Разработка и реализация программы действий
Реализация программы действий предполагает разработку и воплощение в практику конкретных комбинаций маркетинговых действий (маркетинг-микс) для каждого целевого сегмента рынка. Это означает разработку методов выполнения конкретных задач, составление бюджета и распределение обязанностей и ответственности за выполнение программы.
Комплексу маркетинговых действий (маркетинг-микс) разные авторы дают разные определения. Изначально в него включались планирование продукта, ценообразование, дистрибуция, продвижение, обслуживание и рыночные исследования, впоследствии превратившиеся в стандартный набор четырех «Р» (Product, Price, Promotion, Place). Некоторое видоизменение этих элементов в сторону более специфических адаптирует эту концепцию для индустрии гостеприимства. Считается, что маркетинг-микс для индустрии общественного питания состоит из четырех элементов: комплекс «продукт—сервис», ценообразование, комплекс «продвижение—коммуникации» и, наконец, комплекс «место—дистрибуция»11. Конкретный маркетинговый комплекс выбирается с учетом особенностей отрасли, позиции компании на рынке и того, насколько она успешна по сравнению с конкурентами.
Комплекс «продукт—сервис» Этот комплекс охватывает набор продуктов и услуг, которые предлагает заведение в попытке удовлетворить запросы потребителей. Это не только выбор блюд в меню, качество, репутация заведения, его имидж, мебель и элементы декора, внешний вид здания, но и внутренняя планировка, а также особенности предлагаемого сервиса. Иными словами, речь идет о всех включаемых в оплату элементах и оплачиваемых клиентом прямо или косвенно. Указанная в меню цена, например, бифштекса включает стоимость не только самого кушанья, но также тарелки, на которой оно подается, используемых салфеток, окружающей обстановки, даже вида за окном, «цена» которого нашла отражение в стоимости аренды помещения и через механизм ценообразования «переложена на плечи клиента». Потребитель платит даже за свой статус посетителя данного ресторана — если ресторан престижный, визит обойдется значительно дороже.
По мнению Льюиса (Lewis) и Чемберса (Chambers)12, успех нового продукта или услуги обусловлен следующими факторами:
• способностью распознать потребности клиента;
• привлечением ноу-хау и ресурсов, которыми располагает компания;
• разработкой новых продуктов на ключевом рынке компании;
• оценкой эффективности на стадии разработки продукта: тщательной проверкой и тестированием новых идей в основе продукта до принятия решения о выделении средств на его разработку;
• координацией усилий в области исследований, разработки и маркетинга;
• созданием организационной среды, благоприятствующей предприимчивости, инициативности и разумному риску;
• привязкой разработки нового продукта к корпоративным целям.
Цена Отметим следующие моменты. Во-первых, цена важна уже тем, что составляет половину соотношения «цена—ценность», к оптимизации которого стремится клиент. Если гость ресторана вообразит, что приобретенная им ценность не заслуживает уплаченных за нее денег, его впечатления будут однозначно негативными. Во-вторых, в индустрии общественного питания важнейшим цено - образующим фактором служит сам продукт. Однако в цене конечного продукта заложен целый набор постоянных затрат, что, несомненно, повышает ее. Поэтому ресторатор должен найти такой сегмент рынка, представители которого готовы платить цену, которую он вынужден ставить, учитывая необходимость покрывать постоянные затраты. Однако следует всегда помнить, что последнее слово всегда остается за клиентом — именно он решает, заслуживает ли заведение, чтобы платить за визит к нему цены, указанные в его меню. А к сожалению, операторы ресторанного бизнеса часто игнорируют учет мнения клиента как существенный фактор ценообразования13. Известно например, что в 1970-х годах рестораны отреагировали на повышение цен на продукты питания повышением цен меню, иными словами, попытались переложить свои дополнительные расходы на клиентов. Клиенты, однако, решили, что таких цен ресторанная еда не заслуживает, и стали реже посещать рестораны, вот тут на аванс-сцену ресторанной индустрии вышли заведения фастфуда, которые фактически перехватили часть биз-
Неса у ресторанов с полным циклом обслуживания, затем сориентировались и продовольственные магазины и стали предлагать полуфабрикаты клиентам, которым не понравилось повышение цен на фастфуд. Они решили, что лучше поесть дома — и еда уж точно качественная, и обстановка самая удобная. Самые сметливые рестораторы уловили это желание потребителя и быстренько адаптировали свои услуги и цены. Все это рассказано в подтверждение той простой мысли, что именно клиент (потребитель), а вовсе не себестоимость продукта определяет его судьбу — будет он продаваться или останется невостребованным.
