Конструкции при новом строительстве
При проектировании можно использовать 6 основных типов решений дорожной конструкции с теплоизолирующим слоем из пенопласта Styrofoam. Нужное решение выбирают в зависимости от конструкции дорожной одежды, запроектированной по условиям обеспечения прочности и дренирования, и стоимости конструкции (рис. 8).
При оттаивании пучинистых грунтов происходит их осадка с отжатием воды. Эта вода должна отводиться из-под дорожной одежды. Поэтому в конструкции типа С2 нужно применять плиты пенопласта, имеющие прямую форму кромки для того, чтобы вода могла поступать в дренирующий слой через щели между плитами. В конструкции типа В применяют плиты пенопласта, имеющие паз-выступ или ступенчатую форму кромки. В этом случае теплоизолирующий слой из пенопласта выполняет полностью или частично функцию гидроизолирующего слоя. В зависимости от источника поступления воды и условий ее отвода из дорожной одежды применяют плиты с соответствующей формой кромки для остальных конструкций, представленных на рис. 8. Толщина дренирующего слоя зависит от коэффициента фильтрации песка. При 3 м/сут и более минимальная толщина дренирующего слоя в конструкции типа С2 составляет 20 см, при коэффициенте фильтрации менее 3 м/сут - 25 см.
На рис. 9 показан поперечный профиль дорожной конструкции типа C1 (размеры даны в метрах). Такая конструкция построена на дороге Омск - Новосибирск [4].
Теплоизолирующий слой из пенопласта должен быть шире проезжей части на 0,5 - 1,5 м для изоляции грунтов под дорожной одеждой от действия холода со стороны обочин. В случае недопущения промерзания грунтов под дорожной одеждой это значение составляет 1,0 - 2,0 м.
Рис. 8. Основные типы конструкций дорожной одежды с теплоизолирующим слоем из пенопласта Styrofoam, применяемые при новом строительстве:
1 - покрытие и основание дорожной одежды; 2 - Слой основания из цементобетона; 3 - пенопласт Styrofoam; 4 - дренирующий слой из песка; 5 - противозаиливающая прослойка из геотекстиля; 6 - дренирующая прослойка из геотекстиля; 7 - выравнивающий слой из песка
Рис. 9. Поперечный профиль дорожной конструкции типа С:
1 - засев трав по слою растительности грунта толщиной 0,15 м; 2 - щебеночный материал (0,1 м) с разливом битума (1,5 л/м2); 3 - цементобетон (0,24 м); 4 - Щебень, укрепленный 6 % цемента (0,21); 5 - песок (0,20 м); 6 - пенопласт Styrofoam (0,10 м); 7 - геотекстиль «дорнит»; 8 - грунт (глина легкая пылеватая)
Особенности производства работ заключаются в следующем. Плиты пенопласта укладывают на песок или геотекстиль. Предварительно песок уплотняют и выравнивают, так же как и грунт земляного полотна под геотекстилем. Плиты должны опираться по всей площади на песок или геотекстиль. Для удержания каждой плиты на месте используют минимум два деревянных колышка, забиваемых заподлицо с поверхностью теплоизолирующего слоя. Работа строительного оборудования непосредственно по теплоизолирующему слою из пенопласта не допускается. В конструкциях типа В и С первый над плитами Styrofoam слой песка нужно отсыпать на толщину не менее 0,2 - 0,25 м в плотном теле способом «от себя». Толщина слоя песка зависит от типа уплотняющих средств. После уплотнения этого слоя песка можно придерживаться обычной строительной практики.
В конструкциях типа А цементобетон можно укладывать непосредственно на плиты пенопласта Styrofoam.