Составляем маркетинговый план
Цели изучения. Указать этапы разработки маркетингового плана. Объяснить, как производить мониторинг каждого этапа плана в целях обеспечения его эффективности.
Каждый маркетинговый план должен непременно отвечать потребностям и учитывать особенности деятельности ресторана. Однако существует стандартный набор компонентов, без которого не обойдется маркетинговый план компании, чем бы она ни занималась. В частности, в нем обязательно должны присутствовать такие разделы, как ситуационный анализ, маркетинговая стратегия, прогноз продаж и бюджет (смета) расходов.
• Ситуационный анализ, как правило, включает анализ рынка, SWOT-анализ (сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы внешней среды) и анализ конкурентов. Анализ рынка, в свою очередь, предполагает рыночный прогноз (оценка ожидаемого спроса), сегментирование, информацию о потребителе и анализ потребностей рынка (востребованности услуг данного заведения).
• Маркетинговая стратегия: этот раздел как минимум должен содержать сформулированную миссию заведения (компании), задачи и цели, а также суть сфокусированной стратегии, включая методы фокусирования на конкретных сегментах рынка и позиционирование услуг заведения.
• Прогноз продаж должен содержать достаточный объем информации, причем детализированной, который позволил бы отслеживать уровень продаж по месяцам и проводить анализ соотношения прогноза реальному положению дел. Помимо этого, в данный раздел, как правило, включают прогнозы по отдельным продуктам, по регионам или рыночным сегментам, а также по каналам распределения по менеджерам и прочим аналогичным элементам. Одного только прогноза продаж едва ли достаточно для этого раздела.
• Бюджет расходов должен быть достаточно детальным, чтобы отслеживать расходы по месяцам и сопоставлять реальные цифры с прогнозными. В этот раздел также включают конкретные тактики продаж, программы, распределение обязанностей менеджеров, методы продвижения и пр. Бюджет расходов — это минимум того, что должен содержать данный раздел.
Перечисленные выше требования к маркетинговому плану представляют собой необходимый минимум; для идеального плана их, конечно, недостаточно. В большинстве случаев в маркетинговый план включается также пояснительная записка, в которой рассматриваются последствия, риски и вероятные непредвиденные обстоятельства, а также проблемы, ожидающие решения.
Составьте конкретный план действий
Не забывайте, что планирование осуществляется не ради самого процесса, а достижения конкретных результатов. Именно по результатам оценивается маркетинговый план. Воплощение вашего плана в жизнь гораздо важнее, нежели разработка креативных идей или проведение массированного обследования рынка. Вы можете изначально сделать план более выполнимым, заложив в него конкретные задачи, реализацию которых можно отслеживать и на основании этого корректировать план. Для удовлетворительного окончательного результата критически важен текущий анализ выполнения плана посредством сопоставления реальных достижений с плановыми на каждом этапе реализации — постарайтесь заложить эту процедуру в каждый этап своего плана.
Источники: Berry, Tim, and Wilson, Doug «The Essential Ingredients of an Effective Marketing Plan», Http://marketingsurvivalkit. com/marketing-plan-tips. htm (May 26, 2004). Manktelow, James, «Understanding Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats. SWOT Analysis», Www. mindtools. com/pages/article/newTMC_05.htm (May 26, 2004).
Вопрос для обсуждения. Поясните, почему эти компоненты маркетингового плана столь важны для любой организации?
Второй источник сведений о клиентах — сотрудники и менеджеры. Вот формальная процедура: маркетологи снабжают головной офис компании — владельца сети ресторанов информацией с мест, осуществляя репрезентативную выборку заведений исходя из их территориального нахождения и объема продаж. Накапливаются данные по следующим показателям5:
• объем продаж по дням и по неделям;
• операционные издержки;
• структура продаж;
• рекламная деятельность;
• деятельность по стимулированию продаж;
• конкурирующие действия;
• общая характеристика бизнес-обстановки на месте.
На неформальном уровне сведения о клиентах можно получить непосредственно у персонала и руководства заведения — ведь они находятся в повседневном контакте с клиентами. И хотя эти сведения недотягивают до строго научных, они весьма полезны, так как помогают прояснить общую картину: установить, какие блюда пользуются наибольшим спросом и почему, что нравится или не нравится посетителям, люди какого типа и в какие дни недели посещают ресторан. Этот способ сбора информации полезен также еще и тем, что сотрудники воспринимают интерес к их мнению по поводу клиентов как признание их значимости. Этим можно пользоваться и в целях мотивации.
Третий способ, сбор информации у самих клиентов, имеет более формальный характер: его главный инструмент — вопросник или анкета. При разработке такого вопросника сначала следует определить цели обследования, наметить перечень вопросов, которые позволят получить требуемую информацию, выбрать подходящую методику анализа ответов, а потом уж проводить само обследование.
