Теории лидерства
Со временем теории лидерства претерпевают изменения. Так, популярные в 1920—1950-х годах теории фокусировали внимание на личностных характеристиках, необходимых лидеру, таких, как ум, амбициозность, доминирование. Однако в 1950-х получили развитие бихевиористские теории, которые исходили из того, что эффективность лидерства зависит не от личных качеств, а от поведения лидера. Потом были ситуационные теории — они строились на идее, что для разработки эффективной стратегии лидерства необходимо учитывать особенности работников, а также положение, в котором в данный момент пребывает бизнес.
Теории личных качеств В ранних работах по этим теориям присутствовала некоторая неопределенность в наборе качеств, которыми должен обладать эффективный лидер. Более поздние исследования упорядочили этот набор. Нашлось достаточно доказательств важности для лидера обладать следующими личностными чертами20:
упорством и настойчивостью в достижении целей;
уверенностью в себе;
способностью влиять на других;
способностью мириться с разочарованиями (несгибаемостью под влиянием неблагоприятных обстоятельств).
Все это, вместе взятое, рождает все же довольно расплывчатый портрет лидера. И хотя сегодня никто не отрицает, что определенные качества есть важная составляющая личности лидера, однако их наличие еще не делает человека таковым. И наоборот.
Бихевиористские теории Поскольку теории качеств оказались не способны разгадать загадку эффективности лидера, ученые решили сосредоточить внимание на тех поведенческих установках, которые оказываются действенны в этом смысле.
Так, давние исследования Университета штата Мичиган показали, что лидерство значительно более эффективно, когда упор делается не на реализации производственных целей, а на постановке дерзких целей и полном сосредоточении внимания на работниках, реализующих эти цели.
Более поздние исследования Университета штата Огайо выявили два параметра управленческого поведения — забота о людях (чуткость) и забота о производстве (инструментальность), — аналогичные тем, что Р. Блэйк и Дж. Мутон положили в основу своей популярной таблицы стилей управления. Это двумерная поведенческая модель лидерства, где на горизонтальной оси располагается забота о производстве (сосредоточенность на выполнении заданий), а на вертикальной — забота о людях (внимание к нуждам работников), позволила выявить пять стилей лидерства21.
Душевный менеджмент (Менеджмент загородного клуба) — высокая степень за
Боты о людях при низкой степени заботы о производстве. Атмосфера на работе дружеская и доброжелательная, никого не заставляют особо напрягаться.
Потерянное управление (Ослабленный менеджмент) — никаких особых забот ни о людях, ни о производственных нуждах. Все проявляют ровно столько усилий, сколько требуется, чтобы не потерять работу.