ВОЛЧОК И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

П

Ройти по прямой линии с завязанными глазами невоз­можно. Идущий постепенно заворачивает в сторону.

На одном большом аэродроме в 1926 г. летчики пы­тались с завязанными глазами управлять автомобилем. Совершив в пути несколько поворотов, автомобиль на­чинал двигаться по спирали.

Разумеется, никто всерьез не станет управлять авто­мобилем или самолетом с завязанными глазами. Но представим себе полет в тумане, в сплошной облачности, когда самолет словно погружен в молоко или окутан не­проницаемой пеленой. Чем отличается такой полет от пу­тешествия человека с завязанными глазами? Полет в

Тумане, сплошной облачности недаром называют слепым полетом.

Даже птицы не могут летать, не видя Земли. Они не обладают какими-то особыми «летными качествами». Выпущенная в полет с завязанными глазами или в сплош­ном тумане, птица немедленно переходит в штопор либо беспорядочно падает.

Что же получится, если самолет встретит на своем пути сплошную облачность или туман и будет вынужден в таких условиях продолжать полет? Отличается ли че -

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

Рис. 24. Вращающаяся комната.

Ловек от птицы, оказавшись в таких условиях? Может ли он руководствоваться своими ощущениями?

Чтобы получить ответ на эти вопросы, обратимся к нескольким примерам.

В некоторых парках культуры и отдыха имеется аттракцион «вертящаяся комната». Любители острых ощущений, входя в такую комнату, садятся на качели. Качели слегка раскачиваются, после чего включается двигатель, вращающий стены комнаты. Сидящим в каче­лях кажется, что вращаются не стены, а они сами и что в некоторые моменты времени качели занимают положе­ние Б, показанное на рисунке 24. На самом деле посе­тители не совершают головокружительного переворота ногами к потолку, а спокойно сидят в почти неподвиж­
ных качелях. Просто комната расположилась иначе, чем было до этого (положение В на рис. 24).

СЛЕПОЙ ПОЛЕТЕще более сильное ощущение можно испытать в не­прозрачном вращающемся шаре. Предположим, что в нем находятся два человека, как изображено на рис. 25, А. К немалому изумлению находящихся в шаре, каждому кажется, что его сосед прилип где-то на вер­тикальной стене, словно муха (рис. 25, Б).

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

Рис. 25. Что происходит в действительности и что кажется людям в закрытом вертящемся шаре.

Приведенные примеры наглядно показывают, что до­верять ощущениям нельзя. Но, может быть, к летчикам это не относится?

Обратимся к рассказу одного американского летчика о том, что случилось с ним при полете в облаках.

«Оторвавшись от аэродрома, мы поднялись на высоту тысяча восемьсот футов (550 м), где вошли в грозовые тучи, сквозь которые я намеревался пройти вверх. Я по­пытался это сделать и, поднявшись приблизительно в пять минут на высоту около трех тысяч восьмисот фу­тов (1160 м), считал, что нахожусь примерно над Гол­ливудскими холмами. В это время я почувствовал струю воздуха на левой щеке, что означало для меня, что я скольжу на левое крыло. Посмотрев на указатель крена и поворота, я, к своему изумлению, увидел, что стрелка и шарик переместились направо; другими словами, при­
бор показывал, что правое крыло опущено и что самолет делает поворот направо. Так как мой компас указывал правильный курс, а этого, как мне казалось, быть не могло, что подтверждалось и струей воздуха, ударяющей в мою левую щеку, то я немедленно попытался выров­нять самолет, подняв левое крыло, но безус­пешно. Тогда, думая, что самолет потерял скорость и потому не слушается рулей, я не­медленно дал ручку от себя, чтобы увеличить скорость. В это время мне показалось, что я скольжу на хвост вле­во; я выключил мотор и попытался перевести самолет в нормальное планирование. Когда же и это не удалось, я крикнул своему спут­нику: „ Выбрасывайся! “ и выпрыгнул сам».

Рис. 26. Направление кажущейся вертикали на самолете, совершаю­щем вираж. 1 — направление силы тяжести на Земле —направление истинной вертикали, 2—направле­ние силы тяжести, ощущаемой чело­веком, и направление отвеса в по­лете при вираже — направление ка­жущейся вертикали.

подпись: 
рис. 26. направление кажущейся вертикали на самолете, совершаю-щем вираж. 1 — направление силы тяжести на земле —направление истинной вертикали, 2—направле-ние силы тяжести, ощущаемой чело-веком, и направление отвеса в по-лете при вираже — направление ка-жущейся вертикали.
Доверять ощуще­ниям в слепом полете ни в. коем случае нель­зя. Единственное сред­ство для успешного сле­пого полета — специ­альные приборы.

Безошибочно совер­шать полеты в любую погоду, уверенно управ­лять самолетом в любой обстановке, точно знать положение самолета в простран­стве помогают многие приборы. Принцип действия боль­шинства из них основан на замечательных свойствах гиро­скопа. Одним из таких приборов является авиагоризонт. Без него даже в ясную ночь, когда видна Земля, недопу­стим полет на скоростном самолете. Этот прибор совер­шеннее обычного искусственного горизонта и устроен несколько иначе.

