Рестораны быстрого обслуживания делают ставку на салаты
Цель изучения. Ознакомиться с тенденциями в области ассортимента меню.
Вводя в свои меню ассортимент салатов, рестораны быстрого обслуживания надеются повысить продажи и привлечь потребителей из других демографических сегментов. Эту инициативу подхватили такие сети фастфуда, как KFC, Burger King, Wendy's, McDonald's, El Pollo Loco и Carl's Jr. Recently, — у каждой в меню представлен неплохой выбор превосходных салатов.
«Мы постоянно терпим нападки всевозможных общественных групп, которые взяли за моду обвинять нас, что мы озабочены только тем, чтобы делать деньги на фастфуде, и якобы, совершенно не заботимся о здоровье наших потребителей — пичкаем их сплошным холестерином, вредными жирами и триглицеридами, — сетует Ллойд М. Гордон, президент Consulting, Inc. — Чтобы преодолеть это недоразумение и поправить свою репутацию, мы должны предложить нашим потребителям альтернативу той еде, которую они считают вредной».
Всю плодотворность идеи включения в меню салатов первой из операторов быстрого питания осознала сеть Wendy's и предложила своим посетителям салаты из свежих овощей с оригинальными приправами и романтическим названием Garden Sensations. Видя успех Wendy's, остальные игроки этого ресторанного сегмента осознали ценность идеи и немедленно включили салаты в меню. Линда Бич, старший менеджер по продукции для всех 1880 заведений сети Jack in the Box, говорит, что посетители желают видеть альтернативу всем этим гамбургерам и сэндвичам с курятиной, да и тенденции в питании все больше склоняются в сторону более здоровой и полезной для организма пищи. И хотя рестораны фастфуда как раз и прославились своими гамбургерами, их посетители желают теперь увидеть в своих любимых заведениях более разнообразный и здоровый ассортимент.
Источник: Lohmeyer, Lori, «Fast Feeders Seek to Raise Bar, Toss around Salad Ideas», Nation's Restaurant News, vol. 37, no. 16, April 21, 2003, p. 1.
Вопрос для обсуждения. Объясните, какую роль отводят салатам рестораны быстрого питания в привлечении новых демографических сегментов и повышении продаж. Чем это объясняется?
Сами блюда составляют только часть впечатлений от ресторанной трапезы. Какой-нибудь особый десерт, например специально политый спиртосодержащей жидкостью, поджигаемой при подаче на стол, создает оригинальный эффект, и это привлекает внимание к клиенту, возвышая его в глазах окружающих. Такой момент славы запросто может перевесить цену, которую он заплатит за свое
фламбированное блюдо. Таким образом, при рассматриваемом подходе цена определяется исходя из того, что готов заплатить клиент.
Воспринимаемая потребителем ценность определяется не только вкусом и видом блюда на тарелке, которую принес официант. Очень возможно, что клиент готов платить больше за блюда, которые в меню рекламируются как свежеприготовленные из свежих ингредиентов. Считается также, что обед должен стоить дороже, чем ланч, что за обслуживание стоит платить больше, чем за самообслуживание, что располагающая уютная атмосфера заведения заслуживает большей платы, чем аскетическая и сугубо функциональная. Ресторан фастфуда известного бренда котируется в глазах потребителя выше, чем заведение той же категории, но независимого оператора, — первый, как считается, предлагает больше ценности, чем второй. Хотя, когда речь идет о заведениях высокой кухни, действует обратная логика. Можно предпринять ряд шагов, чтобы повысить воспринимаемую ценность ресторанного опыта (см. гл. 4). В то же время далее будет показано, что цену можно установить таким образом, что она будет выглядеть меньше, чем на самом деле.
В рамках философии ценообразования на основе спроса/воспринимаемой ценности существует два основных подхода: снятие сливок и проникновение на рынок3. Как известно из экономики, по мере роста цены продукта спрос на него снижается. Совокупный доход от продукта определяется его ценой и количеством покупок.