Самый простой вид данных, хотя и весьма даже полезный, — это почтовый индекс места жительства посетителей. Многие рестораны привлекают клиентов из ближайших районов. По оценкам некоторых консультантов, до 80% ресторанного бизнеса создают клиенты, проживающие в радиусе 3 миль от заведения. Должным образом проинструктированные официанты и/или кассиры могут спрашивать почтовые индексы их места жительства и работы клиентов.
Кроме того, мнение посетителей — самый надежный способ определить, чем ресторан хорош, а чем — плох. Увеличить продажи и количество посетителей позволит определение потребительского профиля и привлечение посетителей, соответствующих ему.
Один из методов получения такой информации — работа с фокус-группами. Фокус-группа включает, как правило, шесть—десять клиентов; обсуждение проводит подготовленный модератор, который резюмирует впечатления клиентов и направляет ход обсуждения. Последовательность вопросов строится от общего к частному, они сосредоточены на мотивах, ощущениях, впечатлениях клиентов, а также их гастрономических предпочтениях. Может с точки зрения статистики это сведения ненадежные, зато весьма полезные, потому что позволяют определить мотивы поведения клиентов.
Излюбленный метод рестораторов в части сбора информации — карточки замечаний клиентов. Хотя, возможно, это метод изначально не совсем объективен. Известно, что клиент не станет жаловаться по пустякам, должен быть уж очень серьезный повод для недовольства. А то, что клиент слегка недоволен или просто не впечатлен заведением, становится очевидно, только когда он перестает посещать заведение.
Заведение Анализ заведения — метод, позволяющий объективно оценить сильные и слабые стороны его деятельности. «Типичный» контрольный список оценивает заведение и его конкурентоспособность по следующим факторам6:
• разнообразие ассортимента;
• привлекательность ассортимента;
• качество блюд/напитков;
• вкусовые качества блюд/напитков;
• сочетаемость блюд и напитков;
• размер порций;
• скорость обслуживания;
• качество обслуживания;
• предупредительность персонала;
• методы стимулирования продаж;
• заметность заведения;
• имидж заведения;
• уровень продаж;
• точки продаж;
• специальные предложения happy hour — «час удачи» (период затишья между дневным и вечерним наплывом посетителей).
Единственная беда — этот чудесный перечень не может отразить, насколько каждый из этих факторов важен для клиентов. Поэтому лучше всего начать анализ заведения с того, что взглянуть на него глазами посетителей. Если сначала выявить моменты, наиболее важные с точки зрения клиентов, а потом заложить соответствующие вопросы в этот перечень, само обследование гарантированно будет сосредоточенно именно на клиенте. Например, если в ресторане имеется отличный салат-бар (или салатная стойка), но этот момент не слишком интересует посетителей, то как его квалифицировать — как сильную сторону заведения, слабую или вообще нейтральную?
Предположим, для представителей одного рыночного сегмента привлекательны рестораны, обладающие:
(1) качественной едой;
(2) приятной располагающей обстановкой;
(3) чистотой;
(4) дружелюбной атмосферой;
(5) свежеприготовленными блюдами и из свежих ингредиентов.
Если ресторан ориентируется именно на этот сегмент рынка, ему следует узнать у своих посетителей, какой смысл они вкладывают в перечисленные понятия, а затем на основе полученных ответов составить перечень контрольных вопросов, которые и позволят оценить ресторан и его привлекательность по сравнению с конкурирующими заведениями.
Некоторые рестораторы для оценки деятельности заведения задействуют мнимых клиентов. Они никогда не раскрывают свое инкогнито и для персонала остаются обычными, ничем не выделяющимися посетителями. Их задача — выборочно оценивать разные параметры деятельности ресторана. В первый месяц работы заведения подсылают трех-четырех мнимых клиентов, а потом — не реже одного раза в месяц. На стол руководства ложатся отчеты о внешнем виде заведения, его интерьере и фирменных особенностях внешнего и внутреннего оформления, а также комментарии о внешнем виде, расторопности и качестве работы обслуживающего персонала.
Конкуренты Конкурирующим считается любое заведение из тех, что привлекает ту же потребительскую аудиторию, что и ваше. Суть конкурентного анализа в том, чтобы сравнить данное заведение со всеми конкурирующими в этом же сегменте рынка. Такой анализ проводится в целях выявления следующих фактов7:
(1) прибыльные сегменты рынка, обслуживаемые конкурентами, но не обслуживаемые данным заведением;
(2) конкурентные выгоды или преимущества данного заведения, которым конкуренты не могут ничего противопоставить;
(3) изъяны маркетинговой стратегии конкурентов, которые можно использовать к выгоде данного заведения.
Конкурентный анализ требует как можно большего объема полезной информации о конкурентах и включает посещение конкурирующих заведений и оценку эффективности их рекламы.