ЗОНА ОБСЛУЖИВАНИЯ: ПЛАНИРОВКА
Размер помещения, занимаемого рестораном, может быть различным, что в основном зависит от типа предлагаемого обслуживания и ассортимента меню. Чем больше выбор блюд в меню, тем, как правило, больше помещение ресторана. Приведем примерные нормы площади на одно посадочное место. Можно заметить, что для заведений, предлагающих более обширный выбор и больше свободы перемещения, предусмотрены более высокие нормы площади на одно посадочное место. Итак, для предприятий общественного питания рекомендованы следующие стандартные нормы площади на одно посадочное место в зале в зависимости от типа обслуживания и категории заведения1:
Ш. Площадь на одно Тип обслуживания ^
J посадочное место, кв. футы (кв. м)
Банкетное (как минимум) 10—11 (0,9—1,02)
Буфетное 12—18 (1,1—1,67)
Семейного типа 13—16 (1,21—1,49)
Фастфуд 10—14 (0,9—1,3)
За столиками (низшая ценовая категория) 11—14 (1,02—1,3)
За столиками (высшая ценовая категория) 15—18 (1,39—1,67)
Прилавок, стойка 18—20 (1,67—1,86)
Дополнительные рекомендованные нормативы площади состоят в следующем2.
• Между спинками стульев соседних столов должен быть проход шириной не менее 18 дюймов (0,46 м).
• Технические проходы между столами (для официантов) шириной 36 дюймов (0,91 м).
• Основные проходы для посетителей — не менее 48 дюймов (1,22 м).
• От спинки стула до края стола — не менее 18 дюймов (0,46 м).
• От края сиденья до внутренней части стола свободное пространство для ног — примерно 12 дюймов (0,3 м).
• Для инвалидного кресла — проход шириной не менее 32 дюймов (0,81 м), высота стола — 27 дюймов (0,69 м), ширина — 0,76 (30) и глубина пространства под столешницей — 19 (0,48 м).
Основу расчета берут один час. По сути, это среднее время, которое проводит посетитель за едой определенного типа (ланчем, обедом). Например, если посетители в среднем проводят в заведении полчаса за ланчем, то клиентооборот составляет раза два в час. Этот показатель в значительной степени зависит от времени суток и типа обслуживания. Так, обедающая компания задержится намного дольше, чем служащие, зашедшие в перерыв на ланч. Следовательно, в первом случае оборот будет варьировать от 1/2 до 1 (показывая, что посетитель в среднем пребывает в заведении от двух до одного часа), а во втором — в пределах 1—2 1/2. У кафетериев средний клиентооборот обычно еще выше, от 1 1/2 до 2 1/2 для заведений коммерческого профиля и до 2—3 для корпоративного и студенческого общественного питания.