Взыскания
До чего же многие менеджеры любят наказывать подчиненных! Они думают, что, предлагая негативные последствия за негативный образчик поведения, способствуют закреплению желаемого поведения. Предположим, работник опоздал на смену. Ему говорят: «Еще одно опоздание в этом месяце, и вы будете уволены». Неправильное поведение — это опоздание на смену, наказание — угроза увольнения; цель всего этого — устранить в будущем негативное поведение, т. е. прекратить опоздания.
Однако при злоупотреблении взысканиями как способом борьбы за дисциплину возникает несколько проблем. С одной стороны, работник действительно пожелает изменить неправильное поведение. А может, ему захочется избежать наказания, не трудясь изменить поведение? Предположим, встает он утром и обнаруживает, что снова проспал. Вместо того чтобы тащиться на работу и получить обещанное возмездие, он позвонит и наврет, что приболел и вообще не выйдет на смену. Или другой пример: управляющий выговаривает шефу кухни: «Не заставляйте меня снова ловить вас на том, что затраты на блюда такие высокие». На что шеф пробормочет себе под нос: «Не приставай, не поймаешь. Как бы не так». А результат — негативное поведение не исключено, а только подавлено. Шеф вообще может пойти на обман. И вообще, если руководитель обращается к работникам, только чтобы указать на очередную ошибку, климат в организации сложится негативный, хорошей работе не способствующий.