Комплекс «продвижение—коммуникации» Этот маркетинговый комплекс включает в себя все коммуникации между компанией и потребителем. Это средства рекламы, изустная молва, мерчандайзинг, стимулирование (продвижение), PR, паблисити и личные продажи. Более подробно об этом расскажем в гл. 4.
Комплекс «место—дистрибуция» Комплекс дистрибуции образует вся совокупность каналов, связывающих компанию и ее потребителей. Каналы могут быть как прямыми, так и косвенными. Прямой канал дистрибуции — заведение напрямую общается со своими клиентами. В случае косвенного канала между заведением и его потребителями находится один или более посредников. Предположим, ресторан решил принять участие в программе обслуживания комплексных туристических поездок (включают проезд, проживание, питание, экскурсии и пр.), и тогда его продвижением занимается туроператор, продвигающий свой тур - продукт. Другой пример — решение разместить купоны на скидки в дисконтной книжке — их часто распространяют в рамках благотворительного сбора средств. Косвенным каналом дистрибуции можно считать и решение ресторана принимать определенные пластиковые кредитные карты: между клиентом и рестораном возникает посредник в лице компании — эмитента кредитных карт.
Прежде чем выбрать канал дистрибуции, следует обдумать несколько моментов. Если существует или предлагается налаженная партнерская сеть распространения, может, именно ее уместнее и использовать. Скажем, стало известно, что выпускники местной школы в рамках благотворительной акции будут продавать дисконтные книжки. Не лучше ли договориться об участии в этом мероприятии и разместить купоны на скидки в этой книжке? Это куда выгоднее, чем дублировать его, тратя силы и средства на распространение рекламных флаеров непосредственно среди родителей и приятелей учащихся.
Несколько лет назад Совет по туризму Шотландии (Scottish Tourist Board) открыл программу под названием Taste of Scotland («Вкус Шотландии»), в рамках которой местным ресторанам было предложено разработать специальное меню на основе продуктов шотландского производства с ценами в пределах указанного ценового диапазона. Взамен Совет предлагал включить информацию об этих ресторанах в рекламный буклет, распространяемый среди туристов. Заметьте, что сеть дистрибуции, которой располагает Совет, недоступна самим ресторанам.
Посредники, действующие в косвенных каналах дистрибуции, зарабатывают тем, что способствуют продажам. Они получают свою плату только после того, как продажа состоялась. Таким образом, для самого ресторана это затраты переменные, тогда как его затраты на организацию прямой дистрибуции относятся к категории постоянных. Суть в том, что действия по продвижению, направленные оператором ресторанного бизнеса непосредственно на потребителя, должны быть полностью им оплачены, независимо от результата — будь то один случайный клиент или целая толпа. С другой стороны, не следует забывать, что любой посредник между рестораном и его потребителями претендует на часть продажной цены, указанной в меню. Если нормальная цена какого-то блюда составляет 18 долл. и заведение продает его непосредственно клиенту, оно и получает все 18 долл. Однако если клиент расплатился кредитной карточкой, часть выручки от продажи возьмут себе компания-эмитент и банк, осуществляющий соответствующую операцию. Владелец экскурсионного бюро, желающий обеспечить экскурсантам питание в данном ресторане, также рассчитывает платить за указанное блюдо меньше 18 долл. — предположим, в сезон планируется привозить в заведение по два автобуса туристов трижды в неделю — это уже массовые потребители, и сделка может считаться оптовой. Следовательно, и цена должна быть оптовой. Конечно, каждый менеджер любого ресторана мечтал бы продавать все блюда исключительно по розничной цене. Однако существуют периоды затишья — в течение дня, недели, года, когда ситуация не позволяет рассчитывать на продажи только по запрашиваемой розничной цене. Тогда и оплата услуг посредников может считаться оправданным шагом.