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

Рис. 27. Положение оси ротора гироскопа в авиагоризонте само­лета. / — направление истинной вертикали указано стрелкой; 2— независимо от крена самолета ось гироскопа в авиагоризонте всегда направлена по линии истинной^ вертикали к центру Земли; 3 — центр Земли.

Мы уже говорили, что применять на самолете отвес с грузом невозможно.

На стоянке шнурок с отвесом будет, вообще говоря, направлен к центру Земли, то есть по направлению истинной вертикали, которая всегда перпендикулярна плоскости горизонта. В полете же отвес может занимать относительно плоскости горизонта самые различные по­ложения. Человек, находящийся в самолете, ощущает действие силы тяжести примерно в том же направлении, что и отвес (рис. 26). Такое направление называют ка­жущейся вертикалью.

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

Рис. 28. Схема авиагоризонта.

Ясно, что наши ощущения и даже простейшие устрой­ства, вроде отвеса, совершенно непригодны для опреде­ления истинной вертикали и горизонта на летящем само­лете. Эта задача легко разрешима при помощи гиро­скопа. Ось гироскопа, как мы знаем, может распола­гаться по линии истинной вертикали — к центру Земли (рис. 27). Такой гироскоп и применяется в авиагоризонте (рис. 28).

Корпус прибора жестко крепится к приборной доске самолета. Круглое отверстие в передней стенке корпуса закрыто стеклом. На стекле нарисован горизонтальный силуэт самолета, летящего вперед от смотрящего на при­бор. За стеклом находится круглый диск. Верхняя поло­вина диска окрашена в голубой или белый цвет, а ниж­няя— в серый или черный. Горизонтальная линия, раз­деляющая верхнюю и нижнюю половины, представляет линию горизонта.

Диск авиагоризонта насажен на удлиненную ось, иду­щую от внутреннего кольца гироскопа. Внутри этого кольца расположен вертикально ротор гироскопа, вра -

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

Рис. 29. Различные положения самолета и показания авиагоризонта.

Арямалинейньш горизонтальный полет

подпись: 
арямалинейньш горизонтальный полет
СЛЕПОЙ ПОЛЕТЩающийся со скоростью свыше десяти тысяч оборотов в минуту. Весит ротор всего около четырехсот граммов. Приводится он во вращение струей воздуха, падающей на лункообразные углубления, имеющиеся по окружности
ротора. Внешнее кольцо гироскопа покоится в подшип­никах корпуса прибора.

В горизонтальном полете силуэт самолета на стекле прибора совпадает с горизонтальной линией, делящей диск на две половины (рис. 29).

При кренах, снижении или наборе высоты ось гиро­скопа неизменно направлена к центру Земли. Весь само­

Пружина

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ

Рис. 30. Схема авиационного указателя поворотов.

Лет как бы поворачивается вокруг оси ротора. Диск, на­саженный на удлиненной оси внутреннего кольца гиро­скопа, тоже сохраняет свое положение в пространстве неизменным, а силуэт на стекле, поворачиваясь вместе с самолетом, занимает такое положение относительно ли­нии на диске, какое самолет занимает относительно го­ризонта (рис. 29). Таким образом, пилот видит положе­ние своего самолета относительно горизонта как бы со стороны.

Не меньшую роль играет в полете указатель поворо­тов. Этот прибор показывает угол поворота самолета во­круг вертикальной оси.

В основе указателя поворотов мы снова обнаружи­ваем гиооскоп. Он находится в свободно подвешенной рамке. Прибор устроен таким образом, что ось гироскопа постоянно удерживается специальными пружинами в по­ложении равновесия (рис. 30). Быстро вращающийся ротор гироскопа, стремясь сохранить свое первоначаль­ное положение, перемещает стрелку, указывающую сте­пень поворота самолета.

Нередко указатель поворотов совмещают в одном приборе с авиагоризонтом. Авиагоризонт с указателем поворотов — лишь один из важнейших гироскопических приборов, необходимых для совершения слепых полетов.

ВОЛЧОК И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

|ткрыв замечатель­ные свойства волч­ка, этой любопытной «игрушки», человек Подчинил себе одно из важнейших явлений природы. Волчок помог улучшить работу многих механизмов, со­здать большое количество ценнейших приборов и автома­ Тов, обеспечить …

ОДНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА

Н А таком же принципе, что и стабилизация судна при качке на море, основано устройство однорельсовой железной дороги. Огромное количество рельсов необходимо для про­кладки железнодорожного пути. Мысль о сокращении подобных …

БОРЬБА С КАЧКОЙ

Жвачка судов на море — чрезвычайно неприятное и опас - Ное явление. При очень сильном шторме судно может опроки­нуться. Правда, это случается очень редко. Зато палубу часто заливает водой; в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.