ВОЛЧОК И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ

САМОЛЕТ БЕЗ ЛЕТЧИКА

И епосвященный, заглянув в кабину управления летя - щего самолета, мог бы иногда с удивлением, а воз­можно и с ужасом обнаружить, что штурвал и педали перемещаются сами собой, словно самолетом управляет человек-невидимка. Пилоты же спокойно сидят в креслах. Один, как дома за столом, закусывает, второй безмя­тежно читает книжку или дремлет.

Секрет такого полета очень прост.

Почти на всех современных пассажирских и транс­портных самолетах обязательно имеется автомат упра­вления полетом — автоматический пилот, или авто­пилот.

Автопилот способен управлять самолетом по «зада­нию» летчика, подменяя его при взлете, наборе высоты или совершении поворотов и полете по прямой в направ­лении заданного курса, выполнять виражи и снижение под заданным углом.

При воздушной качке автопилот ведет самолет даже лучше опытного пилота, более плавно, смягчает толчки и броски самолета.

Бывают и такие автопилоты, которые автоматически выводят самолет из любого положения в горизонталь­ное, если летчик вынужден почему-либо оставить управ­ление.

Можно, наконец, на борту самолета совместно с авто­пилотом поместить специальную радиоустановку и управ­лять таким образом полетом самолета с Земли.

Любопытна история создания автопилота.

Желание автоматизировать полет самолетов возникло одновременно с появлением самих же самолетов.

Первую в мире схему автоматического управления дирижаблем разработал наш соотечественник, знамени­тый ученый К. Э. Циолковский в 1898 г. Принцип дей­
ствия этого автоматического устройства чрезвычайно прост.

На дирижабле нужно иметь источник электрического тока, электромотор, для отклонения руля высоты и чув -

Ъ омотор. придя б движение, переместил зубчатый сектор

Руль высоты леремес/пился вниз

Переключатель

 

Руль высоты Зубчатый сектор

 

Источник токп

 

Ґоризонтальный полет

 

Шестерня на

 

Под влиянием восходящего потока нос
дирижабля направился вверх.

Маятник, отклонившие назад,

Замкнул соответствующие
контакты

 

САМОЛЕТ БЕЗ ЛЕТЧИКА

САМОЛЕТ БЕЗ ЛЕТЧИКА САМОЛЕТ БЕЗ ЛЕТЧИКА

Дирижовль вновь перешел но горизонтальный полет

САМОЛЕТ БЕЗ ЛЕТЧИКА

Рис. 31. Схема автоматического управления продольной ста­билизации дирижабля, предложенная К. Э. Циолковским.

Ствительный элемент в виде маятника с переключателями цепи электрического тока (рис. 31).

В случае «ухода» дирижабля из горизонтального по­лета маятник отклоняется. Переключатель соединяет

Соответствующие контакты. От источников питания ток проходит в электромотор, приводя его в движение; элект­ромотор через зубчатую передачу перемещает руль вы­соты в положение, при котором дирижабль возвращается в горизонтальное положение (рис. 31).

Принципиальная схема автоматического управления, разработанная К. Э. Циолковским, состоит1 из всех основ­ных элементов, которые имеются в современных авто­пилотах «непрямого» действия. В таких автопилотах чув­ствительный элемент воздействует на управление не непосредственно, а через специальную машину, приводя­щую в движение управление дирижаблем или самолетом.

Конструкции подобных автопилотов относятся к группе маятниковых. «Автоматическое» управление на самолетах за рубежом впервые стали применять на де- сять-пятнадцать лет позже, чем в СССР, причем в ка­честве чувствительного элемента использовался... сам летчик.

Примерно в 1910—1911 гг. известный энтузиаст воз­духоплавания и авиации бразилец Сантос Дюмон и лет­чик Кертис для облегчения управления полетом прикреп­ляли на спине к пиджаку хомутик, который имел связь с рычагом управления самолетом. Когда самолет кре­нился, пилот инстинктивно, стремясь сохранить верти­кальное положение, наклонялся в сторону, противополож­ную крепу. Прикрепленный к спине рычаг управления перемещался так, что самолет выравнивался.

В то время подобную «автоматику» еще можно было применять. Самолет летал со скоростью около восьми­десяти километров в час. В 1910 г. мировой рекорд ско­рости полета составлял сто девять километров в час.

На современных самолетах, летающих со скоростями звука, использование маятниковых автопилотов невоз­можно. Поэтому маятниковые автопилоты заменили в настоящее время гироскопическими. Изобретателем та­кого автопилота считают американца Сперри. Но мы знаем, что создателем первой принципиальной схемы автопилота является все же К. Э. Циолковский.

Современный автопилот самолета состоит из трех са­мостоятельных механизмов: автомата курса, автомата поперечной устойчивости и автомата продольной стаби­лизации. В каждом из них управляет движением от­дельно установленный гироскоп.

Роторы таких гироскопов, свободно умещающихся на ладони, весом около четырехсот граммов, вращаются со скоростью двенадцати тысяч оборотов в минуту. Их за­дача — только подать команду мощным механизмам. А они уже выполняют необходимую тяжелую, сложную и ответственную работу по управлению самолетом.

Кратко познакомимся теперь еще с одним свойством гироскопа — способностью устанавливаться по полуден­ной линии (линии меридиана).

ВОЛЧОК И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

|ткрыв замечатель­ные свойства волч­ка, этой любопытной «игрушки», человек Подчинил себе одно из важнейших явлений природы. Волчок помог улучшить работу многих механизмов, со­здать большое количество ценнейших приборов и автома­ Тов, обеспечить …

ОДНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА

Н А таком же принципе, что и стабилизация судна при качке на море, основано устройство однорельсовой железной дороги. Огромное количество рельсов необходимо для про­кладки железнодорожного пути. Мысль о сокращении подобных …

БОРЬБА С КАЧКОЙ

Жвачка судов на море — чрезвычайно неприятное и опас - Ное явление. При очень сильном шторме судно может опроки­нуться. Правда, это случается очень редко. Зато палубу часто заливает водой; в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.