Руководство по ориентации
Цель изучения. Разработать эффективную ориентационную программу для новых сотрудников.
Руководства по ориентации новых сотрудников стали горячим товаром среди менеджеров, поскольку они позволяют разработать действенную программу ориентации новичков, которая гарантирует должную подготовленность, тренинг и осведомленность персонала о всех тонкостях их собственной работы и функционирования заведения, в котором они служат. Как правило, руководство включает следующие вопросы. (1) Порядок работы:
фиксирование времени прихода на работу и политика заведения в отношении опоздавших
курение — информирование о соответствующем запрете или о разрешении, с указанием мест для курения
шумная возня, шутки и игры — информирование об их допустимости — с уточнением места и времени, когда это разрешено — или запрете
пользование телефоном — разъяснение политики заведения в отношении использования для личных звонков служебных телефонов и пользовании сотовыми телефонами
ответы на телефонные звонки в заведение — четко разъяснить, какими словами работник должен приветствовать звонящего, как представляться и отвечать на вопросы порядок представления ходатайств и просьб работников оплата труда — указать дни получения заработной платы выплата аванса
Личная собственность работника на рабочем месте личное предпринимательство — допустимо ли и в каких пределах
Возрастные требования — четкое указание возрастных пределов для каждой должности несчастные случаи
Политика заведения в отношении порядка разрешения жалоб клиентов
Питание работников — бесплатно ли предоставляется или со скидками
Перерывы — разъяснение политики заведения в отношении разрешенных перерывов для работников парковка личного автотранспорта работника распределение по сменам — объяснение процесса расстановки персонала по сменам, указание времени и места, где вывешивается расписание и состав смен; дресс-код: требует особой конкретизации, чтобы работник четко понял требования
Личная гигиена:
необходимость аккуратной стрижки и прически
требования к чистоте и аккуратности униформы
требование к состоянию рук — всегда чисто вымыты, без ран и порезов
требования к состоянию ногтей рук — всегда коротко острижены и тщательно вымыты
особо оговаривается правило обязательного мытья рук после посещения туалетной комнаты, приема пищи, курения
Дополнительные выплаты и льготы работникам:
страховка — разъяснение критериев, дающих работнику право на страховку работодателем
продвижение по службе — непременное включение пункта о предоставлении работодателем равных условий трудоустройства и продвижении исключительно на основе профессиональных качеств и уровня эффективности работы
тренинг — объяснение структуры программы обучения персонала
униформа — разъяснение политики заведения в отношении униформы и соответствующие требования к работникам
отпуск — разъяснение политики компании по предоставлению оплачиваемых отпусков, продолжительности отпуска, права работника на получение оплачиваемого отпуска
Общие сведения о меню:
краткая характеристика особенностей меню с примерами. Разъяснение обязанностей и требований официантов к кухне и поваров к официантам
составление отдельных руководств по всем блюдам меню и по винной карте
Приветствие гостей, рассаживание в зале, обслуживание за столиками:
перечень требований к идеальному обслуживанию столика
подробное разъяснение, как пробивать чек на оплату заказа клиента
схема помещений ресторана (включая зал) с указанием градации посадочных мест
Принятые в руководстве сокращения
Пункт о неприемлемости пьянства и запрете принимать алкогольные напитки при исполнении служебных обязанностей
Согласие работника со всеми пунктами наставления, его личная подпись.
Источник: National Restaurant Association's How-To Series, «How to Write an Employee Manual», October 2000, Http://www. restaurant. org/business/howto/eemanual. cfm
Вопросы для обсуждения. В чем важность руководства по ориентации новых сотрудников? Как вы думаете, все ли рестораны берут за основу данные рекомендации для разработки своих руководств? Обоснуйте свою точку зрения.
Существует опасность перегрузить новичка информацией, особенно в первый день. Это и так самое трудное для него время: оказаться в новой обстановке, познакомиться с множеством новых людей, в том числе и своих будущих начальников, соприкоснуться с клиентами — все это может коренным образом отличаться от его прошлого опыта. Поэтому новичку трудно усвоить сразу большой объем информации, хотя именно в первые дни работы контакты новичка и организации особенно интенсивны и закладывают основу будущих долгосрочных взаимоотношений новичка и работодателя.
Чтобы не перегружать новичка информацией, значительную ее часть ему предоставляют в письменной форме, в виде инструкции, справочника (настольной книги). Затем более или менее освоившийся новичок подписывает заявление о том, что ознакомлен с правилами работы заведения. Этим организация ограждает себя от риска судебных исков со стороны работников, которые могли бы обвинить работодателя, что он не предоставил им заранее какой-либо важной информации. Этот момент особенно важен для работников, чья обязанность — поддерживать и укреплять правила внутреннего распорядка.
Заключительная часть программы ориентации — оценка ее эффективности и послепрограммное сопровождение. Слишком часто делается ложный вывод, что новый сотрудник, пройдя ориентационную программу, усвоил все необходимые ему сведения. В сущности, цель таких программ — обеспечить усвоение работником информации, которую руководство считает важной. По этой причине в некоторых компаниях по прошествии нескольких недель принято экзаменовать новичков, чтобы определить, насколько они преуспели в ориентации.