Здесь особенно важно знать, когда ваш бизнес более всего нуждается в этом, а также какова структура затрат. И тогда ресторатор определит, насколько он может снизить цены без ущерба для прибыльности заведения. Как минимум надо знать точку безубыточности. Как отмечалось в гл. 1, для заведения общественного питания точка безубыточности представляет собой объем продаж на том уровне, который выводит заведение на нулевой уровень: прибыли нет, но все расходы окупаются, а значит, и нет убытков. На точке безубыточности совокупная выручка в точности равна совокупным расходам. Важно отметить, что при объеме продаж выше точки безубыточности все затраты заведения относятся к категории переменных. Если ресторану обеспечена безубыточность, то на продукт можно установить такую цену, которая покрывала бы переменные затраты. Все полученное свыше покрытия переменных затрат представляет собой прибыль.
Третий фактор, который нельзя не учитывать при выборе косвенных каналов дистрибуции, — имидж посредника. Для потребителя образ людей или организаций, занимающихся дистрибуцией продукта, в нашем случае — услуг ресторана, отождествляется с образом самого ресторана. Ресторанному оператору следует убедиться, что имидж и репутация посредника не противоречат тому образу заведения, который он старается внедрить в сознание потребителя.
Прямые продажи услуг ресторана осуществляет непосредственно его персонал. Это люди, специально нанятые ресторанным оператором, поэтому их следует должным образом мотивировать, чтобы они способствовали успеху заведения. Что касается посредников в косвенных каналах, то напрямую мотивировать их невозможно. Ресторатор должен понять их потребности и побуждения и именно на этой основе строить взаимоотношения с ними.
Наконец, последний важный фактор — какой канал дистрибуции более эффективный. Если ресторан слишком полагается на туроператора, который обещает обеспечить существенный поток клиентов-туристов, то туроператор может требовать выгодных ему цен и форм сервиса, угрожая в противном случае переключить свой бизнес на другой ресторан. Однако недавно рестораны северовосточных штатов преуспели в своей попытке снизить процент, отчисляемый компании American Express. Отсюда вывод: ресторанный оператор должен сбалансированно пользоваться разными формами прямой и косвенной дистрибуции, чтобы самому управлять своей судьбой, а не полагаться на милость других участников каналов дистрибуции.
Бюджет Это один из критически важных компонентов программы действий — именно бюджет позволяет перевести пункты программы в плоскость практики. Для разработки бюджета используется ряд методов. Самый распространенный — установить бюджет на основании процента продаж. Обычно рестораны тратят на маркетинг от 0,4 до 6,8% объема продаж, в зависимости от типа заведения: полный комплекс обслуживания или частичное самообслуживание, ограниченное у него меню без обслуживания за столиками или это кафетерий. Этот вариант определения маркетингового бюджета более всего подходит заведениям с высоким процентом повторных посещений. Однако если в конкретном году продажи сократились, то в следующем, пользуясь этой логикой, маркетинговый бюджет тоже сократится, хотя, возможно, уместнее было бы, наоборот, увеличить его.
Еще один метод обеспечить логичный размер маркетингового бюджета — ориентироваться на аналогичные расходы конкурентов. Но по сути это передает коммерческую судьбу заведения в чужие руки. А может, конкуренты допускают ошибку?
Третий метод — определить, сколько денег заведение может выделить на маркетинг исходя из своей финансовой ситуации. Этот метод следует отнести к разряду реагирующих — а уместен ли он при составлении плана действий?
Четвертый метод — самый лучший, хотя и самый сложный. Разрабатывается план, который гарантированно принесет успех, а потом определяется бюджет, который позволит воплотить его в жизнь. Позже можно согласовать запрашиваемый бюджет с финансовыми возможностями бизнеса. Однако суть в том, что первый шаг — определить, сколько денег требуется для реального гарантированного достижения поставленных целей, а уж потом определить, сколько денег готова выложить на это компания. Именно в такой последовательности, и никак не наоборот!
45% американцев в возрасте от 25 до 34 лет прибегают к ресурсам Интернета в поисках информации о ресторанах, которые никогда раньше не посещали.
Источник: National Restaurant Association, http:// Www. restaurant. org/research/ind_glance. cfm, 5 Ноября 2005 Г.