ЗАКУПКА
«Первостепенная функция любого оператора общественного питания состоит в трансформации продуктов питания в готовые блюда»1. Предприятие общественного питания создает прибыль за счет как можно более эффективного преобразования исходных продуктов в блюда и напитки и подачи их клиентам. Понятно, что высококачественное блюдо возможно приготовить только из высококачественных компонентов. Отсюда и огромная важность процесса закупки. Его цель — «получить продукты правильного качества и в правильных количествах, в правильное время и по правильной цене у правильного поставщика2».
Прогнозирование После разработки меню следующая задача — определить число порций каждого наименования для каждого обеденного часа. Это позволит примерно рассчитать количество продуктов, которые надо заказать поставщикам. Самый простой и широко используемый способ прогнозирования, — брать за основу среднее количество блюд, заказанных в предыдущий период. Неточный прогноз приведет к излишкам или недостатку продуктов, необходимых для приготовления блюд. Если заказать слишком много, уровень потерь возрастает, если слишком мало — ресторан не сможет удовлетворить запросы клиентов. Для более
Точного прогнозирования рестораны используют специальные компьютерные программы.
Требуемое количество Стандартная процедура определения количества закупаемых продуктов включает пять этапов3.
1. На основании рецепта определяется коэффициент прогнозируемого количества порций данного блюда. Предположим, нормативный рецепт рассчитан на приготовление 50 порций, число прогнозируемых порций будет равно 150, значит, коэффициент будет 150 : 50 = 3.
3. Выбирается оптовая упаковка (коробку, ящик, поддон и т. п.), наиболее соответствующая объему по требуемому количеству продукта.
4. Такие расчеты производятся по каждому наименованию меню сегодняшнего дня.
5. Рассчитывается количество каждого продукта, необходимое для закупки при данном ассортименте меню. При этом следует учитывать не только потребности в продуктах, но и наличие их на складе в данный момент, наличие свободной складской площади, сезонную доступность того или иного продукта, периодичность поставок. Последний фактор может быть разным у каждого ресторана в зависимости от договорных условий с поставщиками. Чтобы не хранить слишком большие запасы, ресторану следует договориться с поставщиками о регулярном их пополнении. После всех расчетов настает время заполнять заявочные формы и передавать поставщикам.