Три шага к высоким уровням производительности
Цель изучения. Выявить шесть параметров организационного климата.
К сожалению, сегодня ресторанный бизнес Америки захлестнула волна производственных преступлений, совершаемых почасовыми работниками. Нарушения самые разнообразные — от несоблюдения санитарно-гигиенических норм приготовления пищи до воровства пищевых продуктов и дискриминации. Такое криминальное поведение можно приписать нескольким факторам, два из которых — неудовлетворительный тренинг и ошибки в процессе найма.
Для решения этой проблемы большое значение имеют отличное управление рестораном и должный тренинг персонала. Однако есть и ряд дополнительных шагов, которые необходимо предпринять для снижения потерь от непродуктивного поведения работников.
Установить стандарты производительности. Конечно, невозможно напрямую оценить точное число производственных нарушений в ресторане, можно косвенно оценить размах проблемы. Проведение опросов персонала, непосредственно касающихся производительности их работы, — отличный способ локализовать проблемные зоны. Более того, опросы обеспечивают постоянную обратную связь, которая может быть очень полезна как способ восстановить эффективность убыточных заведений.
Разработать по-настоящему эффективный процесс отбора персонала для почасовой работы. Если не брать на работу тех, кто потенциально может стать нарушителем, это позволит избежать многих производственных преступлений. Самый надежный способ — профессионально разработанный процесс проведения собеседований и тестирования.
Развить ресторанную культуру продуктивности. Это не только поможет резко сократить число производственных преступлений, но станет мощным стимулом надежности, командного духа и честности.
Источник: National Restaurant News, «Stopping Crime Does Pay: Correcting Counterproductive Behaviors Books Profits—Opinion», January 5, 2004.
Вопрос для обсуждения. Предложите три рекомендации ресторану, который ведет борьбу с непродуктивным поведением работников.
Второй параметр деятельности — обязательность работников — то, в какой степени они преданы организации и считают своим долгом реализацию ее целей; насколько реалистичными они считают ее цели; в какой мере они вовлечены в процесс постановки целей, а также то, насколько их деятельность оценивается с точки зрения достижения целей организации. У ресторанных операторов могут быть такие определенные цели, как доходность, отдача от вложенного капитала,
удовлетворение клиентов, обеспечение должного санитарного состояния. Эти цели достигаются (или не достигаются) усилиями персонала. Следовательно, достижение организационных целей зависит от того, насколько работники считают это своей обязанностью, насколько они преданны организации, чтобы действовать на ее пользу. Чем сильнее преданность делу и обязательность, тем больше вероятность, что цели будут достигнуты.
Третий параметр деятельности — стандарты. Они показывают, насколько хорошо работники воспринимают сигналы руководства о важности того или иного элемента работы, в какой степени они ощущают давление руководства, заставляющее постоянно повышать эффективность своей работы. Бывает так, что индивидуальные стандарты работника выше организационных. Возьмем для примера ресторан, который видит свою цель в обеспечении должного итогового показателя деятельности. Поэтому он старательно урезает затраты, связанные с обслуживанием клиентов, уходом за оборудованием и тренингом персонала. Руководство может считать свои стандарты — низкие затраты и высокую прибыль — высокими.
А у работников восприятие будет совсем иным. Они, напротив, будут считать стандарты ресторана, которые, на их взгляд, отражены в экономии на обслуживании, ремонте и техническом уходе за оборудованием и на обучении, низкими. Соответственно они будут регулировать и свою работу. В знаменитом бестселлере In Search of Excellence[15] авторы сопоставляют итоговый результат компаний, которые делают упор на финансовых целях (прибыли и рентабельности инвестиций), и тех, кто ориентируется на нефинансовые цели, такие, как удовлетворенность клиентов или качество12. И что же получается? У последних итоговые показатели на деле куда лучше, чем у первых, которые как раз и делают основной упор на финансовых целях. В качестве одного из объяснений данного феномена можно отметить, что в первом случае работникам труднее соотнести свою собственную работу с финансовыми целями всей компании, хотя бы потому, что они вряд ли лично вовлечены в процесс получения отдачи от вложенных инвестиций или допущены к программе участия в прибылях компании. Зато гораздо больше работников могут соотнести свой труд с такой целью, как повышение удовлетворенности клиентов или обеспечение качества сервиса, — находясь в постоянном контакте с клиентурой, они понимают, что нужно для удовлетворения запросов клиентов.
Параметры уровня развития Первым параметром, характеризующим уровень развития компании, считается чувство ответственности работников, то, в какой степени они ощущают личную ответственность за свою работы, в какой степени линейные руководители поощряют инициативу на местах, а работники ощущают свою самостоятельность. Работник, по каждому мелкому поводу вынужденный испрашивать разрешения начальства, таким ощущением не обладает.
Второй параметр — признание, т. е. обстановка, в которой преобладающая форма обратной связи — вознаграждение членов организации за хорошую работу, а не критика и наказания. В таком организационном климате действует система профессионального роста, открывающая лучшим путь наверх; в ресторане с та - ким организационным климатом система поощрения обусловлена отличными результатами работы. А как многие из нас реагируют на фразу «Вас желает видеть руководство»? Не правда ли, первое невольное ощущение — страх, первая мысль — наверное, я где-то напортачил, сделал что-то не так. Это очень смахивает на принятый в бухгалтерии метод управления затратами по отклонениям — пока все идет гладко, пока поставленные цели реализуются, а затраты не выходят из намеченного диапазона, руководство не обращает на них внимания. Но стоит какому - нибудь показателю отклониться от заранее намеченной траектории, скажем, объем продаж слегка упал, и — караул, внимание руководства уже приковано к провинившемуся участку, и энергичные меры по восстановлению порядка уже в действии. Точно так же недальновидное начальство поступает со своими работниками — не обращает на них внимания, пока они действуют как надо — понятно, что время у руководителя расписано до минуты, — зато немедленно обрушивает свой гнев на того, кто ошибся. В итоге работник имеет «счастье» общаться со своим руководителем, только если допустит промах. Такой климат может побудить работника намеренно сделать что-то не так, зная, что это — единственный способ привлечь внимание начальника к своей скромной персоне, пусть даже это внимание выльется в критику и попреки. А в принципе известно, что отсутствие обратной связи, иными словами, равнодушие, еще хуже, чем наказание.
Обратимся к третьему параметру, к командной работе. Это осознание работником своей принадлежности к организации, которую он воспринимает как сплоченную команду единомышленников. При этом между работниками существует взаимное доверие, каждый испытывает лояльность к своей компании и знает, что это чувство разделяют и его коллеги. Это чувство локтя, когда все действуют совместно, а не один против другого, когда и руководство и персонал действуют в одном направлении, когда (возвращаясь в ресторанный контекст) кухня не конфликтует с залом и официант не пытается поставить повара и наоборот.