интер­фейс должен быть именно простым, состоящим из достаточно очевидных элементарных действий, так или иначе ведущих пользователя к цели. Например, в стиральной машине нельзя использовать метод «одного выключателя», как в соковыжи­малке, но в то же время многие домохозяйки утверждают, что научить Обращаться со стиральной машиной можно даже обезьяну.

2. Интерфейс должен достаточно часто использоваться для фор­мирования привычек, ведь иначе можно попросту разучиться работе с ним. Многократно повторяемые действия ведут к ав­томатизму и созданию привычки, а перерыв в совершении этих действий ведет к некоторой потере контроля над ситуа­цией. Недаром пользователи, пусть даже опытные, по вопро­сам настройки компьютера обращаются к системным админи­страторам. Если не заниматься подобной настройкой очень - часто, то некоторые тонкости забываются.

Привычки высвобождают внимание. Человек с высвобожден­ным вниманием устает меньше и меньше напрягается. Однако, с другой стороны, иногда игнорируются опасные ситуации, ведь человек не обдумывает каждое действие, а выполняет его «на авто - ‘ пилоте». Типичным примером может служить уже ставший класси­ческим диалог-предупреждение об удалении файла. Опьггный поль­зователь ПРИВЫК, что операционная система ПОСТОЯННО что-то спрашивает. И практически постоянно ей требуется лишь подтверждение. «Вы действительно хотите удалить этот важный для операционной системы каталог?» — «Ну что ты еще хочешь? Да, хочу...» —«Каталог Windows успешно удален. Перезагрузите компьютер, чтобы изменения вступили в силу». — «Как? Я же хотел папку ТМР... Что же я наделал?!».

Однажды отец сказал мне, что его компьютер сошел с ума и «ни­как не хотел выключаться». Я пошел посмотреть на это чудо и, к моему стыду, с первого раза не увидел подвоха. Дело в том, что кто-то, работая на этом компьютере (на нем была установле­на операционная система MS Windows 98), переключил ра­дио-кнопку с Выключить компьютер на Перезагрузить компьютер. Привычка нажимать один и тот же набор кнопок, не задумыва­ясь о том, что. видит система, — вот самый настоящий ритуал. В этом случае после привычного набора действий цель не была достигнута. Здесь мало что можно сделать без ущерба для пользо­вателя. Действие по переключению выключения компьютера на перезагрузку вполне легальное. Оно осуществляется, как прави­ло, сознательным усилием цользователя. Предупреждение о том, что компьютер будет перезагружен, а не выключен, — это «анти­гуманно». Система и так всегда слишком много спрашивает. Самое большое, что можно сделать — либо восстанавливать первона-

чальное положение флажка выключения компьютера, либо по­советовать пользователю быть внимательней. Одно я знаю точ­но: лучше не отклоняться от тех способов работы, к которым пользователи успели привыкнуть, потому что внимательнее они никогда не станут.

Есть еще одно следствие формирования привычек — это так на­зываемые предопределенные действия, т. е. я буду применять из­вестный мне подход в случае новой, неизвестной задачи. Если привычные решения не подействуют, только тогда я начну думать по-другому. В зависимости от того, как использовать предопре­деленные действия, это свойство может играть положительную и отрицательную роль. Приведу пример предопределенного дей­ствия. Программист, если его утіог перестал работать, первым делом попробует выключить и снова включить его (перезагру - • зить) просто потому, что с компьютерами этот прием часто сра­батывает. Это предопределенное действие «если что-то не рабо­тает — перезагрузи это». Если разработчики утюга знают, что их продукцию будут использовать программисты, и предусмотрят функцию перезагрузки утюга, то они улучшат интерфейс утюга. Если они не учтут такие предопределенные действия, то тем са­мым сделают интерфейс утюга менее удобным.

Добавить комментарий

Юзабилити: как сделать сайт удобным

«Попрыгунчики»

Раньше меня раздражали стандартные в MS Windows закладки, расположенные в два уровйя (рис. 11.19). Вернее, раздражали не сами закладки, а то, что при переключении с нижнего ряда на верхний они …

Читаемость текста

Путешествуя по интернету, я встречал самые разные варианты оформления текстового материала. Недавно я попал На страницу с результатами поиска по запросу «Установка унитаза» по адресу http://otdelka. hl. ru/(я делаю дома …

Так делать нельзя

Ярчайший пример того, как делать нельзя, на pashen. kiev. ua - (рис. 11.16). Форма поиска без кнопки! Вы где-нибудь еще такое видели? Мало того, что нужно догадываться о ее использовагіии, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.