ВОЛЧОК И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ

ОДНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА

Н

А таком же принципе, что и стабилизация судна при качке на море, основано устройство однорельсовой железной дороги.

Огромное количество рельсов необходимо для про­кладки железнодорожного пути. Мысль о сокращении подобных расходов возникла давно. Хорошо было бы сократить вдвое количество рельсов, да и колес для ва­гонов. Решение этого серьезного вопроса возможно с по­мощью гироскопа.

Однорельсовую железную дорогу предложили при­мерно в 1909 г. почти одновременно англичане Бреннан, Шарль и русский инженер П. П. Шиловский.

В предложениях Шарля и Шиловского ось гироскопа расположена вертикально, в системе Бреннана — по по­перечной оси вагона.

Для пропаганды идеи однорельсовой дороги Шарль и Шиловский построили одноколесный автомобиль. В нем они разъезжали по Лондону, удивляя жителей британ­ской столицы.

Принцип действия гироскопа подобен принципу дей­ствия успокоителя качки судна.

Представим себе вагон однорельсовой железной до­роги, в котором установлен гироскоп. Ось гироскопа рас­положена вертикально и находится в подшипниках, по­мещенных на раме, которая в свою очередь покоится в
цапфах, а подшипники рамы закреплены в стене вагона (рис. 41).

Рис. 41. Схема сохранения устойчи­вости вагона однорельсовой желез­ной дороги. 1 — рама; 2— прецес­сионная сила, восстанавливающая равновесие.

подпись: 
рис. 41. схема сохранения устойчивости вагона однорельсовой железной дороги. 1 — рама; 2— прецессионная сила, восстанавливающая равновесие.
Допустим, что ротор гироскопа вращается по часовой стрелке, если смотреть сверху, а вагон, стоявший на ме­сте вертикально, вдруг наклонился вправо. Он в этом случае, естест­венно, свалился бы на бок, но тут вступает в дело быстро вращаю­щийся гироскоп.

Под действием на­клона вагона в гироско­пе возникает прецессия, благодаря которой ро­тор вместе с рамой 1 начинает поворачивать­ся в цапфах. Верхний конец оси ротора, если смотреть на рис. 41, бу­дет двигаться к нам, а нижний — от нас (рис. 41). Под влия­нием гироскопического эффекта, возникающего на концах цапф у стен вагона, возникают уси­лия, стремящиеся по­ставить вагон верти­кально. Они, противо­действуя силе тяжести, восстанавливают рав­новесие вагона.

ВОЛЧОК И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

|ткрыв замечатель­ные свойства волч­ка, этой любопытной «игрушки», человек Подчинил себе одно из важнейших явлений природы. Волчок помог улучшить работу многих механизмов, со­здать большое количество ценнейших приборов и автома­ Тов, обеспечить …

БОРЬБА С КАЧКОЙ

Жвачка судов на море — чрезвычайно неприятное и опас - Ное явление. При очень сильном шторме судно может опроки­нуться. Правда, это случается очень редко. Зато палубу часто заливает водой; в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.