Снятие сливок В рамках этого подхода к ценообразованию ресторанный оператор назначает достаточно высокую цену на какой-либо продукт, который вызовет интерес у довольно узкого потребительского сегмента. Лучше всего этот подход срабатывает в тех случаях, когда целевой сегмент составляет лишь небольшую часть обширного потенциального рынка, однако представители этого сегмента готовы платить высокую цену и располагают соответствующими материальными возможностями. При этом отсутствует угроза, что конкуренты, предлагающие аналогичный продукт, смогут сбить цену, а кроме того, в восприятии клиентов приобретенная ценность (а в ресторанном бизнесе она воплощается в опыте посещения заведения) значительно превышает запрашиваемую за нее цену.
Проникновение на рынок В основе этого подхода к ценообразованию лежит противоположная логика — на продукт назначается как можно более низкая цена, естественно, при условии, что она обеспечит прибыль. Цель состоит в том, чтобы привлечь как можно большее число потребителей. В идеале низкие цены должны обеспечить лояльность потребителей, более частые посещения заведения, а это, в свою очередь, означает более высокий объем продаж и долгосрочную прибыльность. Эта философия дает наилучшие результаты в случае ценовой эластичности спроса, т. е. когда изменение цены существенно влияет на величину спроса, и более низкий уровень цен заведения выводит из игры конкурентов, лишая их возможности покуситься на завоеванную долю рынка.
Применять этот подход надо с известной долей осмотрительности. Прежде чем снизить цену в расчете на то, что это стимулирует продажи, следует сделать расчеты. Предположим, стоимость какого-то блюда в меню 12 долл. и продажи 120 порций приносят заведению 1440 долл. выручки. Теперь попробуем снизить цену на 10% — блюдо стоит 10,80 долл. Значит, для того чтобы получить выручку не меньше прежней, надо продать уже 134 порции (10,80 х 134 = 1227,20 долл.). Иными словами, в рассматриваемом примере экономически оправдать снижение цены на 10% может только опережающий рост продаж, а именно тот, что превышает 11,7% ((134 - 120)/120 х 100 = 11,7%).
Конкурентное ценообразование Эта философия предписывает устанавливать цены на том же уровне, что и конкуренты. Обычно ресторанный оператор назначает цену чуть выше или чуть ниже, чем у конкурирующих заведений. Главный недостаток этого подхода в том, что конкурент наделяется «правом» контролировать процесс ценообразования, а между тем у него может быть совсем иная структура затрат, которая как раз и позволяет назначать относительно низкую цену. Заведение, не обладающее этим преимуществом, следуя за таким конкурентом, рискует подорвать собственную прибыльность.
В целом же конкурировать только в сфере цены не рекомендуется, особенно с финансово благополучными конкурентами, которые запросто выдержат эту атаку. Этот метод дает лишь краткосрочный выигрыш. Рост объема продаж за счет привлеченных более низкой ценой клиентов продолжится до тех пор, пока самый слабый конкурент, не способный долго поддерживать низкий уровень цен, не вылетит из бизнеса.
Однако совсем не принимать в расчет конкуренцию тоже не следует. Согласитесь, неразумно предлагать тот же продукт, что и у конкурентов, по более высокой цене. Современный потребитель, очень чуткий к соотношению цены и ценности и хорошо ориентирующийся в рыночной информации, немедленно уйдет к конкурентам.
Ценообразование на основе затрат Установление цен на основе затрат — самая старая философия ценообразования и самая широко применяемая в ресторанном бизнесе. В этом случае цена устанавливается в зависимости от затрат, которые несет ресторатор.
По данным Organic Trade Association (Ассоциации производителей органических продуктов, США), национальный рынок органических продуктов*, достигший в 2005 г. 14 млрд долл., — самый быстро растущий в пищевой индустрии США. Как показывают исследования, 39% американцев регулярно покупают органические продукты. Согласно данным Organic Monitor, в 2002 г. мировой рынок органических продуктов и напитков оценивается в 23 млрд долл.
Источник: Orgainc Trade Association, Http://ota. com/mt. html. Дата посещения сайта — 2 ноября 2005.